Александр Давыдов: Соображения по школьному образованию

Образование

Какие важные изменения нужны в школьном образовании сейчас

Вначале — разоблачение («дисклеймер»). У меня нет опыта работы в школьном образовании. Соображения у меня возникали постепенно, по мере осмысления различных социальных систем с точки зрения православного человека. При этом по профессии я всю жизнь строил системы — информационные и организационные.

У меня поинтересовались мнением, какие важные изменения нужны в школьном образовании сейчас. Вот тезисно 4 соображения.

Первое системное соображение — целью и положительным результатом школьного образования не должно быть «Успешное поступление выпускника в ВУЗ».

Эта подмена настоящей цели разрушила прежнее школьное образование. Поступление в ВУЗ — цель частная, не содержит общей, общественной цели. Поэтому принятие ее, как основной цели системы, неизбежно приводит к распаду общества. В частности, – то разделение общества на множество групп, не понимающих и не желающих слушать и слышать друг друга — результат выбора данной цели школьного образования. Перед школьным образованием должна быть поставлена другая цель, общественная, рассмотрим ее позже.

Здесь я просто фиксирую, что системная ошибка по назначению ложной цели была совершена в момент, когда решили в одном ЕГЭ оценить сразу два результата — результат школьного образования и результат вступительных экзаменов. Что приравняло цель образования к цели поступления.

Чтобы появилась возможность придать образованию другую цель, надо разъединить оценки результатов школьного образования и поступления в ВУЗ. Если мы принимаем такое системное решение, то надо четко отделить процесс подготовки к ЕГЭ от непосредственно школьного образования, отделить и по времени, и по ответственности.

Практически разделение целей поступления в ВУЗ и школьного образования будет означать:

  1. ЕГЭ должно стать не выпускным, а исключительно вступительным экзаменом в ВУЗ.
  2. Школьное образование должно иметь свои экзамены и закончиться, например 10-ым классом. После школьных экзаменов заканчивается ответственность Минпросвещения и школ за результат.
  3. Подготовка к ЕГЭ должна начаться после окончания школьного образования и школьных экзаменов и занимать выделенный период, например 11-й класс. Школа становится «опциональной», возможной, а не обязательной.
  4. Ответственность за подготовку к ЕГЭ и за результат ЕГЭ снимается и со школы, и с Минпросвещения. И возлагается на Министерство высшего образования, которое привлекает заинтересованные ВУЗы. Школы предоставляют инфраструктуру и наставников для подготовки к ЕГЭ. Если вспомнить опыт СССР, именно заочные школы ВУЗов несли большую нагрузку по подготовке к поступлению.

Второе системное соображение. Какова же цель школьного образования? Если рассматривать русскую цивилизацию, как систему, то главной задачей системы является ее воспроизводство, то есть воспроизводство русской цивилизационной общности.

Целью школьного образования должно быть сохранение и развитие русской цивилизационной общности. С учетом локальных особенностей и разнообразия.

Эта задача крайне интересна и сложна. Здесь я бы выделил некоторые важные черты решения.

Третье системное соображение. В школьное образование (как впрочем и в высшее) необходимо ввести обязательный принцип самовоспроизводства образования в виде принципа «старшие учат младших».

Такой принцип создает мультипликативный эффект на:

а) развитие взаимной ответственности, что и есть общность, которая ранее вырабатывалась в многодетных семьях,

б) повышение качества обучения с переходом к системе – «ВСЕ знают ВСЮ (то есть полную) школьную программу»,

в) приобретают осознанное знание школьной программы. Нет лучшего способа узнать, как кого-то научить,

г) приобретают навыки наставничества, снижают барьер к созданию семьи.

Продолжением этой системы должно стать наставничество выпускников над школьниками, перенос знаний и компетенций на «малую родину».

Четвертое соображение. Необходимо преодолеть «научность» школьного образования, стремление к избыточной научной форме. Необходимо вернуться к смыслу, к пониманию смыслов, сути школьных предметов.  Это упрощает школьные предметы, исключает лишние слои абстракции, непосильные и ненужные для незрелых умов школьников. И одновременно создает полноту понимания предметов, системность представления о мире.

Можно существенно упростить школьную программу, без потери смыслового качества. Что позволит достичь полной усвояемости программы. Программа должна быть усвоена и сдана (оттестирована) на 100% всеми школьниками. Это возможно только с привлечением ресурса старших школьников, выступающих помощниками учителей. Классические учебники и задачники позволяли соблюсти тонкий баланс полноты знаний и массового усвоения предметов.

Для тех, кто заинтересовался предметами и хочет узнать больше, должны быть организованы треки развития, с привлечением возможностей удаленных активностей.

Александр Давыдов,  ИТ-предприниматель, эксперт сайта “Россия – Ноев ковчег” (РНК).

Источник