Тотальный грабеж

Главные новостиПраво

У России хотят украсть бесценные сокровища культуры

Франция взяла в «заложники» принадлежащие России картины, которые были отправлены туда на выставку. Об этом сообщило французское издание Marianne, известив о задержании в Париже коллекции Морозова — картин и икон, которая была отправлена туда из российских музеев.

Выставленные в здании фонда Louis-Vuitton в Париже картины из коллекции Морозова должны теперь остаться во Франции на время российско-украинского конфликта и служить некой «гарантией безопасности французов», проживающих в России, указывает издание.

Выставка «Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства» открылась в здании фонда Louis Vuitton в Париже 22 сентября 2021 года и оставалась открытой до 22 февраля. Там более 200 шедевров — работы Мане, Родена, Моне, Писсарро, Ван Гога, Матисса, бесценные холсты Репина, Коровина, Серова, Малевича, Кончаловского. Однако введенные санкции стали теперь предлогом для задержки возвращения коллекции Морозовых на родину якобы в связи с отсутствием «оптимальных условий» для транспортировки.

Франция, пишет Marianne, не торопится возвращать в Россию коллекцию Морозова, выставленную в здании фонда Louis-Vuitton в Париже. Телефонный разговор владельца Фонд LouisVuitton и организатора выставки Бернара Арно с президентом Франции Эммануэлем Макроном десять дней назад не привел к «разморозке» данного вопроса. Картины, решили французские власти, останутся во Франции до тех пор, пока их можно будет транспортировать в оптимальных условиях безопасности.

«Франция обязана вернуть эти картины, которые останутся неприкосновенными на все время их нахождения в нашей стране. По закону, Франция обязана их вернуть. Причем в срок и в идеальном состоянии, — сказал Оливье Фурноль, юрист, специализирующийся на вопросах рынка искусства. — Сегодня, похоже, Франция не собирается выполнить это свое обязательство».

Авиасообщение между Россией и Европой сейчас приостановлено, но возвращение картин могло бы осуществляться по земле через Польшу, страны Балтии или Белоруссию. Можно было бы доставить картины и морем, но этот вариант французской стороной даже не рассматривался.

«Коллекция Морозова, которой Владимир Путин, как и многие россияне, очень дорожит, — заявляет Marianne, — должна послужить залогом за живущих в России французов. Она будет использована, если этим французам будет угрожать опасность или их нам не дадут репатриировать во Францию. «Правда, в данном случае нет никаких признаков срочной необходимости в использовании этой гарантии», — уверяют, как пишет издание, в правительственных кругах.

На законы им наплевать

Тогда в чем же дело? Ведь этот беспредел творится, несмотря на то, что в 1994 году законодательство Франции установило режим неприкосновенности для произведений искусства, принадлежащих иностранным державам, государственным органам или иностранным учреждениям культуры. На всех них может распространяться особый охранный ордер.

«Так обстоит дело и с коллекцией Морозова, — поясняет Оливье де Бек, юрист, специализирующийся на вопросах мира искусства. — Чтобы французские музеи могли привлекать коллекции иностранных государств для выставок, этим коллекциям должна быть гарантирована максимальная защита. Исключить из списка защищенных произведений коллекции из России — это был бы шаг к подрыву доверия. Он сделал бы механизм защиты ненадежным и удержал бы других обладателей шедевров от того, чтобы даже на время доверить свои коллекции музеям Франции».

Юристы считают, однако, что взятие российской коллекции на хранение с неопределенным сроком очень похоже на временный арест чужой собственности.

Французский закон 2016 года, принятый после уничтожения художественного наследия Сирии и Ирака, обязывает нас защищать произведения искусства, поступившие с воюющих территорий, говорит Оливье Фурноль. Однако в министерстве культуры Франции, как сообщает Мarianne, воздержались от ответа на все поставленные вопросы.

Скандал со «скифским золотом»

Другими словами, наши сокровища искусства, наплевав на все законы, европейские месье решили попросту прикарманить. Эта история напоминает другой скандал — со «скифским золотом», которое не хотят возвращать музеям Крыма Нидерланды. В 2013 году, когда Крым был в составе Украины, четыре крымских музея направили в Бонн, а потом в Амстердам экспонаты из своих фондов на выставку “Крым – золотой остров в Черном море”. Вывоз культурных ценностей был произведен в соответствии с заключенными договорами с Рейнским краевым музеем города Бонна и музеем Алларда Пирсона – археологическим музеем Амстердамского университета. В состав экспозиции были включены лучшие вещи из уникальных собраний, которые никогда до этого не выставлялись в Европе. 6 февраля 2014 года выставка открылась в музее Алларда Пирсона в Амстердаме под названием «Крым – золото и секреты Черного моря».

В марте 2014 года Крым после проведенного референдума о статусе автономии воссоединился с Россией. Однако украинские власти предъявили свои права на экспонаты из крымских музеев, находившиеся на выставке в Амстердаме. В Крыму действия Украины назвали попыткой рейдерского захвата коллекции, поскольку ранее власти Нидерландов гарантировали именно крымским музеям возвращение всех экспонатов.

В итоге начался затяжной судебный процесс.

В 2016 году Окружной суд Амстердама постановил, что крымские экспонаты должны быть переданы украинскому государству. В российском Минкульте заявили, что это нарушает нормы международного права и принципы межмузейного обмена.

Музейные предметы должны быть возвращены в Крым, где они были обнаружены и хранились десятилетиями.

В январе 2017 года крымские музеи подали на решение суда апелляцию. Но в октябре 2021-го Апелляционный суд Амстердама снова постановил, что коллекцию надо передать Украине.

Хотят ограбить даже Эрмитаж?

Однако, оказывается, что за рубежом нам не возвращают не только скифское золото из музеев Крыма и коллекцию Морозова. Сейчас там на выставках находятся сотни бесценных художественных произведений из Музеев Кремля, ГМИИ, Исторического музея, Третьяковки. После объявления санкций и взаимного запрета на перелеты возник вопрос: как все это вернуть на родину?

Государственный Эрмитаж попросил два миланских музея вернуть 25 картин, которые он передал для их выставок, сообщили РИА Новости представители итальянских музейных площадок. По их словам, произведения необходимо вернуть до конца марта. В Palazzo Reale петербургский музей запросил назад работу Тициана «Портрет молодой женщины» и Джованни Кариани «Искушение (Старик и молодая женщина)». В залах Королевского дворца (Палаццо Реале) уже в течение двух недель проходит выставка «Тициан и образ женщины венецианского XVI века»

На сообщение об отзыве картин откликнулся министр культуры Италии Дарио Франческини. По его словам, организацией выставок занималось не министерство, а мэрия Милана и частная площадка Gallerie.

«Но мне кажется ясным, что когда владелец просит вернуть свои работы, они должны быть возвращены», — сказал Франческини. Но вот вернут ли? Судя по свирепствующей сейчас в итальянских СМИ русофобии, уверенности в этом нет.

В Англии в рамках выставки «Фаберже в Лондоне: Романтика в революции» в музее Виктории и Альберта застряли три императорских пасхальных яйца Фаберже из Музеев Московского Кремля: «Московский Кремль», модель Александровского дворца и «Трехсотлетие дома Романовых», которые отправили за рубеж впервые.

Музей «Эрмитаж в Амстердаме» уже сообщил о прекращении сотрудничества с Государственным Эрмитажем. Обе стороны, в России и Нидерландах, решили досрочно завершить выставку «Русский авангард. Революция в искусстве» (планировалось, что она продлится до 8 января 2023-го). Запустили процесс оформления возврата экспонатов, но как их вернут? И вернут ли теперь вообще?

А господин Швыдкой бодрится

Однако ответственный за этот процесс возвращения наших сокровищ спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил агентству РИА Новости, что беспокоиться не стоит.

«Хотя звучали высказывания о том, что российские вещи надо конфисковать и не возвращать, это не имеет отношения к реальному положению дел», — со странной уверенностью заявил он.

«Все эти экспонаты защищены договорами и законодательством стран, где их выставляют, — считает господин Швыдкой. — Как мне представляется, вопрос в коридорах и маршрутах возвращения». Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года предусматривает меры по охране движимых и недвижимых культурных объектов, как на территории противника, так и на собственной территории. Кроме того, при отправке экспонатов в другое государство с принимающим музеем заключают договор, в котором всегда есть пункт о форс-мажорных обстоятельствах.

«Но надо отметить, что в данной ситуации ни в одной из тех стран, о которых идет речь, эти обстоятельства не действуют, — добавил Швыдкой. — Нет ни разрыва дипломатических отношений, ни войны. Поэтому форс-мажоры не действуют, а зарубежные институции обязаны все вернуть».

Что же касается аналогии со скифским золотом, то и тут господин Швыдкой призывает не волноваться: «То был исключительный случай. Никакой аналогии не может быть. Здесь совершенно иная правовая ситуация».

Попытка позорной «реституции»

Но откуда у господина Швыдкого такая уверенность? Ведь судя по тому, как ведут сейчас на Западе по отношению к российской собственности за границей, нас хотят попросту ограбить. Что же касается самого Швыдкого, то следует напомнить, что именно он оказался в свое время в центре громкого скандала с картинами.

Как известно, скандал вспыхнул в 2003 году вокруг попыток Швыдкого, в бытность его министром культуры, вернуть ФРГ т.н. Бременскую коллекцию, вывезенную из оккупированной Германии. «Бесстыдной» назвал эту попытку возглавлявший тогда Комитет Госдумы по культуре Николай Губенко.

«Когда Швыдкой говорит, что эта коллекция ему напоминает, как мы залезли в карман Германии, а потом требуем что-то взамен, как карманники, — эта позиция по меньшей мере бесстыдна хотя бы потому, что в июне 41-го немцы пришли к нам не грибы собирать», — заявил тогда Губенко. Только благодаря его, а также легендарного Саввы Ямщикова, решительным протестам эта позорная «реституция» была предотвращена.

Поэтому маниловские мечтания о том, что «зарубежные институции обязаны нам все вернуть», выглядят сейчас по меньшей мере наивно.

Как мы видим, Запад сегодня все эти международные законы и обязательства беспардонно нарушает, о чем уже свидетельствует ситуация со «скифским золотом» и коллекцией Морозова.

А сейчас, когда нам вообще объявлена война на всех фронтах, у нас вполне могут украсть еще и сокровища культуры наших музеев.

Игорь Веремеев

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula