Ачинский жезл — календарь на бивне мамонта, которому 20 тысяч лет!

Потаённое

Один из древнейших календарей в истории человечества хранится в Новосибирске в музее института археологии и этнографии Академии Наук

В музее института археологии и этнографии Академии Наук в Новосибирске хранится уникальный экспонат, возраст которого специалисты оценивают в 18-20 тысячелетий. Самое удивительное, что этот предмет – один из древнейших календарей в истории человечества.

В научных кругах он получил название Ачинского жезла.

Ачинская палеонтологическая стоянка была открыта во второй половине прошлого века археологом Г.А. Авраменко, возраст этого поселения составляет 20-28 тысяч лет. Именно здесь, в Красноярском крае, неподалеку от города Ачинск, был обнаружен один из самых точных солнечно-лунных календарей древности.

Вообще же археологические находки на территории Сибири не оставляют сомнения в том, что еще в доисторические времена люди здесь обладали удивительными знаниями о Солнце, Луне и звездном небе.

Астрономы и археологи уже давно изучают календарные системы майя, ацтеков, древних египтян и шумеров. Их точность поражает воображение современных исследователей, это сегодня общеизвестно. Но гораздо меньше сведений можно найти о том, что на территории нынешних Сибири и Урала люди владели не менее точными технологиями, однако возраст этих артефактов вдвое, а то и втрое старше древнеегипетских и шумерских.

Ачинский жезл 2

Но что за люди там жили? И почему находки из Ачинска так поразительно похожи на костяные браслеты, найденные на Черниговщине неподалеку от Мезина? Этим браслетам-календарям, кстати, тоже не менее 20 тысячелетий. Но ведь Ачинск и Мезин разделяют тысячи километров! Неужели в те далекие времена на таких обширных пространствах существовала некая единая культура?

Возможно ли это?

Сегодня точно известно, что около пяти тысячелетий назад вся Евразия была населена людьми так называемой срубной культуры, которая, как считают многие современные ученые (Граков, Артамонов, Яблочков и др.), дала начало скифской цивилизации. Скифы, как мы помним, занимали огромные территории – от Дуная до китайской реки Хуанхэ. Общность их культуры ни у кого не вызывает сомнения. Судя по всему, около 20 тысячелетий назад происходило нечто подобное. Мы видим, что жилища в далекой Сибири и, скажем, под нынешним Воронежем в те времена строились по одному принципу, одинаковы способы создания украшений, однотипны древнейшие календарные системы. Все это может говорить об одном: и раньше на этих огромных просторах жили люди одной культуры.

Это соотносится со Славянскими Ведами, в которых рассказывается о далекой Северной Прародине Славян-Ариев, Даарии, той самой, что греки называли Гипербореей. Даария ушла под воду, а ее жители в дальнейшем расселились по всей Евразии. У них, кстати, тоже был календарь – Круголет Числобога, одна из древнейших календарных систем. Возможно, на нее опирались все последующие (более поздние) календари.

Но вернемся к Ачинскому жезлу. Почему эту находку выделяют из числа прочих артефактов? И в чем секрет точности этого древнейшего календаря?

Палеонтологическая стоянка близ Ачинска со времени своего открытия привлекала внимание археологов. В 1972 году раскопки в поселении проводил доктор исторических наук В.Е. Ларичев. Ученые обнаружили множество интересных находок, но одна из них буквально перевернула представления об уровне развития древнего человека. Ее не случайно называют сенсационной. Это был удлиненный миниатюрный ритуальный жезл, вырезанный из бивня мамонта. На хорошо отполированной поверхности явственно различались ряды лунок, искусно, с ювелирной точностью выгравированные древним мастером. Эти углубления покрывали змеевидным узором поверхность бивня. Всего таких лунок насчитали 1065 штук. Образованные из лунок спирали явно несли какую-то важную информацию. Но какую?

Ученые выяснили, что все эти углубления были сделаны при помощи нескольких каменных штампов. Довольно долго исследователи терялись в догадках по поводу значения узора. Ачинский жезл подробно рассмотрели под микроскопом, перенесли узор на бумагу, и вот тогда-то обнаружился строгий порядок в расположении лунок. Узоры были распределены по отдельным лентам, ленты разбиты на змеевидные «строки», в каждой такой строке было четко определенное число лунок.

Ачинский жезл 3

В.Е. Ларичев обратил внимание на кратность количества лунок (практически на всех лентах) трем, исключение составили всего две ленты..  Но и они сходились у основания  жезла таким образом, что общее количество нанесенных на них углублений оказалось равным 360 (это число тоже кратно трем).

Не станем приводить математические подробности, поскольку они довольно громоздки и представляют интерес для узких специалистов. Дальнейшие исследования подтвердили догадку ученых, что перед ними один из самых древних солнечно-лунных календарей, отражающий различные фазы лунных месяцев в течение трехлетнего цикла. Также была обнаружена привязка всей календарной системы к дням осеннего и весеннего равноденствия. Именно эти дни считались точкой отсчета (это отражено на лентах под номерами 177 и 187). В календаре были отражены также дни летнего и зимнего солнцестояний.

Ачинский жезл 4
Ачинский жезл 5
Ачинский жезл 6

Когда попытались экспериментально совместить современные астрономические данные с Ачинским жезлом, выяснилось, что этот древнейший календарь начинался с трех дней полнолуния в июне (лента 45) и завершался тремя днями полной Луны в мае (лента 3). Но и это еще не все. Оказалось, что древние астрономы прекрасно знали, что лунный календарь невозможно использовать долго, поскольку с течением времени он начнет все больше отставать от солнечного. Найденный нашими Пращурами выход потряс исследователей своим остроумием. После каждого трехлетнего использования (1062 суток) календарь предусматривал исправление этой погрешности (добавлялся один лунный месяц), затем, через 18 лет, добавлялась еще одна поправка, потом весь цикл повторялся. При этом год всегда попадал именно на первую лунку ленты 45. О чем это говорит? О том, что этот древнейший календарь, изображенный на бивне мамонта, по сути, был задуман как вечный!

Новые археологические находки показывают, что мы все еще приблизительно представляем себе, как жили люди в глубокой древности. Воображение рисует нам полудикого пещерного человека. А только в Южном Предуралье не так давно были обнаружены поселения 8-9 тысячелетней давности (Мулино-2, Давлеканово-2 и еще более 20 поселений). Детальный анализ показал, что уже в те времена в селениях были домашние животные – козы, коровы, кони, овцы. То есть, у этих людей был налаженный и хорошо организованный быт.

Но одно дело – хозяйственная деятельность, а другое – серьезные астрономические познания. Кстати, некоторые исследователи склонны в змеевидной форме лент на жезле усматривать определенную символику, ведь змеи во всех древних культурах считались олицетворением мудрости и хранителями тайного знания. Да и сама спираль во все эпохи символизировала развитие, течение времени.

Сегодня четкая закономерность, обнаруженная при изучении орнамента Ачинского жезла, не дает повода сомневаться, что перед нами один из древнейших в мире календарей, а сам принцип его построения признается совершенным. То есть, еще восемнадцать тысячелетий назад (задолго до возникновения всех известных древних цивилизаций – шумерской, египетской, персидской, индусской и так далее) на территории Сибири пользовались точным календарем, который, по всей вероятности, был отголоском еще более древнего календаря Славян-Ариев (Круголета Числобога). Есть все основания полагать, что знания наших Предков стали прообразом всех календарных систем мира. Это еще раз доказывает, что на территории современной России некогда существовала высокоразвитая культура, ставшая колыбелью для многих мировых культур древности.

Источники:

1. Ларичев В.Е. “Остров пурпурной ящерицы”. М., 1984
  2. Ларичев В. Е. Мудрость змеи. Новосибирск, Наука. 1989.
  3. Ачинск: годы, события, люди: иллюстрированный календарь знаменателных и памятных дат за 2010 год. Сост. И.П. Черногородова. – Ачинск:  «АГБЦ», 2009