Российский ответ HIMARS: системы «Кама» и «Ураган-1М»

Среди отечественных разработок можно отыскать как минимум парочку машин, способных дать бой HIMARS по совокупности параметров.

«Химера» не одна такая

Одним из главных преимуществ зарубежных колесных РСЗО HIMARS является высокая мобильность и скрытность. Трехосный 300-сильный грузовик FMTV со сложенным пусковым блоком не сильно отличается от обычной военной машины. Это позволяет HIMARS оставаться незамеченными для воздушной разведки и за счёт высокой удельной мощности оперативно покидать зону пуска ракет. Средняя скорость перемещения по дорогам общего пользования у машины аналогична отечественной РСЗО «Град». Если присовокупить к этому высокую скорость полета, дальность и точность, то каждый HIMARS – это достаточно опасный, пусть и переоценённый, противник. Российские зенитчики уже научились поражать ракеты, несмотря на низкую эффективную площадь рассеивания целей – не более 0,1. Злые языки в пропагандистских каналах уже успели окрестить импортную технику не имеющей аналогов в мире, тем более в России. Но это не так. Среди отечественных разработок можно отыскать как минимум парочку машин, способных дать бой импортным самозванцам по совокупности параметров.

Начнём с системы, которая уже принята на вооружение – РСЗО 9А53 «Ураган-1М». До спецоперации об этой машине мало кто вспоминал, но искусственный ажиотаж вокруг HIMARS и гусеничного MLRS заставляет обратить особое внимание на эту уникальную разработку. РЗСО базируется на четырехосном шасси МЗКТ-7930 «Астролог», что в своё время вызвало немало споров. Лет 8-9 назад, когда союз Белоруссии и России был не столь однозначен, рассматривался вопрос о замене минского шасси брянской «Вощиной-1». На последней, к слову, базируют отечественные системы ПВО, например, С-350 «Витязь» и С-400 «Триумф». У критиков было немало аргументов в пользу отечественного шасси. К примеру, мазовская кабина пластиковая, что делает невозможным бронирование, в отличие от стального БАЗа. Это сейчас обретает особую актуальность, учитывая плотность и точность артиллерийского огня на Украине. К слову, все HIMARS неплохо бронированы. На брянском автозаводе ещё в 2010-х годах разработали два шасси с бронированным кабинами – БАЗ-6910 и БАЗ-6306. Броня соответствовала самому высокому 6а классу защиты, но в итоге оказалась невостребованной.

«Ураган-1М» в 300-мм исполнении. Источник: wikipedia.org

«Ураган-1М» на минском шасси (которое унифицировано с ракетной установкой «Искандер-М») принят на вооружение в 2016 году и может считаться идейным последователем «Урагана» на базе ЗИЛ-135ЛМ с его причудливой трансмиссией. Напомним, у предшественника два карбюраторных мотора, каждый из которых приводит левый и правый ряд колес. На новом РЗСО стоит 500-сильный дизель, который приводит в движение все колеса посредством привычных межколесных дифференциалов. При этом «Ураган-1М» может стать заменой в войсках и более мощной системы «Смерч», оснащённой 300-мм пусковой установкой. По размерам у машин полный паритет – длина более 12,5 метров, высота и ширина около 3 метров. Но дальше начинаются усовершенствования, позволяющие называть 1М техникой нового поколения. По крайней мере, в России. Дело в бикалиберности РЗСО – в зависимости от задач на машину могут устанавливаться 220-мм и 300-мм направляющие. В первом случае сразу 30 «труб», во втором – 12. Поэтому точнее будет называть «Ураган-1М» конкурентом не колесного HIMARS, а гусеничного MLRS M270, оснащённого 12 направляющими 227-мм калибра. В «легком» исполнении «Ураган-1М» создаёт аналогичную MLRS плотность огня в 0,0014 кг/м2 (у американской системы – 0,00135 кг/м2). При этом российская машина на 8 секунд быстрее отправляет ракеты к цели. С 220-мм модулями РСЗО может бить по целям на удалении в 45 км. Главным бонусом нового «Урагана» является пакетная перезарядка, что позволяет снарядиться ракетами всего за пять минут. Для этого служит специальная транспортно-заряжающая машина или ТЗМ. Некоторые комментаторы указывают, что у американских РСЗО вообще отсутствуют ТЗМ, ссылаясь на штатную погрузочную рампу для самостоятельного монтажа пакета ракет. Конечно, это несколько расширяет автономность, но не является принципиальным преимуществом. Тем более что транспортер боеприпасов у HIMARS и M172 присутствует. У отечественной разработки крановое оборудование на шасси РСЗО не предусмотрено, но ТЗМ способна менять ракеты не отдельно, а в составе транспортно-пусковых контейнеров. Это позволяет достичь времени перезарядки, сравнимого с импортными образцами.

Вверху «Ураган-1М» с 220-мм модулями, внизу – с 300-мм. Источник: издание «Реактивные системы залпового огня» С. В. Гуров

В 300-мм исполнении на машине размещаются два унифицированных транспортно-пусковых контейнера 9Я295 с шестью направляющими в каждом, о которых пойдёт речь дальше. Аналогичная схема перезарядки реализована в машинах, базирующихся на камазовском шасси «Мустанг».

Два РСЗО – четыре оси

Для размещения шести направляющих 300-мм ракет от комплекса «Торнадо-С»/«Смерч» было выбрано шасси КамАЗ-6350 8х8. В итоге получилась относительно компактная машина длиной 11,2 м, вполне габаритной шириной 2,5 м и высотой 3,1 м. Полная масса в 23,6 тонн почти в два раза меньше аналогичной у «Ураган-1М». Это позволяет РСЗО проходить по мостам с грузоподъёмностью до 25 тонн. В 2007 году публике впервые была показана машина 9А52-4 «Смерч». Примечательно, что РСЗО явилась миру на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007. Шесть 300-м ракет размещаются в упоминаемом выше унифицированном контейнере 9Я95, что позволяет значительно ускорить перезарядку. Размеры герметизированного контейнера – 7512х1130х996мм, масса снаряжённого – 6,2 тонны, пустого – 1,42 тонны. Облегчённый «Смерч» на камазовском шасси позволяет эффективнее бороться с контрбатарейными системами противника и распределять РСЗО равномернее по фронту. Компактную машину гораздо проще замаскировать, а на марше четырехосный КамАЗ с тентом легко спутать с техникой инженерных войск. У машины высокая степень автоматизации всех процессов, экипаж 2 человека, а полный пакет ракет уходит к цели не более чем за 20 секунд. К сожалению, РСЗО пермских «Мотовилихинских заводов» на тот момент никого не заинтересовали, и машина осталась опытной.

Ранние РСЗО на базе КамАЗа. Внизу герметичный транспортно-пусковой контейнер 9Я295. Источник: издание «Реактивные системы залпового огня» С. В. Гуров


В 2009 году показали модернизированный вариант 300-мм РСЗО, получившей имя 9А54-2 «Кама». Отличия минимальны – вместо герметичного контейнера для ракет поставили открытый МЗ-196. Он несколько шире и гораздо тяжелее – в снаряжённом состоянии 7,3 тонны, пустого – 2,5 тонны. По эксплуатационным характеристикам негерметичный контейнер не отличается от предшественника. Он аналогично гарантирует сохранность ракет в диапазоне температур от -40 до +50 градусов Цельсия, влажности до 98 % и скорости ветра до 20 м/с. РСЗО «Кама» показали впервые в Нижнем Тагиле на выставке REA-2009 в комплекте с транспортно-заряжающей машиной.

Транспортно-заряжающая машина для «Камы». Источник: издание «Реактивные системы залпового огня» С. В. Гуров

Поздний вариант РСЗО 9А52-4 «Кама» с негерметичными пакетами направляющих. Источник: wikipedia.org

РСЗО на базе КамАЗа могут использовать весь спектр доступных 300-мм ракет, а это значит, что дальнобойность может достигать 90 км. Некоторые перспективные боеприпасы с двухрежимными двигателями могут доставать противника на удалении в 100 км и больше.

Всем хороши вышеописанные системы. И дальнобойные, и самоприцеливающиеся, и перезарядка быстрая, только вот «Камы» в войсках нет вообще, а «Ураган-1М» обнаруживается в единичных экземплярах.

Источник