Второе рождение «Белого лебедя»

Оборона и безопасность

На Казанском авиационном заводе возобновили производство стратегических бомбардировщиков Ту-160

Министр обороны России Сергей Шойгу посетил Казанский авиационный завод (КАЗ), возобновивший производство стратегических бомбардировщиков Ту-160. Как известно несколько лет назад заводчане взялись за модернизацию самолета, оснащая его новым радиоэлектронным оборудованием, средствами навигации, системами ГЛОНАСС. Все это потребовало обновления не только технической документации, но и технологической оснастки, набора молодых кадров. Шойгу назвал это общей победой – такую задачу он ставил предприятию несколько лет назад.

«То, о чем мы говорили пять или шесть лет назад, – сделано. Это наша общая победа», – сказал министр, обращаясь к работникам завода в ходе посещения КАЗ.

Шойгу поднялся в кабину построенного Ту-160, где ему рассказали о боевом потенциале новых стратегических бомбардировщиков, который существенно возрос по сравнению с предшественниками. Во время осмотра цехов предприятия министру доложили, что оперативно было выполнено поручение президента России Владимира Путина, которое позволило возобновить производство Ту-160, в частности восстановление установок электронно-лучевой сварки. Стало возможным производить сварку, отжиг основных силовых элементов конструкции. Как результат – в декабре 2020 года новый Ту-160 сняли со стапеля и передали в цех окончательной сборки. В его кабине и побывал министр обороны.

Шойгу доложили, что это второй опытный образец. На самолете выполнены все регламентные работы, совершены полеты, в ходе которых проверены автоматические системы управления, светотехническое оборудование в ночное время суток и оборудование радиосвязи на разных частотах. Машина прошла программу предварительных летных проверок, готова к передаче на дальнейшие испытания.

После чего генерал Шойгу осмотрел глубоко модернизированные строевые самолеты Ту-160М, образцы выпускаемой КАЗ продукции, а также выставку БЛА, где, в частности, демонстрировались «Альтиус-РУ» и «Форпост».

Второе рождение «Белого лебедя»
Фото: mil.ru

Среди важнейших задач ПАО «Туполев» и Казанского авиационного завода –возобновление производства самолета Ту-160. Помимо этого, на предприятии ведется модернизация бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3. Еще 2 февраля 2020 года на аэродроме КАЗ состоялся первый полет модернизированного Ту-160М. 30 октября этого же года – полет ракетоносца Ту-160М с новыми двигателями, который вошел в список наиболее значимых мировых достижений в области двигателестроения за 2020-й. В марте 2021 года ракетоносец передан на летно-испытательную базу ПАО «Туполев» для подготовки к следующему этапу полетов – предварительным испытаниям.

Что касается модернизированного Ту-22М3М, то на нем успешно завершен первый этап проверок. В апреле 2021 года Ту-22М3 совершил самый продолжительный полет. Все взлеты и посадки первого этапа признаны зачетными.

Кроме того, министр обороны проверил исполнение гособоронзаказа КАЗ, осмотрел объекты инфраструктуры, производственных цехов и образцы выпускаемой продукции. Шойгу поднялся в кабину Ми-8МТВ-5М, где ему доложили об основных преимуществах этой машины по сравнению с предшествующей версией. Среди них, в частности, выполнение ночных полетов в группе с применением приборов ночного видения, заменены иностранные комплектующие.

С 1997 года предприятие самостоятельно ведет разработку также легких вертолетов «Ансат». В 2004-м начато их серийное производство. Более 50 машин «Ансат-У» по заказу Минобороны поставлены в летные училища для обучения курсантов. С 2015 года для гражданской авиации страны начались серийные поставки «Ансатов» в варианте VIP-салон и медицинский. На сегодня поставлено более 90 вертолетов обеих модификаций.

С 2019 года на предприятии серийно производятся также вертолеты Ми-38. За это время переданы два Ми-38Т для Министерства обороны РФ, один Ми-38 с салоном повышенной комфортности – гражданскому заказчику. До 2024 года планируется поставить 24 вертолета Ми-38 в различных модификациях.Олег Петров

Опубликовано в выпуске № 34 (897) за 7 сентября 2021 года