Старость – дело женское

Главные новостиДемография

Необходимо придумать способ продлить срок жизни мужчин в России

Смертность в России последние полтора года уверенно опережает рождаемость. Так, по данным Росстата, в июне 2021 года в стране родились 123 823 ребенка, а смертей зарегистрировано 185 655. И виноват, в этой весьма ощутимой разнице, отнюдь не только проклинаемый всеми коронавирус. Нет, его печальной роли в уменьшении населения страны мы преуменьшать не собираемся – так, в том же июне у 19 998 скончавшихся россиян в качестве основной причины смерти официально указан COVID-19. Однако даже если оставить результаты пандемии за скобками, ситуация тем не менее выглядит довольно-таки плачевно: создается впечатление, что Россия буквально тает.

«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен», – говорил незабвенный Воланд. Перефразируя печального булгаковского дьявола, можно сказать так: «Плохо то, что он смертен задолго до ухода на пенсию».

НЕ КОВИДОМ ЕДИНЫМ

6 сентября 2021 года, выступая на пленарной сессии Всероссийской недели охраны труда, вице-премьер России Татьяна Голикова заявила, что примерно треть наших соотечественников уходят в мир иной, будучи отнюдь не стариками. «Из общего числа умерших в РФ почти треть составляют граждане в трудоспособном возрасте. Из этого количества 80% – это мужская часть населения», – сообщила она. Экономист Голикова, напомним, стояла у руля варварской оптимизации здравоохранения, а ее муж, тоже бывший министр Виктор Христенко поддерживает себя в неплохой форме благодаря неспешным прогулкам по испанским полям для гольфа. Может себе позволить на заработанное в России.

Фото_18_15.JPG

А ведь это, если вдуматься, настоящая гендерная катастрофа. Еще в 60-е годы прошлого столетия автор текста популярной песенки сетовал, что «на десять девчонок по статистике девять ребят»; какие же шлягеры уместны в 20-х годах нашего века, когда мало того что население планомерно идет на убыль, так еще и мужчины вымирают гораздо быстрее женщин?

А КАК У НИХ?

Впрочем, давайте заглянем за границу. Может, проблема вовсе не российская, а общемировая?

В США население уверенно растет, причем не только благодаря постоянному притоку мигрантов, но и в связи с естественным приростом населения; количество рождений ощутимо превалирует над количеством смертей. Женщин и мужчин в возрасте до 60 лет – примерно поровну; лишь в более возрастной группе начинается разрыв численности в пользу женщин. Чем люди старше, тем женщин среди них больше.

В Китае по понятным причинам серьезная нехватка женщин: установка «одна семья – один ребенок», отмененная лишь в 2016 году, и избирательные аборты по половому признаку не могли не дать результатов (выгоднее растить мальчика, поэтому родившиеся девочки очень часто случайно умирали в первые же дни после рождения). Согласно прогнозам, к 2030 году количество неженатых мужчин в возрасте около тридцати лет увеличится по сравнению с сегодняшним днем в 5 раз, что неизбежно скажется на демографии. Тем не менее, пока что население Китая растет, и довольно быстро.

В относительно благополучной европейской Франции рост населения в последние десять лет сильно замедлился – до 0,22%. Но он, этот рост, все-таки существует. По количеству детей на семью страна, кстати, занимает второе место в старушке Европе. Возрастных женщин больше, чем их ровесников-мужчин – но ненамного, соотносимо.

В более близкой к нам Польше ситуация иная: начиная с 1999 года население страны медленно, но сокращается. Количество смертей превалирует над количеством рождений; к тому же наблюдается так называемая и так знакомая России утечка мозгов – самые удачливые, умные и образованные стремятся вон из страны. И – да, среди населения старше 50 лет женщин заметно больше, чем мужчин. В 70 лет – уже в 1,3 раза больше.

В России – в 1,75 раза.

Так что давайте попытаемся разобраться, отчего же российские мужчины массово не доживают до пенсии, а женщины в возрасте если не «разведенки», то вдовы.

СЕРДЦЕ, ТЕБЕ НЕ ХОЧЕТСЯ ПОКОЯ

Все та же Татьяна Голикова утверждает, что 55% от смертности людей в России – это смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Которые, если говорить о работоспособном населении, с завидным упорством поражают преимущественно мужчин.

«По статистике, действительно, заболеваемость и смертность от сердечно-сосудистой патологии выше среди мужского населения в возрастной группе до 50 лет, – отмечает врач-кардиолог АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), член Asute Cardiovascular Care Association (ASSA), кандидат медицинских наук Денис Соколов. – Связано это в первую очередь с тем, что до 50 лет у женщин сохраняется оптимальный гормональный эстрогеновый фон, который оказывает защитное действие на сердечно-сосудистую систему. Из-за этого у женщин в меньшей степени прогрессирует атеросклероз, достигается лучшая стрессоустойчивость. Мужчины более подвержены факторам риска – курение, алкоголь, нарушение диеты, да и стрессоустойчивость у них, как правило, ниже. А еще мужчины обычно реже обращаются за медицинской помощью».

Этот последний фактор, к слову, чрезвычайно сильно недооценен. В России сложилась странная культура «мужественности», при которой обращение к иному врачу, кроме травматолога, расценивается как неприличная слабость, недостойная «настоящего мужчины». Этому способствует и официальная пропаганда, охотно показывающая элиту бодрой и здоровой, но стыдливо скрывающая болезни и госпитализации государственных мужей.

Профилактика (здоровый образ жизни) пропагандируется, лечение – нет. Не пить, слава Богу, уже не стыдно, но вот лечиться от последствий употребления алкоголя или просто нездорового образа жизни – все еще значит «быть не мужиком».

Впрочем, и с профилактикой все грустно, полагает эксперт Лиги здоровья нации, кардиолог, доктор медицинских наук, профессор Мехман Мамедов.

«Образ жизни мужчин в России и многочисленные факторы риска, к сожалению, предрасполагают к формированию атеросклероза, – говорит он. – Это и малоподвижный образ жизни, и злоупотребление алкоголем, и курение – Россия, кстати, входит в десятку самых курящих стран мира, – и постоянные эмоциональные стрессы, и неправильное питание. Все это в совокупности приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям. Чтобы избегать подобных последствий, нужно после тридцати лет регулярно проходить диспансеризацию. Это поможет своевременно выявлять патологии и вовремя получать лечение.

К сожалению, у нас люди живут по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»; традиция обращений к специалистам с целью профилактики не так сильно укоренилась у нас, как в развитых странах. Надо прививать эту культуру, чтобы люди понимали – регулярные медосмотры помогут им, как можно дольше сохранять здоровье. Сейчас, конечно, очень много предпринимается для лечения заболеваний сосудов и сердца – но это, как вы понимаете, борьба с последствиями. А ведь с помощью профилактики можно охватить большее количество людей – и предотвратить огромное количество болезней и смертей. К тому же она просто дешевле обходится. Лечение, безусловно, помогает при сердечно-сосудистых заболеваниях, но лекарства и тем более операции – вещи дорогостоящие; профилактика же не так сильно бьет по бюджету, да и куда менее стрессогенна для пациентов и их близких».

ЖЕРТВЫ БАХУСА

Понятно, что российские женщины тоже умеют вести сидячий образ жизни, выпивать и покуривать. Однако российские мужчины делают это чаще и с большей интенсивностью. Согласно опросу, проведенному аналитическим центром НАФИ в январе 2021 года, вредные привычки и зависимости в нашей стране гораздо чаще бывают у представителей сильного пола – 48% мужчин против 26% женщин. Тот же опрос показал, что большинство людей прекрасно осознают: курение и алкоголь вредят их здоровью. Но при этом избавляться от вредных привычек (какое все-таки чудесное, по-детски милое словосочетание!) не спешат.

С курением при этом в стране борьба ведется, слов нет. Но странно и довольно вяло. Теоретически есть места, где курить запрещено, и какое-то время людей с сигаретками честно гоняли отовсюду заботливые стражи порядка. Но уже махнули рукой и перестали. Устрашающие надписи на сигаретных пачках мало кого устрашают, мало того – давно стали предметом шуток курильщиков («У тебя что? Мертворождение? А у меня импотенция!»).

Но тут хотя бы есть попытки. Например, специальные ширмы в магазинах, стыдливо прикрывающие ряды с сигаретными пачками.

Что до алкоголя, то попытки его дискредитации в глазах рядового жителя России выглядят, честно говоря, ханжескими. Жалкие, в своей фальшивой пафосности, плакаты, висящие в медучреждениях, никак не могут конкурировать с батареями стеклянных и пластиковых бутылок, жестяных банок и картонных коробок, занимающими изрядные площади супермаркетов всех мастей. Вот они стоят, такие красивые, у всех на виду – покупай и пей. На здоровье.

А мы помним, что в медучреждениях наши мужчины бывают редко.

Зато в супермаркетах – каждый день.

Между тем в Госдуме РФ побывали законопроекты и о дальнейшем сокращении разрешенного времени продажи алкоголя, и о запрете ярких красивых этикеток на бутылках со спиртными напитками, и о создании в супермаркетах закрытых «гетто» для алкоголя подобно тому, как это сделано с табаком, и вообще о запрете продажи крепких напитках в общедоступных магазинах.

Ничего этого не приняли. Даже жалкие региональные законы о запрете продажи алкоголя в определенное время не работают. За шагом вперед следует отступление: так, мощное алкогольное лобби, например, добилось увеличения времени продаж в Московской области на три часа, и с тех пор стоит на своем, мотивируя позицию очевидным доводом «пьяница выпить найдет». Пьяница – найдет, но нам надо беречь культурпитейцев, то есть основную массу россиян и в первую очередь мужчин. Тех, кто не будет искать бутылку по злачным местам, кто еще не алкоголизировался до панкреатита и цирроза. Тех, кто должен воспитывать не только детей, но и как минимум внуков.

НАРОДОЗАМЕЩЕНИЕ

Есть еще одна проблема, связь которой с вымиранием трудоспособных мужчин подчеркивать не принято. Речь идет о том самом святом месте, которое пусто не бывает: если нет своих мужчин, на их место приходят чужие. Из тех стран, где демография радует взор, а жизненных ресурсов не хватает. В Таджикистане, например, число мужчин и женщин старше 70 лет практически одинаково – и это несмотря на то, что за российским гражданством охотятся в первую очередь мужчины. Мы много говорим и пишем о жадности работодателей, при заметной российской безработице берущих на работу бесправных азиатов, и это, безусловно, верно, но надо понимать и то, что альтернатив у них не так уж и много. Безработица в России в первую очередь женская, а основная часть мигрантов – все же мужчины, причем зачастую отнюдь не молодые. Они не взаимозаменяемы.

Таким образом, можно проследить следующую логическую последовательность.

1. Табачное и особенно алкогольное лобби с легкостью защищают свои позиции в правительстве и в Госдуме. Достаточно вспомнить, что даже бизнес-омбудсмен, защитник прав предпринимателей Борис Титов – не парфюмер или библиотекарь, а крупнейший винопромышленник страны.

2. Культура потребления алкоголя возводится в культ с помощью ложно понимаемой мужественности. За примерами далеко ходить не надо – мой муж, работа которого связана с постоянными переговорами, в том числе в неформальной обстановке, с грустью говорит, что умеренность в питье стоила ему множества очень хороших контрактов и полезных связей.

Фото_18_16.JPG

ФОТО: ВИКТОР ДРАЧЕВ/ТАСС

3. Власть поднимает пенсионный возраст – мужчины, только-только освоившие искусство выхода на пенсию, снова до нее не доживают, экономия пенсионных денег налицо.

4. В экономике наблюдается нехватка мужчин – при этом, сколько ни тверди о равенстве, есть специфически мужские и женские профессии. Та же власть, которая отказывается бороться с алкоголем и повышает пенсионный возраст, заявляет о необходимости привлечения мигрантов, организует «чартерные поезда» из Средней Азии и вешает в московском метро указатели на «мигрантских» (если точно – узбекском и таджикском) языках.

5. Создается фальшивый спрос на иностранных рабочих – например, через совершенно не нужные программы реновации, требующие массового строительства. Никакой реальной нужды в этом Россия не испытывает.

6. Прозрачная граница со Средней Азией и активная миграция поддерживают стабильный наркотрафик, закрепляющий «успехи» алкоголя и выбивающий своих жертв обоего пола на обочину жизни. При этом среди гостей алкоголизм и наркомания распространены гораздо меньше – Коран запрещает.

7. Вслед за азиатскими мужчинами тянутся женщины, вытесняющие русских конкуренток сначала с низкооплачиваемых, а потом и со средних должностей (от санитарок и нянечек – к врачам и учителям). В целом каждый закрепившийся в России мигрант за следующие два года привозит за собой минимум двух человек – жен, детей, кунаков.

8. Русский этнос на территории России вытесняется среднеазиатскими, русская культура падает под натиском с Запада и Востока одновременно, православие медленно, но верно уступает место исламу, бывшие покорители Евразии становятся угнетаемым большинством, а вскоре и меньшинством.

Нет, это не конспирология, не какой-то зловещий план Ротшильдов: от такой замены Западу в конечном итоге сплошной убыток. Это просто сложившаяся реальность, никаких попыток изменить которую, мы не видим. И никакой вины узбеков и таджиков в этом нет: они имеют полное право пытаться устроиться там, где им лучше, имеют полное право помогать своим родным и близким – конечно, в рамках законов страны своего пребывания.

Наши мужчины роют себе яму нездоровья, а министры и депутаты их туда сталкивают.

ЕСТЕСТВЕННО, НО БЕЗОБРАЗНО

Если вдуматься, природа та еще затейница. Женщин она снабдила той самой эстрогеновой защитой, которая вплоть до 50 лет бережет их сердце и сосуды. Зато мужчинам продлила период фертильности чуть ли не до плюс бесконечности. И логика природы, в общем, понятна: роль самца – оплодотворять, роль самки – оставаться сильной до тех пор, пока потомство не сможет существовать автономно.

С точки зрения животного мира это естественно. Самки – основа популяции, самцы – расходный материал: закончилась фертильность – пожалуйте на выход. Генетические эксперименты природа, опять же, ставит именно на мужчинах: среди них гораздо больше как гениев, так и, увы, их противоположностей. Женщин эволюция бережет, обходится с ними куда аккуратнее.

Но мы все-таки не только животные.

Как говорил один юный герой «Гадких лебедей» Стругацких, «Именно то, что наиболее естественно, менее всего подобает человеку. Естественное всегда примитивно. А человек – существо сложное, естественность ему не идет».

Хотелось бы верить, что мы можем быть сложными до такой степени, чтобы придумать способ продлить мужской век в России. А то как-то совсем неинтересно.

Анна Бойко

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula