Кто создает фальшивых кумиров

Культура

О чем глава Союза театральных деятелей написал на телевидение Дмитрию Киселеву?

Раньше говорили, что театр начинается с вешалки, сегодня же будет более уместно сказать, что теперь он начинается со скандала. Именно об этом написал глава Союза театральных деятелей России Александр Калягин в своем открытом письме, адресованном главе МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву.

Правда, следовало бы уточнить, что это письмо связано не с должностью Киселева как главы информационного агентства, а с его выступлением в программе телевизионных новостей, в которой он резко осудилскандального режиссера Константина Богомолова, решившего пригласить в Театр на Малой Броннойна роль Раневской в классической пьесе Чехова «Вишневый сад» трансгендера, о чем уже писало недавно «Столетие».

«Ясно, – пишет Калягин, –что все это сделано исключительно ради скандала. Во МХАТ им. М.Горького Ольга Бузова была приглашена с единственной целью привлечь внимание, а теперь в Театре на Малой Бронной Наталья Максимова, которая интересна исключительно тем, что в юности сменила пол, получает великую роль в пьесе А.П.Чехова. И этот факт биографии Максимовой, который, по логике, должен был бы скрываться, напротив, становится главным пиар-ходом.Ксения Собчак приглашает ее на свою передачу, и для широкой общественности устраивается каминг-аут (этот термин доселе мне был неизвестен), дабы подогреть интерес к будущей премьере такой пикантной и шокирующей подробностью».

Эпатаж – единственный способ завоевать публику

Калягин уже не раз выступает со статьями на эту тему. Недавно в «Московском комсомольце» он с огромным сожалением говорил о таких модных режиссерах, которые ничем другим, кроме скандала, не могут привлечь к себе внимание.

«Эпатаж для них – единственный способ завоевать публику», – отметил глава Союза театральных деятелей. Констатировав этот прискорбный факт театральной жизни России, Калягин задает вполне резонный вопрос, а как с этим бороться? И дает свой ответ на заданный Киселевым в своей передаче вопрос, почему этому не воспрепятствовал Союз театральных деятелей.

«Должен Вам сказать, – отвечает Киселеву Калягин, –что наш Союз – общественная организация, которая может дать только совет учредителю, когда назначается тот или иной художественный руководитель. И только совет. Других прав у нас, к сожалению, нет.Совет, который не всегда и не все хотят слышать. Союз театральных деятелей не может взять на себя функции цензурного комитета хотя бы потому, что в нашей стране, слава Богу, цензура запрещена».

И далее, продолжая объяснять свою позицию, Калягин напоминает о другой своей статье в «Независимой газете» под заголовком «Театр, выставленный на продажу», в которой он писал: «Произошло невозможное – театр стал внедряться в индустрию развлечений! На наших глазах даже академические сцены отдаются под коммерческие проекты, которые осуществляют умелые режиссеры, привлекая артистов с «медийными» лицами. И эта болезнь очень заразительна, нам угрожает настоящая эпидемия, которая может разрушить российский театр». «Я предсказал это 15 лет назад», – напоминает глава Союза театральных деятелей.

Обоснованный упрек

И тут он бросает в адрес Дмитрия Киселева упрек, который, увы, нельзя не признать обоснованным: «Хочу на Ваше обвинение высказать в ответ обвинение и Вам: тот феномен, который я называю «модным театром», работающим во имя и для скандала, создан во многом и поддерживается телевидением. Какая еще пресс-конференция идет в прямом эфире? Только та, которую ведет модный режиссер Константин Богомолов.И когда вы задаете с возмущением вопрос, а кто это оплачивает, когда спрашиваете: «На государственные деньги?» – то этот вопрос должен быть обращен к учредителю, и только к нему».

Калягин, если уж называть вещи своими именами, принадлежит совсем к другому, если его так можно назвать, политическому лагерю, чем Дмитрий Киселев, выступающий в роли талантливого и убедительного государственного пропагандиста, но театральный деятельрежет на этот раз, как говорится, правду-матку, хотя и в завуалированной форме. Другими словами, оппонент государственника Киселева в либеральном лагере в лице Калягина довольно умело перебрасывает «горячую картошку» в его руки.

Ведь и в самом деле, кто как не телевидение, превратило болтливую пустышку в лице Ксении Собчак в ведущую важной программы на государственном экране? Кто сделал известного всей стране матерщинника, скакавшего без штанов на сцене Сергея Шнурова членом Общественного совета при Комитете по культуре Госдумы? Кто сделал из визгливой певички пошиба кафе-шантана Бузовой светскую диву? Кто послал от России на конкурс «Евровидения» с издевательской песней «Русская женщина» уроженку Таджикистана?

Кто, наконец, без конца пиарит все того же режиссера Богомолова с его поеданием экскрементов на сцене, его свадьбой с Собчак в катафалке, а теперь с трансгендером в роли Раневской? Всех этих, да и других тоже фальшивых кумиров создало нам именно телевидение. То есть, та самая организация, с экрана которой Дмитрий Киселев вполне справедливо разоблачает все эти безобразия.

Двуликий Янус

Но тогда что же получается? А то, что, с одной стороны, телевидение эти скандалы создает, их раздувает, а с другой, в лице политических комментаторов в роли Киселева, все это обличает.Но не становится ли тогда этот важнейший государственный инструмент влияния на умы наших граждан своего рода неким двуликим Янусом? Не вносит ли таким образом он, призванный служить интересам государства и делу просвещения народа, разлад и смятие и разлад в умы российских граждан, которые со времен СССР привыкли телевидению безоговорочно доверять?

И еще. Мы с яростнои негодованием обличаем Богомолова за его гнусные эксперименты на сцене, апеллируем к власти, но ведь этоже само государство дало в его распоряжение театр в самом центре Москвы и все эти его художества щедро финансирует!

Получается, как ни крути, что прав в этом Калягин, заявляя, что упреки в деградации театра направлять надо не только в адрес Союза театральных деятелей и в адрес режиссеров. Ведь государство могло посадить в кресло художественного руководителя Театра на Малой Бронной режиссера с иными взглядами, с ориентацией на созидание, а не на скандалы и разрушение(а они у нас есть!), а не того, кто тащит сегодня на сцену трансгендеров. Но посадило Богомолова. А это значит, что именно тот, кто его посадил, должен теперь за все эти скандалы и отвечать.

Кто создает фальшивых кумиров?

Вспомним, кстати, как мы возмущались по поводу скандала вокруг руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, который был уличен в хищении крупных государственных средств. Плохой Серебренников? Но кто назначил и его главой театра в центре Москвы? Почему когда один за другим вспыхивают в последнее время скандалы вокруг спектаклей, фильмов, балетных постановок, то, обличая с пафосом нехороших «творцов», мы забываем о тех, кто из людей, ориентирующихся на совсем другие ценности, сделал фальшивых кумиров.

Ведь у всех этих «ошибок» при назначении недостойных деятелей на престижные должности в сфере искусства есть фамилия, имя и отчество. Почему их не называют?

Ведь известно же, что кадрами в творческих учреждениях занимаются Министерство культуры и Департамент по культуре города Москвы. И есть конкретные чиновники, которые эти назначения утверждали и подписывали. Кто они? Как говорили в советские времена, «руководитель должен нести персональную ответственность».

Поэтому – внимание, вопрос! А кто именно назначил Богомолова на должность художественного руководителя Театра на Малой Бронной? Кто назначил Ксению Собчак на должность телеведущей Первого канала российского телевидения?И вот, когда эти фамилии будут названы публично, то было бы хорошо, что бы именно к этим чиновникам наш замечательный телекомментатор Дмитрий Киселев и обратился с экрана, призвав их к ответу за то, что они творят, разлагая не только наш театр, наше общество, но и подрывая устои нашего государства.

После чего должны, конечно, последовать кадровые оргвыводы. А иначе все эти скандалы только на руку Богомолову, бывшей героине «Дома-2» и иже с ними. Не может наша страна строить свое будущее с фальшивыми кумирами.

Андрей Соколов