Красная черта

Главные новостиДемография

Что покажет перепись населения?

“Прибавишь — убавится, убавишь — прибавится”

Русская загадка

Главная задача на период после выборов

Проблема демографии сегодня — самая главная и одновременно самая опасная для российского государства. “Мир без России нам не нужен!” — заявил президент Путин. Но вопрос о том, нужна ли нам Россия без русских, без россиян пока остаётся по большому счёту открытым. Естественная убыль населения, то есть превышение смертности над рождаемостью, по итогам 2020 года составила 688,7 тысяч человек, а за январь — июль 2021 года — 512,5 тысяч человек, таковы официальные данные Росстата. Согласно тем же данным, COVID-19 стал причиной смерти 144,7 тысяч человек в 2020 году и почти 210 тысяч — за первые семь месяцев 2021 года. То есть нельзя сводить ухудшение демографической ситуации в стране исключительно к последствиям коронавирусной инфекции (включая падение экономики и закрытие границ, приведшие к снижению традиционного восполнения естественной убыли населения нашей страны за счёт миграции). Узел проблем здесь куда более сложный и запутанный. Можно ли развязать его или, более того, разрубить одним ударом?

Ещё в начале 2000-х годов известный отечественный учёный-демограф Анатолий Вишневский, ныне покойный, заявил, что демография России соответствует демографии долго и тяжело воюющей страны: очень низкая рождаемость и сверхвысокая смертность, особенно среди мужчин трудоспособных (призывных) возрастов. Правда, будучи по своим политическим взглядам либералом-западником, он противника России, ведущего против нашей страны необъявленную войну, не назвал. С тех пор демографическая ситуация не сильно изменилась. Прошлогодние показатели: рождаемость — 1 435 750 человек, смертность — 2 124 479 человек. Цифры чрезвычайно близки к аналогичным показателям 2006 года (рождаемость — 1 479 637, смертность — 2 166 703, естественная убыль населения — 687 066 человек). До “антирекордов” 2000 года, когда Владимир Путин вступил в должность президента России (рождаемость — 1 266 800, смертность — 2 225 322, естественная убыль населения — 958 532 человек), это ещё далековато, но некая цикличность демографических процессов налицо, и мы вновь приближаемся к очередной низшей точке цикла. Более того, в пессимистичном прогнозе правительства к 2030 году будет зафиксирована суммарная естественная убыль населения в 6,4 млн человек, то есть в среднем примерно по 711 тысяч в год. С чем такая цикличность и такие прогнозы связаны?

Тезисы на этот счёт официальной власти (“двойное эхо Великой Отечественной войны и краха Советского Союза”), а также оппозиции (“власть воюет против собственного народа”) достаточно давно сформулированы, хорошо известны и по большому счёту бесполезны, а значит, решение проблемы нужно искать в совсем иной плоскости: не “Кто виноват?”, а “Что делать?” — но для этого нужно хотя бы понимать, что вообще происходит. Нынешняя послевыборная пауза, да ещё между двумя отмеченными выше знаковыми государственными мероприятиями в сфере демографии — едва ли не самый подходящий момент.

“Я планов наших люблю громадьё…”

Что касается первого из упомянутых мероприятий, правительственного плана по реализации концепции демографической политики на период до 2025 года, то анализировать его особого смысла нет — просто поверим словам премьер-министра Михаила Мишустина о том, что впервые принят такой комплексный документ, в котором вместе с уже реализуемыми объединены совершенно новые меры и механизмы, необходимые для достижения национальных целей социально-экономического развития, которые определил президент. Как говорится, дай Бог! Попутного ветра и семь футов под килем!

Сама Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года была утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 года №1351, с изменениями и дополнениями от 1 июля 2014 года и “направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране”. Предыдущий план мероприятий по реализации в 2016–2020 годы положений этой Концепции был утверждён распоряжением Правительства РФ от 14 апреля 2016 года №669-р. Но вследствие ухода этого правительства в отставку в январе 2020 года и начавшейся коронавирусной инфекции он, разумеется, остался без отчёта и оценки со стороны органов законодательной власти и президента России. Однако сопоставить целевые показатели данного документа с реальной статистикой можно и нужно. При этом допускающие различную трактовку “качественные” показатели, вроде процента лиц пенсионного возраста, охваченных мероприятиями по укреплению здоровья и долголетия, или женщин с ранней диагностикой беременности, принципиально исключим из рассмотрения. А вот там, где цифры более-менее конкретны и верифицируемы, картина получится следующей.

Повышение уровня рождаемости (суммарного коэффициента рождаемости) на 1000 человек — с 1,78% в 2015 году до 1,87% в 2020 году. Реальность (по годам) была такова: 2015 — 1,776%, 2016 — 1,762%, 2017 — 1,621%, 2018 — 1,579%, 2019 — 1,504%, 2020 — 1,505%. То есть все эти годы рождаемость не росла, а постоянно снижалась, составив в 2020-м “ковидном” году 80% от целевого показателя и 85% от показателя 2015 года.

Снижение смертности от болезней системы кровообращения — с 631,8 случая на 100 тыс. населения в 2015 году до 622,4 случая к 2020 году; реальный показатель 2020 года — 643,9 случаев, то есть рост вместо нужного снижения, на 1,9% хуже базового и на 3,45% хуже целевого показателя.

Снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) — с 203,2 случая на 100 тыс. населения в 2015 году до 190 случаев к 2020 году; реальный показатель 2020 года — 197,5 случаев (для справки: 2019 года — 199,1, 2018 года — 202,36). То есть снижение наблюдалось, но достигнутый результат оказался на 3,95% хуже целевого показателя.

Снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) — с 12,1 случая на 100 тыс. населения в 2015 году до 10 случаев в 2020 году; реальный показатель 2020 года —10,9 случаев, на 9% хуже целевого показателя, и это на фоне длительного локдауна и сокращения экономической активности населения.

Снижение младенческой (до возраста 1 года) смертности — с 6,5% от родившихся живыми в 2015 году до 5,8% в 2020 году; реальный показатель 2020 года — 4,5%, на 28,9% лучше целевого показателя.

Снижение ранней неонатальной (до возраста 7 дней) смертности — с 2,81% от родившихся живыми в 2015 году до 2,7% в 2020 году — здесь данных за 2020 год найти не удалось. Но, судя по предыдущему показателю, здесь тоже всё должно быть более-менее нормально.

Рост ожидаемой продолжительности жизни — с 71,4 года в 2015 году до 74 лет в 2020 году; реальный показатель 2020 года — 71,5 года (для справки: 2019 года —73,4; 2018 года — 72,91), на 3,4% хуже целевого показателя, но здесь как раз многое можно объяснить эпидемией COVID-19, которая, за счёт уничтожения “избыточных” (на деле — дополнительных, резервных, создающих “запас прочности” на случай таких эпидемий) мощностей, привела к кризису “оптимизированной” системы отечественного здравоохранения.

Таким образом, из шести доступных проверке показателей плана полностью и безусловно выполнен один, прогресс, хотя и недостаточный, достигнут по двум, полностью и безусловно провалены три (правда, в одном случае по условно форс-мажорным обстоятельствам, связанным с COVID-19). Остаётся надеяться, что “план Мишустина” в этом отношении окажется гораздо лучше “плана Медведева”.

Подводя здесь итог, можно сказать, что современная Россия ни в коей мере не является страной с плановой экономикой: ни в части научного обоснования планов, ни в части их исполнения, ни в части ответственности за их исполнение. В результате появляются такие анекдоты властного “новояза”, как “отрицательный рост” или “замедление ускорения темпов падения экономики” и так далее. Это вовсе не означает, что нынешняя система госуправления нашей страны неэффективна, — просто критерии оценки её эффективности “сверху” находятся вне публичного поля зрения. А наши сограждане к этой ситуации “относятся с пониманием”, вопреки надеждам оппозиционеров всех сортов, но и без особой радости, вопреки надеждам властей.

Переписные свидетельства

Как отметил президент России, выступая на заседании Совета по межнациональным отношениям 30 марта 2021 года, подробнее понять структуру населения, этническую принадлежность и выяснить ряд других вопросов, которые чрезвычайно важны для текущей деятельности и для планирования принятия решений в сфере экономики и социальной политики, может только общенациональная перепись населения. В “постсоветской” истории России такие переписи были проведены дважды: в 2002 и в 2010 годах. Третья, изначально запланированная на октябрь 2020 года, в связи с COVID-19 и другими причинами, неоднократно переносилась: сначала на апрель, затем на сентябрь и, наконец, на октябрь 2021 года. 18 августа окончательные сроки проведения переписи были определены: в период с 15 октября по 14 ноября 2021 года, её предварительные итоги будут подведены в апреле 2022 года, а окончательные — опубликованы в декабре 2022 года.

По большому счёту эта перепись и должна подвести своего рода демографическую черту под итогами третьего, “позднепутинского”, этапа “рыночных реформ” для нашей страны, точно так же, как перепись 2002 года, сравнительно с результатами РСФСР в рамках Всесоюзной переписи населения 1989 года, подвела черту под итогами её первого, “ельцинского”, этапа, а перепись 2010 года — под итогами её второго, “раннепутинского”, этапа. Из всего массива данных, полученных и утверждённых по результатам трёх прошедших переписных кампаний, для нас интересны, прежде всего, цифры по общей численности населения, а также по его национальному и половозрастному составу, которые можно свести в одну небольшую, всего на три десятка значащих цифр, таблицу (по данным сайта demoscope.ru).

Как можно видеть, по каждому из выбранных показателей за период 1989–2010 годов наблюдались вполне устойчивые демографические тенденции.

Общая численность населения России — снижалась (на 4,544 млн человек, или на 3,08% к базовому показателю 1989 года). Естественная убыль населения была кратно выше и частично компенсировалась иммиграцией, в основном из постсоветских республик.

Общая численность мужчин — снижалась (на 2,992 млн человек, или на 4,33% к базовому показателю 1989 года), почти в полтора раза превышая темпы снижения общей численности населения.

Общая численность женщин — снижалась (на 1,551 млн человек, или на 1,98% к базовому показателю 1989 года), более чем в два раза медленнее темпов снижения общей численности мужчин.

Общая численность русских (государствообразующего народа России) — снижалась (на 8,849 млн человек, или на 7,38% к базовому показателю 1989 года), что почти в 2,4 раза выше темпов снижения общей численности населения России.

Общая численность лиц других национальностей (включая не указавших свою национальную принадлежность) — росла (на 4,3 млн человек, или на 15,63% к базовому показателю 1989 года).

Численность детей и подростков младше 16 лет — сократилась (в 2010 году — почти на 12,87 млн человек, по сравнению с аналогичным показателем 1989 года, или на 35,75%).

Численность лиц трудоспособного возраста — выросла (в 2010 году — почти на 2,85 млн человек, по сравнению с аналогичным показателем 1989 года, или на 3,34%).

Численность лиц пенсионного возраста (для мужчин — старше 60 лет, для женщин — старше 55 лет) — выросла (в 2010 году — почти на 5,48 млн человек, по сравнению с аналогичным показателем 1989 года, или на 20,88%).

Численность населения нынешних Сибирского и Дальневосточного федеральных округов — снижалась (на 3,613 млн человек, или на 12,4%, по сравнению с аналогичным показателем 1989 года).

Средний возраст населения России — увеличился (в 2010 году — на 6,2 лет, по сравнению с аналогичным показателем 1989 года, или на 18,9%).

Только два из десяти этих показателей можно признать в определённой мере позитивными для России — рост общей численности лиц иных, кроме русской, национальностей и рост численности лиц трудоспособного возраста. Но в первом случае позитив во многом нивелируется снижением численности русских как государствообразующего народа нашей страны и негативной динамикой численности ряда не русских национальностей (это отдельная большая тема, выходящая за рамки данной статьи), а во втором случае — резерв роста был исчерпан почти до нуля из-за рекордных темпов падения рождаемости в рассматриваемый период.

Кстати, насколько можно судить по текущей статистике демографических показателей РФ после 2010 года, некоторые из отмеченных выше тенденций должны сохраниться и по итогам предстоящей переписи 2021 года. Разумеется, это не касается снижения численности населения страны (вследствие воссоединения Крыма и общего роста населения в 2010–2018 годы, в том числе и естественного в 2013–2015 годы), а также, соответственно, снижения численности мужчин, женщин и, возможно, детей и подростков до 16 лет. Весьма интересной будет и цифра населения СибФО и ДФО — всё-таки вложения туда были реальными и достаточно масштабными.

Иными словами, можно спрогнозировать, что результаты переписи 2021 года зафиксируют не только достижение нашей страной дна демографической ямы, но и первые признаки того, что мы прекратим рыть её дальше.

Кстати, ответ на загадку, вынесенную в эпиграф данной статьи — “яма”. Демографическая, в том числе.

Владимир Винников

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula