Валентин Катасонов: Роковые чипы

Экономика

Присоединение Тайваня к запрету на экспорт в Россию изделий микроэлектроники — очень ядовитое для нас решение. Пока мы этого не чувствуем, потому что есть какие-то запасы и вся произведённая техника пока работает. Но где-то через полгода всё это начнёт массово выходить из строя

Тема Тайваня становится всё актуальнее и для мира в целом, и для нашей страны в частности. Мы пока ещё не прочувствовали эту ситуацию во всей её полноте, но запрет на поставки тайваньских микрочипов в Россию уже состоялся. И я бы предостерёг от увлечения шапкозакидательскими настроениями, что нам все эти санкции, что медведю дробина — одной меньше, одной больше, разницы нет. На самом деле это не так, некоторые из этих дробинок — отравленные, то есть они будут иметь отложенный, пролонгированный эффект.

Присоединение Тайваня к запрету на экспорт в Россию изделий микроэлектроники — очень ядовитое для нас решение. Потому что оно касается прежде всего главных “кирпичиков”, из которых строятся любые компьютерные сети — так называемых микрочипов, по которым Тайвань держит мировое лидерство. Наши “импортзамещающие” процессоры, “Эльбрус” и “Байкал”, продукция авто- и авиастроения, многие виды оборонной техники, станки, бытовая техника и прочая продукция не могут производиться без поставок тайваньских микрочипов.

Пока мы этого не чувствуем, потому что есть какие-то запасы и вся произведённая техника пока работает. Но где-то через полгода всё это начнёт массово выходить из строя, а заменить необходимые детали окажется уже нечем. То, что у нас производится сейчас и в мизерных масштабах, — это технологически уже вчерашний и позавчерашний день. А Тайвань — не только производственный, но и технологический лидер в этой сфере, номер один в мире. У них они и самые дешёвые, и самые производительные.

Для сравнения: у нас более-менее отлажена технология на 90 нанометров, а на Тайване осваивают процессоры уже близко к физическому пределу полупроводников — 3 нанометра. Это пропасть, конечно, которую в один прыжок уже не преодолеешь. Её надо перепрыгивать или засыпать, а это и время, и деньги.

Кстати, даже американские компании конкуренцию тайваньским микрочипам по ряду причин проиграли начисто и ушли с рынка. Китайские пока пытаются нагнать, но у них это пока неважно получается. Поэтому для Пекина критически важно получить контроль над тайваньским производством. Одно время там рассчитывали на то, что при помощи лозунга “Одна страна — две системы” можно будет постепенно подтянуть Тайвань к себе, как были ранее подтянуты Гонконг и Макао, но по ряду причин это не удалось.

Прежде всего, из-за чрезмерно быстрого усиления самой КНР — усиления, которое стало причиной того, что США увидели в “красном драконе” конкурента за место глобального лидера и стали ставить Пекину палки в колёса, особенно после прихода к власти Дональда Трампа в 2016 году. С другой стороны, Китай, который почувствовал свою силу, начал чересчур быстро и жёстко наводить свои порядки в Гонконге, а протесты тамошнего населения были придавлены.

Из-за событий в Гонконге на Тайване поняли, что лозунг “Одна страна — две системы” в реальности не очень-то работает и их интересам не соответствует. То есть налицо наложение многих факторов, в результате чего Тайвань отдалился от КНР и приблизился к США. В частности, монопольная позиция Тайваньской компании полупроводников, которая заодно является ключевым элементом американского военно-промышленного комплекса. Но этот элемент ВПК находится за тысячи километров от берегов США и всего лишь в 150—200 километрах от берегов континентального Китая.

Ситуация вокруг Тайваня имеет связь с ситуацией на Украине. Одна уже горячая, а вторая только разогревается. Расклад, кстати, очень похожий. Как говорят, и в том, и в другом случае речь идёт о возвращении большой страной своих бывших территорий. Китай очень внимательно следит за событиями на Украине, чтобы понять, как им осуществить такую операцию более аккуратно, безболезненно и эффективно. Американцы ещё более аккуратно присматриваются и на Украине используют тайваньский опыт — точно так же поставляют оружие, вплоть до ракетных комплексов и самолётов.

Китай хотел получить Тайвань путём мягкой аннексии, сохранив высокотехнологичную экономику острова вместе с его главной жемчужиной — компанией TSMC. Сейчас такой вариант выглядит всё менее вероятным: слону очень трудно зайти в эту лавку и не разбить там никакой посуды.

Американцы пошли дальше. В начале 2022 года была сенсационная публикация в журнале “Foreign Militaries” под названием “Разбитое гнездо. Как удержать Китай от нападения на Тайвань”. Это даже не статья, а сокращённая версия отчёта группы военных экспертов, подготовленного на заказ. И эти эксперты признали, что да, по состоянию на тот момент и КНР, и США критически зависят от поставок тайваньских микрочипов. Но Китай зависит сильнее. Поэтому в случае конфликта и прекращения поставок достанется и тем, и другим, но если для Америки это будет выстрел в ногу, то для Китая — выстрел в голову.

Отсюда был сделан вывод, что китайцы не сумасшедшие — стрелять себе в голову. Поэтому американцы должны предупредить товарищей в Пекине, что те получат пулю в лоб, поскольку понятно, зачем тем нужен Тайвань, но мощности по производству полупроводников в любом случае будут уничтожены, поскольку они заминированы и будут взорваны. То есть править миром при помощи тайваньских полупроводников у КНР не получится.

Китайцы сделали очень важный шаг. Они признали, что их зависимость от импорта микрочипов является критической. Гигантское количество из производимых ими товаров требует определённого набора микрочипов, из которых они обеспечивают около 6%. США впервые потребовали прекратить поставки в Китай в 2020 году — сначала только для компании Huawei. Потом последовали другие запреты. И вот, казалось бы, где Тайвань, который даже не является полноценным субъектом международного права, а где США? У Вашингтона с Тайбэем даже нет полноценных дипломатических отношений. Но все требования Дяди Сэма Тайванем выполняются.

В 2021 году в Китае приняли решение о запуске программы по развитию микроэлектроники на пять лет. За эту пятилетку они планируют обеспечить свою промышленность полным ассортиментом микрочипов. Это при том, что сегодня в мире нет ни одной страны, которая имела бы полностью независимую микроэлектронику. То есть это очень амбициозная программа, нельзя сказать, что невозможная для исполнения. Поэтому американцы будут всеми силами препятствовать её осуществлению. Одним из факторов такого противодействия может стать заморозка китайских активов на счетах в западных банках, то есть повторение того грабежа, который уже проходит по отношению к России.

Только если российских активов: государственных, корпоративных и частных, — заморожено на сумму около 600 млрд долл., то у Китая могут заморозить впятеро больше — более 3 триллионов долларов, в том числе около триллиона в американских казначейских облигациях.

Источник