Онлайн-образование плодит двоечников

Педагоги, работающие по уникальной методике Виктора Шаталова, так высказались об онлайн-образовании: «Это халтура!»

Имя школьного учителя из Донецка Виктора Шаталова гремело еще в СССР – созданная им система обучения школьников показывала потрясающие результаты. Даже махровые двоечники в считаные месяцы исправлялись, а к концу восьмого класса усваивали целиком… десятилетнюю программу, без проблем поступали в ведущие институты страны, получали высшее образование, некоторые впоследствии – и ученые степени!

«Шаталовский эксперимент» на государственном уровне был признан очень удачным. Но повсеместно, увы, его так и не внедрили. Сейчас по этой системе работает единственная (негосударственная) маленькая Школа Шаталова в Москве. Наш собеседник – ее научный руководитель Сергей Виноградов.

– Школьники и их родители в тревоге – 1 сентября закончилась спокойная жизнь. А вы с каким сердцем вступаете в новый учебный год?

– С оптимистичным. Раньше к нам в основном двоечников приводили родители, чтобы мы их «подтянули по учебе», мол, обычная школа не справляется. Сейчас ребята приходят сами, великолепные, с горящими глазами, – те, кто хочет учиться. Это приятно и здорово. А двоечники ушли в интернет.

– ?!.

– Имею в виду повсеместное развитие онлайн-образования и репетиторов. Лозунг «Учим хоть и на расстоянии, зато индивидуально!» преподносится как мантра. Вроде бы если индивидуально – значит, хорошо. Родители верят и хватаются за онлайн как за спасительную соломинку…

– Разве индивидуальное обучение – это плохо?

– У Шаталова в классах и по восемьдесят человек занимались. Он говорил: китайский класс самый идеальный – пятьдесят пять. С каждым повторить тему…

Повторение ключевых тезисов всего предмета целиком – основа шаталовской системы. Записано блоками. Это систематизация знаний. При наличии методики детям не надо до полуночи готовить домашнее задание, подготовка занимает всего пять – семь минут: по конспекту пробежаться и освежить в памяти. На классном занятии один ученик повторяет вслух, второй, третий, пятьдесят пятый… – не просто откладывается в памяти, а врезается. Такое «колхозное занятие» (когда все вместе) объективно показывает результат в разы выше, нежели индивидуальное и тем более в интернете.

– То есть при возможном повсеместном введении онлайн-образования, о котором сейчас – пока осторожно – говорят, прогнозы ваши пессимистичные?

– Может быть, наладится через какое-то время. Пока в онлайн-образовании я вижу огромное количество недоработок, а часто откровенную халтуру. По крайней мере, интернет-образование для младших и средних школьников недопустимо.

Выбирая ребенку репетитора в интернете, первым делом узнайте, по какой методике тот работает, есть ли система… Нет, 5-7 процентов детишек выучатся при любом строе и при любых преподавателях, даже плохих. Остальные «не дойдут». Онлайн образование плодит двоечников. Но, вероятно, обществу хорошо образованные люди в таком количестве не нужны…

– Не могу не поинтересоваться вашим мнением о недавней сенсации: восьмилетняя девочка Алиса сдала ЕГЭ и поступала в МГУ. Что об этом думаете?

– Во-первых, уже выяснилось, что баллы ЕГЭ у девочки совсем невысокие. То есть для ее возраста результат неплохой, а вот на фоне семнадцатилетних выпускников – очень слабо. Нет вундеркинда!

А вообще талантливые детишки, к сожалению, не всегда удерживаются на взятых высотах. Потому что талант сопряжен с ранимостью, с различными проблемами с психикой. Дай Бог здоровья талантливым, но я бы не хотел, чтобы мой ребенок был талантлив. Пусть лучше будет нормальным, ищет себя, живет в мире и в ладу с самим собой…

– Год назад Шаталов ушел из жизни в возрасте 94 лет…

– Мы общались примерно за три месяца до его смерти. Он не очень хорошо себя чувствовал, но находился в здравии, на своих ногах. Писал книги, снимал фильмы о своей методике. Но все-таки возраст дал о себе знать…

Однако законы-то Шаталова живут! Например, по Шаталову учатся несколько школ в Индии и Китае. В Москве есть классы Жохова, с первого по четвертый. Очень хорошо учат, система с шаталовской похожа. Хорошее все равно пробивается, и это радует.

КАК АДАПТИРОВАТЬСЯ К УЧЕБНОМУ ГОДУ

Ольга Дандар, психолог

Минимизировать просмотр телевизора и взаимодействие с гаджетами. Излишнее количество того и другого травмирует хрупкую нервную систему.

Начните водить ребенка на массаж, лечебную физкультуру, идеальным вариантом является плавание. Постарайтесь усвоить привычку утренней зарядки (в идеальном варианте совместно с родителями!).

Если малыш не хочет идти в школу, важно найти причину. Это могут быть отношения с одноклассниками, трудности в усвоении материала, взаимодействие с учителем… В этом случае необходимо поговорить с педагогом и школьным психологом (обязательно в отсутствие ребенка).

Интересуйтесь школьной жизнью ребенка! Находите время на разговоры о трудностях, радостях, требованиях в учебном заведении. Слушайте внимательно! Чаще повторяйте, что в любой ситуации окажете поддержку и придете на помощь.

Формируйте у школьника положительный настрой на учебу. Не пугайте его критикой и оценкой учителя. Не говорите о школе и учителях плохо в присутствии ребенка. «Если возникают трудности в обучении, это всегда решаемо», – ваше разумное отношение поможет и ребенку решать возможные проблемы спокойно и без паники.

Очень важно объяснить ребенку, что в учебе важны не оценки, а именно процесс получения знаний! Оценка вторична, отметки в дневнике и школьном журнале не имеют никакого отношения к личности ребенка.

Верьте и доверяйте своему ребенку. Не сомневайтесь в его способностях. Говорите слова любви и чаще обнимайте, чтобы не возникло ощущения, что родительская любовь уже не для школьников.

Уважайте своего ребенка, его мнение, желания и чувства. Не завышайте своих требований по отношения к нему. Не критикуйте за оценки и плохое поведение. Не сравнивайте с другими детьми в грубой форме. Обязательно хвалите, поощряйте старания и усилия.

Поделитесь воспоминаниями о своих учебных годах, успехах и неудачах, о своих эмоциях по этому поводу. Учите ребенка испытывать чувства и уметь их называть.

При возникновении сложностей в общении со сверстниками хорошо помогает регулярная сказкотерапия. Вы можете придумывать и рассказывать сказку сами или вместе с ребенком. Есть уже готовые сборники терапевтических сказок, например, Ольги Хухлаевой.

Помогайте ребенку учиться дружить. Приглашайте его товарищей и подруг домой, организуйте совместные мероприятия: походы на природу или в кинотеатр, домашние праздники с веселыми конкурсами. Когда ребенок социально активен и имеет хорошую поддержку от друзей, ему легче адаптироваться и справиться с любыми сложностями.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

Роза Банникова, консультант по здоровому питанию

Здоровый сон. Для детей 6-12 лет – не менее 10-12 часов в сутки, для подростков – 8-10. Сон улучшает внимание, память, психическое и физическое здоровье. Напротив, нехватка сна увеличивает риск травм, ожирения, диабета и депрессии. Спать ребенку необходимо ложиться не позднее 21.00-21.30. С 22.00 до 3.00 вырабатывается крайне необходимый организму мелатонин – вещество, которое регулирует иммунную систему. Одно из главных условий выработки мелатонина – кромешная тьма. Уберите все огоньки от электронных приборов, телевизоров и ночных светильников. Идеальный вариант – плотные шторы или плотная маска на глаза.

Питание. На 85% наше самочувствие зависит от правильного питания. Сбалансированно питаемся – сбалансированно мыслим. Важно выстроить график питания, принимая пищу в одно и то же время. Завтрак пропускать нельзя! Рацион школьника должен содержать животные и растительные белки, фрукты, овощи, орехи, молочные продукты, крупы. По максимуму сократить фастфуд, убрать сладкие напитки (в том числе крайне вредные энергетические!), соки, газировки, кофе. Чистая вода является питательной средой для клеток организма! Чтобы хорошо себя чувствовать, нужно пить достаточное количество воды – тем самым повысить общий тонус организма, избавиться от сонливости, нервозности…

Физические нагрузки. Мышцы являются своего рода насосами, прокачивают кровь по сосудам. Физическая активность – это сокращение мышц, а значит, идет промывание сосудов, усиливается кровообращение. Кроме того, сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При выполнении физических упражнений кости становятся крепче. Укрепляется и весь опорно-двигательный аппарат. Правильные привычки лучше формировать с детства, иначе в зрелом возрасте будут проблемы со здоровьем.

Подготовила

Виктория Катаева.

Фото: ADOBE STOCK,

РИА НОВОСТИ/А. Лыскин

Источник

Будьте в курсе!

Подпишитесь на информационную рассылку.
Периодичность 1 раз в неделю.
Об особо важных событиях проинформируем дополнительно.