Цифровая открытость детей может обернуться трагедией

Общество

Универсального рецепта контроля поведения подростков в соцсетях не существует

Абсолютное большинство детей получают заявки в друзья в соцсетях от незнакомых людей. Причем треть из них – от незнакомых взрослых, сообщает ТАСС со ссылкой на данные исследования «Лаборатории Касперского» о цифровых привычках российских детей.

Чаще всего заявки, или, как говорят, запросы, поступают к подросткам 11–14 лет. Заявки от незнакомых людей получали 82% подростков, из них 29% – от незнакомых взрослых. Почти половина (47%) пользователей знакомятся в социальных сетях, более трети (37%) в дальнейшем встречаются с теми, с кем познакомились онлайн, в реальной жизни.

Также выяснилось, что половина детей и подростков в соцсетях указывают свой настоящий возраст. Такое же количество публикуют личные фотографии, а еще треть ребят указывают номер школы, в которой учатся. Есть и те, кто сообщает имена родственников и свою геолокацию. Почти треть подростков оставляют свою страницу открытой. А 38% разрешают писать личные сообщения любому пользователю. Также сообщается, что 53% подростков тратят на гаджеты от одного до четырех часов в день, а четверть (26%) – все свободное время. В итоге… 22% детей жалели позже о своей открытости, сообщил руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности Андрей Сиденко.

Как показало исследование, 39% взрослых сообщили, что время от времени в их семьях вспыхивают конфликты из-за онлайн-жизни ребенка. Неудивительно, что почти половина детей (47%) скрывают от родителей, как проводят время в интернете.

Центр «Безопасность 2.0», действующий при комиссии Общественной палаты, еще до пандемии провел анализ поведения российских подростков в социальных сетях с точки зрения безопасности. Согласно данным мониторинга, количество постов в социальных сетях, содержащих личную информацию, увеличилось. Так, среди юношей в возрасте 13–17 лет рост показателя составил 30%, среди девушек – 50%.

Эксперты проанализировали более 2,5 тыс. страниц несовершеннолетних в соцсетях из 14 регионов страны (среди них – Тверская, Калужская, Владимирская, Ярославская, Сахалинская области, Приморский край, Симферополь, Москва и Санкт-Петербург). Чаще всего подростки делились в соцсетях постами с указанием своих геоданных. Число таких публикаций растет. На втором месте – фотографии на фоне дорогостоящих вещей, их количество выросло на 25%. Причем большинство таких публикаций также сопровождаются геотегами. На третьем месте – фото- и видеоматериалы с коллективных мероприятий, праздников.

Пандемия усилила поток общения детей в интернете. И тема безопасности в Сети опять вышла на первый план. Общественные организации и политики все чаще предлагают ввести в школьное расписание уроки кибербезопасности. После критики данного предложения – в связи с загруженностью школьного расписания такое невозможно – предложено время для уроков ОБЖ частично отдать под изучение основ информационной безопасности. Вроде бы все логично – и там безопасность, и тут.

Но возникает закономерный вопрос: а может ли человек, в том числе ребенок, вообще научиться соблюдать правила личной кибергигиены, избежав какого-то сурового личного опыта? Психологи подчеркивают: то, как ребенок воспримет разговор о безопасности, зависит от его возраста, отношений с родителями и, конечно, от того, как эти знания ему дают. Взрослые из самых благих побуждений показывают пятиклассникам мрачные картины действительности, чтобы они уж точно запомнили что-то важное. Однако такая подача информации откровенно вредит детям, считают психологи.

Здесь все тонко. С одной стороны, при возникновении проблемы надо следить, чтобы у ребенка не возникло впечатление, что мир – это самое страшное место и лучше вовсе не выходить из комнаты. С другой – пояснять, что опасности существуют, и дать инструкцию, как поступить в той или иной ситуации.

«Да, есть такая проблема – тревожные родители, – подчеркнул в беседе с «НГ» семейный психолог, кандидат психологических наук Ирина Агличева. – Такие родители часто любят проводить беседы в «профилактических целях» с подростком. А тот оказывается не готов к этому. И забота воспринимается им чаще всего как нарушение его границ, и только. Ни к чему, кроме скандалов, такие беседы обычно не ведут».

Беседы о безопасности, поясняет Ирина Агличева, должна органично входить в бытовое общение ребенка и родителя. Не надо также действовать, когда только случится какое-то событие в стране, то есть время от времени. Это бесполезно, все инструкции будут тут же забыты. Быть наготове родителю нужно всегда. Но держать ситуацию с ребенком на контроле нужно в мягком формате. Осторожно узнавая, с кем он общается в интернете, как общается, кто эти люди. И отпускать этот контроль можно по мере осознания ребенком самого себя.

В сложной ситуации необходимо обратиться к специалистам. Универсального рецепта нет. Кому-то фильтры ставить на все гаджеты до 14 лет нужно, а кому-то объяснять, что не так. И никому из родителей не надо обольщаться, мол, общение в интернете безобидно. Если раньше это были только истории про 25-й кадр, то сегодня картина иная. Психотехники совершенствуются. Высокий риск влияния интернета на души юной категории пользователей всегда остается, напоминает психолог. 

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula