Валерий Камшилов: Хотят воспитывать ненависть к русским и сепаратизм?

Точка зрения

О ситуации вокруг установки в Касимове памятника врагу России – Сююмбике.

Фонд славянской письменности и культуры направил письмо Президенту России Владимиру Путину, а также генеральному прокурору, начальнику Следственного комитета, директору ФСБ, исполняющему обязанности губернатора Рязанской области, в Государственную Думу, Святейшему Патриарху Кириллу по поводу намерения установить в городе Касимове памятник ханше Сююмбике.

После нашего обращения началось какое-то движение. До того никто не реагировал на протесты общественности, которые уже звучат в течение месяца.

Из Администрации Президента России отправили наше обращение в Рязанскую область, а там – в Управление по национальной политике. А письмо, которые мы отправили и.о. губернатора Рязанской области переслали в Управлении региональной политики Рязанской области. И вот только после этого региональные власти провели нечто похожее на дискуссию с представителями общественности, состоялся такой виртуальный Круглый стол. В Круглом столе по видеосвязи участвовали главный редактор РНЛ Анатолий Дмитриевич Степанов и заместитель генерального директора Славянского фонда письменности и культуры Леонид Юрьевич Редкий.

Они высказали своё мнение, что нельзя ставить памятник врагу России. Кого хотят почтить власти Рязанской области? Чему хотят учить молодёжь на примере ханши Сююмбике, которая была врагом нашей страны? Ничему другому как сепаратизму, русофобии и ненависти к своей стране!

Никаких общественных слушаний по вопросу установки памятника в Касимове не было. Несколько лет назад приезжали какие-то сомнительные историки из Казани, говорили, что Сююмбике умерла в Касимове, и, мол, нужно ей поставить памятник, как якобы собирательному образу благочестивой татарской женщины, а вовсе не царицы.

А что в реальности? Вчера состоялась установка памятника. И мы увидели, какой это «собирательный образ»! На постаменте стоит правительница, – а ведь она была только женой правителя Касимовского ханства, но не правительницей. Уже тут ложь! Сююмбике держит в руке символ власти! Кому хотят бросить вызов создатели памятника?!

По итогам вчерашнего Круглого стола рязанские ресурсы выпустили материал, что касимовцы, мол, выступили за памятник. Но это ведь неправда! На наши аргументы никто ничего вразумительного не сказал, только, что страна у нас многонациональная. Так кто с этим спорит? Мы выступаем за то, чтобы памятники ставили достойным этого историческим деятелям, которые объединяют общество, а не разделяют, воспитывают у молодежи любовь к Родине, а не пойми какие чувства!

Вот рядом с исторической мечетью находится мавзолей Касимовского царевича Шаха-Али, последнего мужа Сююмбике. Он вместе с Иваном Грозным брал Казань, верой и правдой служил России, участвовал в боевых действиях против наших общих врагов, и безусловно достоин нашей памяти. Но мавзолей совсем заброшен, его судьба не беспокоит татарскую общину Рязанской области.

Зато беспокоит судьба Сююмбике, которая к Касимову имеет опосредованное отношение. Она родилась в землях Ногайской орды, жила в Казани, была женой двух казанских ханов. И только после того как казанские мурзы выдали ее с сыном Ивану Грозному была отдана в жёны Касимовскому царевичу Шаху-Али.

По данным некоторых историков, Сююмбике пыталась отравить своего мужа Шаха-Али. Она сшила ему рубашку и испекла хлеб. Рубашку он надел на своего слугу, который сразу скончался, а хлеб дал собаке, и та сдохла. После чего Шах-Али изгнал свою жену из Касимова, и она умерла где-то на территории нынешней Нижегородской области, живя со своим слугой. По крайней мере, могила Сююмбике неизвестна.

Так может для начала надо провести объективные научные исследования, а не доверять сомнительным историкам из Казани, которые создали миф о Сююмбике, которая «выпрыгнула из башни и разбилась, не желая попасть в плен к русским войскам», и «продают» этот миф доверчивым слушателям, воспитывая ненависть к русским и сепаратизм?!

Кстати, сын Сююмбике царевич Александр Сафагиреевич похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Его отобрали у матери, он воспитывался с детьми Ивана Грозного, был крещен с именем Александр, участвовал в боевых действиях в русской армии в Ливонии. Погиб за наше общее Отечество! Но ему почему-то татарская община Рязанской области не хочет поставить памятник!

Как не хочет поставить памятник Касимовскому царевичу Симеону Бекбулатовичу. А ведь это татарин, ставший русским царём! И упоминавшийся уже Шах-Али (Шигалей). Есть кем касимовским татарам гордиться! И это фигуры объединяющие, а не разделяющие. Но нам предлагают гордиться интриганкой и врагом России Сююмбике…

Это – мина замедленного действия для разжигания национальной розни, вызов российской государственности. Официальные лица, которые принимают сейчас решение, берут на себя ответственность за вредное и весьма сомнительное дело. И мы не можем смотреть на это спокойно, мы протестуем и будем протестовать.

Нам говорят, что памятник устанавливается в рамках празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Но причём здесь Касимов?! Всё смешали в одну кучу. А у нас в Касимове есть и другие символы татарской женщины. Например, Фатима – последняя жена касимовского хана, которую убили за то, что она хотела принять Православие.

Инициаторы установки монумента говорят, что это памятник федерального значения. Интересно было бы увидеть документы, подтверждающие, что это действительно памятник федерального значения. И увидеть решение Министерства культуры Российской Федерации об этом. На каком основании оно принято. Или это обыкновенное враньё про памятник федерального значения, чтобы продавить решение?

Надеюсь, что, даже если они установят памятник Сююмбике, вскоре его вынуждены будут демонтировать. А все причастные к этой провокационной затее понесут заслуженное наказание.

Кстати, в Казани не решились поставить памятник Сююмбике. Там все-таки возобладало трезвомыслие. Возобладает ли оно среди рязанских чиновников?

Валерий Камшилов,
депутат Касимовской городской думы,
ветеран боевых действий, казачий генерал.

Источник