Александр Балтин: Нужны ли худсоветы в театрах?
Проблема в том, кто должен войти в подобные худсоветы, кем они будут организовываться
Советские были жёсткие: закрученные вокруг стержней идеологической обоснованности тогдашнего общества, они, возможно, резали нечто яркое, что, однако, не помешало реализоваться Товстоногову, Любимову (и до эмиграции он реализовался значительно и эффектно), Эфросу, Ефремову…
Худсоветы – при всех издержках – не допускали пошлость, остро чувствуя её (ныне последняя – в мерзком засаленном халате – нагло развалилась на сценах многих театров), не допускали избыточной низовой телесности, не позволяли никакими дешёвыми методами, вроде искажения классики, добиваться повышенной кассы.
Последнее хорошо показано в фильме Рязанова «Забытая мелодия для флейты» — где нелепость непрофессиональной постановки «Ревизора» столь откровенна, что бьёт по глазам, не говоря о душе, и чиновник (роль Л. Филатова) официально, поинтересовавшись, не боятся ли горе-постановщики, что зритель побьёт, якобы разрешает, на самом деле запретив через своего помощника.
Он прав – подобная интерпретация классики не нужна: ибо последняя работает только в определённом исполнении…
Но… как представить ныне эти худсоветы: да такие, чтобы поставили очистительные фильтры откровенному негативу, не нужному ни для чего, кроме повышенного ажиотажа?
Тут проблема проблем: как всегда – корень её в людях – кто должен войти в подобные худсоветы, кем они будут организовываться…
А так – ныне они, безусловно, нужны.
Александр Львович Балтин, член Союза журналистов Москвы