Александр Дугин: В условиях резкой конфронтации России с Западом сфера ценностей приобретает фундаментальное значение

Точка зрения

В России надо принять не один, а сто указов о традиционных ценностях — для культуры, для образования, для школ, для театров, для молодежи, для военных, для молодоженов, для врачей, для физиков, для поэтов, для домохозяек и т.д

Всеобщее внимание приковано к Украине и ЛДНР. Но я бы хотел поговорить на взаимосвязанную тему традиционных ценностей. Недавно произошли очень показательные события. Вначале на сайте Минкульта неожиданно появился проект указа президента, которым было намечено утвердить список традиционных ценностей и принять их за базовый код в культурной политике России.

Список был продуманным и точным (быть может, за исключением совершенно нетрадиционной идеи прав человека, которая служит Западу для проведения своей односторонней и лицемерной политики и которая основана на либеральной идеологии, глубоко чуждой России). Пожалуй, самыми главными пунктами проекта указа были:

1. провозглашение превосходства духа над материей, 2. признание самобытности русской цивилизации, 3. противостояние западным влияниям, инструментально используемым для разрушения интегрированной русской (российской) культуры, 4. обращение к началам православия и традиционных конфессий России, как к образцовым горизонтам, 5. утверждение идеалов любви, чести и верности, 6. резкое неприятие низменных штампов и обсценной лексики, унижающих человеческое достоинство.

Конечно, документ не претендовал на то, чтобы резко изменить нравственный уровень в обществе. Но задавал конкретные параметры и критерии тем направлениям культуры, образования и искусства, которым должна оказываться поддержка от лица государства.

Значение документа трудно переоценить. В условиях резкой конфронтации с Западом сфера ценностей приобретает фундаментальное значение. И дело не только в конфликте интересов, но и в глубоком противостоянии культур: ультралиберальной постмодернистской трансгуманистской культуры глобалистского Запада и основных векторов русской цивилизации, где преобладает совсем иной — традиционный, духовный, общинный — культурный код. А предложенный документ формулировал код, выполняя задачу взвешенно, обоснованно и разумно. Все сводилось к традиционным ценностям, которые противопоставлялись нетрадиционным. А им как раз и присягнул Запад, стремящийся навязать их человечеству как единственно верную норму.

Проект указа символически предполагал конец либеральной гегемонии в области культуры. Его появление было судьбоносным шагом, полностью симметричным геополитическому возрождению России как самостоятельного и независимого центра силы в мировом масштабе. Нельзя противостоять давлению НАТО и одновременно разделять систему ценностей тех, кто открыто объявляет нас главным врагом.

Но проект указа разворошил осиное гнездо. Кто только не набросился на него с критикой! В чем проект только не обвиняли! Но аргументы и мотивация сводились к истерическому протесту против главенства духа, к отрицанию самобытности России, к осмеянию какой-либо миссии русских в истории, к отвержению особого русского пути. Иными словами, против проекта указа поднялась агентура либерального влияния в России.

Если целью публикации на сайте Минкульта было прозвонить цепь западных агентов, то успех операции был полным. Теперь они как на ладони. И заметьте: против традиционных ценностей могут выступать только сторонники нетрадиционных ценностей и нетрадиционных для подавляющего большинства русского народа ориентаций.

Бурное возмущение явных и латентных либералов было вполне предсказуемым. Но абсолютное нелиберальное большинство удивили пассивность и неуверенность власти, которая, выслушав поток сознания деятелей культуры и просто рядовых блогеров и тиктокеров, отступила и сняла проект президентского указа с рассмотрения.

Либералы возликовали и принялись поздравлять друг друга с победой: снова, как было и раньше, государственные деньги рекой потекут к тем, кто открыто ненавидит государство и народ и напитывает своими ненавистью и желчью все, к чему прикасается.

Проект указа был важнейшим знамением времени, выражал в себе волю власти отстаивать русский Логос, русскую Идею и решимость обязать культуру — по крайней мере в лице Минкульта — серьезно с ними считаться. А ведь все начинается именно с культуры, она формирует личность человека. То есть появление проекта своевременно и логично.

А вот быстрый отказ от него требует пояснений. Мне известны как минимум две вероятные причины, по которой документ был отозван и снят с рассмотрения.

Первое. Нежелание властей слишком настаивать на консерватизме и традиционализме накануне серьезных геополитических потрясений. Мол, если обозлить сеть культурных либералов, то в случае жесткого противостояния с Западом они примутся вставлять палки в колеса. А разве они не станут делать то же самое, если проект отозвать? Здесь что, наивность или трусость и слабоумие чрезмерно осторожных аппаратчиков, имена которых хорошо известны, как и репутация латентных либералов? Их в России, увы, хватает. Появляются прекрасные инициативы, а затем их топят случайные люди, пролезшие наверх, или скрытые враги. Если первая версия верна, то ничего не поделаешь, надо подождать одного-двух туров ротации чиновничьего люда.

Но есть и вторая версия. Она несколько более оптимистична: проблема не в содержании проекта указа, с которым все согласны и во власти, и в самом Минкульте, а в тех процедурах и персонах, которые принесли проект в министерство. И речь не об известных патриотах, верных традиционным ценностям и отстаивающих их годами и десятилетиями. А об обычных чиновниках без каких-либо характерных свойств. То, что набор традиционных ценностей получился очень приличный и точный, уже не удивительно — консервативные идеи носятся в воздухе, и здесь заслуга глубинных патриотов, не опускавших руки в самые темные десятилетия либеральной гегемонии.

Так что дело не в содержании. И не в том, что Минкульт грудью бросился отстаивать нетрадиционные ценности. А в том, что теперь идет борьба совсем иного рода — кто припишет себе консервативный поворот и обеспечит тем самым уютное место в новой системе. На сей раз — в нашей постлиберальной системе. Жалко только, что в жертву внутривидовой борьбы за лавры самых авангардных патриотов, консерваторов и традиционалистов приносятся замечательные документы. А либералы, возможно, рано радуются — в следующей редакции прав человека может не оказаться, что будет правильно и разумно. Приняли бы то, что предлагается, и получили бы свою часть — могли про права человека снимать фильмы, ставить голубые и розовые театральные постановки, оперы и мюзиклы, писать картины «Человек и его права». А теперь ждите, что вас отлучат от бюджетной кормушки под рукоплескания большинства народа.

Ведь эскалация отношений с Западом затрагивает и интересы, и ценности. Красные линии наших интересов Москва очертила и довольно внятно. И дальше все пойдет по плану. Параллельно власть очертит красные линии в идеологии. И здесь ничего иного кроме консервативного поворота быть не может: на фоне прямого противостояния с Западом в условиях почти открытого военного конфликта может ли быть либеральный поворот? Поэтому в России надо принять не один, а сто указов о традиционных ценностях — для культуры, для образования, для школ, для театров, для молодежи, для военных, для молодоженов, для врачей, для физиков, для поэтов, для домохозяек и т.д. А либерализм надо из российского общества изгнать так же, как изгоняют бесов.

Источник