Шойгу-град

Экономика

Россия в ближайшее время начнет строительство в Сибири целой группы новых городов, а со временем может и перенести туда столицу. Об этом в начале сентября заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу.

Несколько дней спустя член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Виктор Зубарев сообщил, что средства на проектно-сметную документацию на создание новых агломераций в Сибири могут предусмотреть уже в бюджете на 2022 год.

Получится ли у РФ повторить успешный опыт Российской империи и Советского Союза по освоению своих гигантских территорий? Вопрос более чем интересный.

ШОЙГУ СКАЗАЛ, ШОЙГУ ПОВТОРИЛ

Нельзя не отметить, что тема развития Сибири и потенциального переноса туда столицы появляется в риторике Шойгу далеко не в первый раз. Впервые она прозвучала в публичном пространстве еще в 2012 году, буквально на следующий день после назначения Сергея Кужугетовича губернатором Московской области. В сентябре 2020 года политик признался, что у него есть мечта построить в Сибири «большой, красивый и очень удобный город», и при этом обозначил экономическое основание проекта.

«Там добывается больше половины меди страны, 75% никеля, около 90% платины. Однако самый крупный производитель электродвигателей из медной проволоки – Китай. Или алюминий: все чушками отправляем туда. А можно же делать из алюминия то, что делают из наших чушек там. Что, сложно поставить рядом производство, которое будет делать медную фольгу, медную проволоку, электродвигатели, аккумуляторы и так далее?» – задался вопросом министр.

В этом же интервью Шойгу прямо указал, где этот город должен располагаться: «И место есть замечательное: Минусинская котловина». А в августе 2021 года он конкретизировал очертания предполагаемого проекта. На встрече с научной общественностью Сибирского отделения РАН глава Минобороны дал понять, что речь идет о строительстве не одного, пусть и очень передового, города, а целой группы.

«Нам необходимо в Сибири построить три, а лучше пять крупных научно-промышленных, экономических центров, проще говоря – городов с населением 300–500 тыс., лучше – до миллиона человек, – заявил он. – И не просто город построить, а и столицу сюда перенести».

Вскоре стали известны и подробности плана. Как рассказал Шойгу изданию РБК, в районе Братска и Красноярска появится так называемая «алюминиевая долина» – кластер по переработке алюминия;

– там же планируется создать промцентр «Медь и электроника», который сконцентрирует глубокую переработку редкоземельных металлов и меди и займется производством продукции с высокой добавленной стоимостью;

– в районе Лесосибирска обоснуется кластер «Лес и стройматериалы»;

– в Южной Сибири – новый район для масштабной добычи коксующегося угля;

– возле Канска – район для углехимического производства пластиков из неликвидного сырья.

ОСВОЕНИЕ СИБИРИ 3.0

Не секрет, что в современной России наблюдается жесточайший перекос в развитии регионов, диспропорция распределения ресурсов и населения. Большинство жителей сосредоточены в европейской части страны, тогда как ресурсы, напротив, залегают в основном в Сибири и на Дальнем Востоке.

Этот перекос усугубляется огромными расстояниями и крайне слабой транспортной связанностью. В широтном направлении Россию связывает только проложенный при царе-батюшке Транссиб. Сибирь с Дальним Востоком скрепляет еще Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Однако в европейскую часть страны она не идет. В результате получается, что хозяйственные и деловые связи Сибири легче развивать с соседним Китаем, чем с какой-нибудь Волгоградской областью (в недавнем прошлом обладавшей мощной промышленностью).

Еще 10 лет назад экономисты отмечали, что Москва перестала быть финансовым центром по освоению ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Иными словами, первый шаг по отделению этих регионов от страны уже сделан. Экономика, как ни крути – всегда базис, на который, в зависимости от баланса интересов, надстраивается либо лояльность центру, либо региональный сепаратизм. И в этом плане создание новых городов может быть очень хорошим способом перезапустить отношения федерального центра с Сибирью.

Признаки того, что новое масштабное освоение региона станет главным проектом 2020-х и, возможно, 2030-х годов, имеются в достаточном количестве. Об этом говорят не только инсайдеры, утверждающие, что российский президент Владимир Путин уже дал добро на строительство «города мечты» Сергея Кужугетовича в Минусинской котловине со стартом работ в 2022 году, но и реанимация сталинских планов по созданию сибирской железнодорожной сети. Суть этой концепции состояла в том, чтобы в дополнение к Транссибу построить Трансполярную железную дорогу, которая должна была пройти севернее, практически параллельно побережью арктических морей, а южнее проложить БАМ. Эти три широтных железнодорожных магистрали предполагалось дополнить меридиональными ветками, а в узлах образовавшейся сети должны были вырасти промышленные центры.

План по сути своей простой и логичный, хотя очень масштабный и весьма затратный. Строительство БАМа началось еще до войны; затем часть построенной магистрали разобрали. Вернулись к реализации проекта лишь в 1958 году, а самый сложный участок дороги – второй Северомуйский тоннель – был введен в эксплуатацию только в 2003 году. В настоящее время ведется масштабная модернизация наиболее загруженных участков магистрали.

Возвращена из небытия и Трансполярная железная дорога. Теперь она называется Северный широтный ход. Строящаяся магистраль должна соединить Северную железную дорогу, собирающую в единое целое север европейской части России, с нефтегазовыми кладовыми Тюменской области. В восточном направлении Северный широтный ход должен подключить к железнодорожной сети Салехард, Новый Уренгой и Игарку. Кроме того, он обеспечит связь со Свердловской железной дорогой, которая плотной сетью связывает Урал с Поволжьем, Южной Сибирью и Казахстаном.

Понятно, что железные дороги нужны стране не сами по себе, а как средство доставки людей и грузов. И вот в этом моменте современная Россия вплотную подошла к тому, что не везде успел сделать СССР: к созданию промышленных кластеров, строительству городов и освоению богатейших ресурсов Сибирского региона.

ПЕРВЕНЦА НАЗОВУТ ЭЛЕКТРОГРАДОМ?

Первый из серии «шойгу-градов», по данным осведомленных источников, начнет возводиться в 2022 году на границе Красноярского края и Хакасии. Проект уже два года прорабатывается и на уровне федерального правительства, и в регионах. Соответствующее поручение президент дал еще в 2019 году в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Стык Хакасии и Красноярского края – это и есть та самая Минусинская котловина. В 70-е годы прошлого века там уже пытались обустроить крупный промышленный кластер. Выбор места был связан с готовностью транспортной инфраструктуры. От столицы Хакасии, Абакана, к Транссибу идет железнодорожная ветка; есть и трасса, соединяющая Красноярск с Абаканом, Минусинском, Кызылом. Именно вдоль нее предполагалось построить 12 крупных заводов, которые должны были стать ядром крупнейшего в стране кластера по производству электроаппаратуры, кабелей и бытовой техники. Население собирались разместить в новом городе – Электрограде, само название которого говорит о «профиле» продукции, которую должны были выпускать здешние заводы. Строить его собирались недалеко от Минусинска. В городе планировалось создать научный и образовательный центры. Иными словами, советский проект включал в себя почти все то, о чем сейчас мечтает Сергей Шойгу.

Но осуществить эти планы СССР не успел. К началу перестройки были построены всего два предприятия, а город так и не был возведен. После распада Союза оба завода обанкротились, хоть и производили востребованную продукцию, в том числе машины для плазменной резки металла, аккумуляторные батареи и оборудование для автоматизированных складов.

Между тем, потенциал для освоения у котловины – просто огромный. Кроме уже готовой транспортной инфраструктуры, здесь имеются месторождения золота, железной руды, меди, свинца, графита. На юге котловины можно заниматься сельским хозяйством. При этом территория не является «диким полем»: там уже есть города Минусинск и Абакан. Последний имеет аэропорт, университет, политехнический институт, – то есть, при реализации проекта может стать источником подготовленных кадров.

В геоэкономическом плане Минусинская котловина является частью макрорегиона, объединяющего Хакасию, Красноярский край, Туву и Иркутскую область. Благодаря Ангаро-Енисейскому каскаду ГЭС территория обладает гигантскими энергетическими мощностями, которые пока используются лишь частично.

СТОЛИЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Таким образом, строительство новых городов с целью развития Сибири выглядит вполне жизнеспособной идеей. Некоторые эксперты считают, что вместо возведения новых населенных пунктов стоит привести в порядок уже имеющиеся. Очевидно, что этим тоже надо заниматься, тем более что по своему экологическому состоянию Омск или Красноярск уже давно стали филиалами ада на Земле. При этом новые промышленные центры могут решить проблему расселения умирающих моногородов намного лучше существующих. В целом, одно другому не противоречит. Строительство новых городов должно помочь развитию, или – в самых печальных случаях – ликвидации уже имеющихся.

Фото_18_22.JPG

ФОТО: ВАЛЕРИЙ ХРИСТОФОРОВ/ТАСС

С переносом же столицы все не так однозначно. Как правило, такие решения принимаются ради ликвидации накопившихся проблем или минимизации внешней угрозы. И в этом плане все предпосылки для избавления Москвы от ее столичного бремени давно созрели и перезрели.

Огромный мегаполис, задыхающийся в пробках и, подобно гигантскому насосу, выкачивающий финансовые и людские ресурсы из всей европейской части страны – уже давно не локомотив, а тормоз в развитии России. Достаточно сказать, что Москва тратит на собственное благоустройство столько же средств, сколько и все остальные города РФ (1,5 трлн рублей против 1,7 трлн в период с 2011 по 2019 годы). Мечты о столичных зарплатах оставляют регионы без молодежи, а давление налоговиков заставляет мигрировать в столицу даже малый и средний бизнес. В результате возник замкнутый круг: чем больше Москва – тем сильнее она осушает регионы, а чем беднее регионы – тем мощнее притяжение столицы. При этом жизнь в самом мегаполисе от этого становится только хуже.

В военном плане город весьма уязвим для современных ракет, размещенных в Западной Европе. Создание Соединенными Штатами гиперзвуковых ракет (которые обязательно появятся в обозримом будущем) и вовсе откроет перед «западными партнерами» принципиально новые возможности по нанесению обезглавливающего удара по России. Вряд ли они рискнут этой возможностью воспользоваться, но и РФ не сможет игнорировать новую угрозу. Выходов из ситуации ровно два: двигать западную границу дальше на запад, поближе к советским и рубежам и границам Российской империи, – либо переносить столицу на восток, благо размеры государства позволяют это сделать.

Фото_18_23.JPG

ФОТО: М. МИНЕЕВ/ТАСС

Важно и то, что функционирование многомиллионного города плохо сочетается с кортежами «небожителей». Несмотря на относительно высокий уровень жизни, москвичи отнюдь не являются лояльной нынешней власти частью населения. Напротив, именно Москва в последние десятилетия показывала наибольшую протестную активность. В 2012 году власти уже прорабатывали возможность перенести федеральные ведомства из центра мегаполиса на территорию в 306 гектаров в Новой Москве. Но идея не получила развития, – возможно, потому, что при гигантских расходах решала лишь несколько локальных проблем.

ПОРТРЕТ ПРЕЕМНИКА: РОССИЙСКИЙ ВАШИНГТОН

С учетом всех этих вводных, новая столица как раз и не должна быть городом-миллионником. Наоборот: это должен быть относительно небольшой населенный пункт, которому не грозят марши рассерженных горожан, поскольку критической массы этих самых горожан в нем попросту нет.

Крайне сомнительно, что столицей будет один из «шойгу-градов» промышленного кластера. Любителей дышать воздухом заводов, кроме самого Шойгу да, пожалуй, Дмитрия Рогозина – в российских верхах почитай что нет. Скорее уж новая столица будет напоминать молодой Вашингтон: административный центр, созданный с единственной целью управления страной. И в этом случае, расположится она подальше от экологически вредных производств, где-нибудь в заповедной зоне Алтая.

При всех видимых плюсах такого решения шансы на его реализацию выглядят куда более скромными, чем строительство новых «электроградов». Причина этого – чисто субъективная. Перенос столицы – всегда радикальная смена парадигмы, разрыв старых связей, переформатирование отношений и слом существующего баланса сил и интересов. А как свидетельствует опыт последних 20 лет, наши верховные власти категорически не приемлют радикальных решений, предпочитая, где только возможно, морозить конфликты и подвешивать ситуации на множестве официальных и неофициальных договоренностей. Отсюда и политика заливания деньгами Чечни, и переживший 2008 год Михаил Саакашвили, и бесконечный «Минск» с дважды разгромленной, но так и не добитой Украиной, и многое другое.

С СИБИРЬЮ ПОДЕЛЯТСЯ КУСОЧКОМ ВЛАСТИ

Еще в 2014 году Владимир Путин допустил перевод части федеральных ведомств из Москвы в Сибирь. «В жизни каждого народа есть символы, которые являются объединительными, Москва – один из таких символов, но это не значит, что все структуры нужно концентрировать в одном городе», – сказал он, выступая на молодежном форуме в Селигере.

30 июня нынешнего года глава государства вновь вернулся к этому вопросу, заявив, что полный перенос правительства в Сибирь не решит проблем региона, но перевод туда части ведомств и офисов крупнейших компаний, которые сейчас получают прибыль с сибирских предприятий, а налоги платят в Москве, вполне возможен.

Скорее всего, именно в таком ключе ситуация и будет развиваться до 2030 года: Москва останется столицей, но часть ведомств «попросят» за Урал. В рамках такого подхода строить новый город не имеет смысла. Единственный разумный вариант – располагать управленцев-переселенцев в уже существующих. Если размещение будет происходить с максимальным комфортом (а это наиболее вероятно), выбор будет сделан в пользу Новосибирска или Екатеринбурга. Если же будет решено ликвидировать проблемы максимально быстро и эффективно – ведомства переведут в Красноярск (к слову, в прошлые годы Путин упоминал его в качестве сибирской субстолицы). Жить там чиновникам и топ-менеджерам сильно не понравится, а потому деньги на экологию и благоустройство наверняка отыщутся быстро.

Пойдет ли Россия по этому пути, или же разговоры о новых городах и переносе столицы так и останутся разговорами – станет ясно уже в следующем году. До которого, к слову, осталось совсем немного.

Влад ШЛЕПЧЕНКО

Источник