В России рекордно сократилось число пенсионеров — власти “сэкономили” на них 240 млрд рублей

Демография

За неполные полтора года их стало меньше на 1,276 млн человек

Количество людей пенсионного возраста в России резко сократилось, за неполные полтора года их стало меньше на 1,276 млн человек, из 43,865 млн в начале 2019 года к апрелю 2021-го в стране осталось 42,598 млн пенсионеров. Это сокращение стало рекордом за всю историю наблюдений Росстата с 1998 года. В годовом выражении это уменьшило расходы Пенсионного фонда на выплаты на 240 млрд руб. (при средней пенсии 15778 руб.), подсчитали “Открытые медиа”.

Надо ли говорить, что такие, с позволения сказать, результаты в области здравоохранения, медицины и просто “народосбережения”, о чем любят рассуждать с высоких трибун, вызывают оторопь. Какой ковид или не ковид, какая вакцинация или ревакцинация, вы, власти, потрудитесь объяснить, что происходит с пожилыми людьми в нашей стране?!

Об этом и не только Накануне.RU поговорило с Ольгой Александровой, заместителем директора Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН.

— Ольга Аркадьевна, разумеется, первый вопрос – “минус” 1,2 млн человек пожилого возраста за очень короткий промежуток времени – это что такое, как можно объяснить вообще? Почему об этом никто до сих пор не говорил и не говорит по большому счету?

— Я как социолог могу только говорить о том, как я лично понимаю эти процессы. А понимаю я их так, что, во-первых, сейчас до нас докатились волны “оптимизации” здравоохранения — того, что началось еще в 2012 году и шло фактически все эти годы. Во-вторых, на мой взгляд, это точно в каком-то виде последствия пенсионной “реформы” 2018 года, когда власть умудрилась отнять у людей последнюю надежду, последний проблеск…

— “Оптимизация” понятно, а почему повышение пенсионного возраста?

— Очень просто! У нас люди всегда много и тяжело работали в не самых, мягко скажем, хороших условиях. При этом у массы людей была надежда, что вот они наконец-то доработали до пенсии в 60 лет и появляется какой-то прибыток, пенсия, и человек, если здоров, еще какое-то время может поработать по своему желанию. Три года назад отняли даже вот эту призрачную возможность, и это сказалось на людях.

— Понятно, а у нас же еще в 2020 году и смертность населения, не только среди пенсионеров, а в целом чуть не в два раза подскочила, правильно?

— Да, это так. Никаких внятных объяснений никто не давал и, похоже, не будет давать. Потому что это настолько большие цифры, что ни на какой Covid-19 это уже не спишешь. Скорее всего, как сказано, это целый комплекс причин, но одну из главных я назвала – это так называемая “оптимизация” в здравоохранении.

— Если можно, вернемся к трактовкам эпидемии и мер, которые власти усиленно внедряют. Что вы думаете об этом?

— Очень много было решений, которые спорные, это если очень коротко и мягко. Закрытие пожилых людей дома на длительный период, вы посмотрите, как возросло количество конфликтов в семьях! Это нервозность, это стрессы, да много чего еще, когда люди в буквальном смысле скучены на небольшом пространстве у себя дома. Выйти нельзя, то нельзя, этого нельзя. Что у пенсионеров, что у просто потерявших работу граждан начинают сдавать нервы. И это тоже показатель растущего количества расстройств и, как следствие, болезней.

— Постоянно заявляется о поддержке медиков, ну, вы сами знаете, “медики-герои” и т.д., а что вы в реальности видите?

— Вижу то же, что все. Да, начали срочно выделять средства на какие-то “горящие” темы, но в общем раскладе по бюджетной статистике расходы на здравоохранение не только не увеличиваются, а даже сокращаются!

— Это как?

— Имеется в виду процент финансирования медицины от общего “пирога” в виде ВВП. На ближайшие три года запланировано сокращение этих показателей. Точечно кому-то, вроде, что-то добавляют, но мы говорим в целом, а не об исключениях. Идет сокращение медицинского персонала, повальное сокращение младшего персонала, что привело в итоге к настоящему коллапсу в здравоохранении, об этом кричат и кричали все специалисты. Об этом давно говорит и в каждом выступлении подчеркивает Гузель Улумбекова из Высшей школы организации и управления здравоохранением, и другие компетентные специалисты!

— А этот погром, иначе и не скажешь, который устроили в первичном звене, кстати, не забудем и сокращение-ликвидацию инфекционной службы прямо накануне разразившейся эпидемии, вы лично видите какой-то просвет в этой области? Что нужно делать властям и собираются они что-то делать?

— К сожалению, ничего никто не собирается делать. Точнее, не делать, а восстанавливать и хотя бы доводить до уровня сопоставимых с нами стран по ВВП. На одной из научных конференций я приводила рейтинг агентства Bloomberg, это абсолютно открытые данные на основе исследования, проведенного в 50 странах мира, так вот из 50 этих стран Россия – на последнем месте, пропуская вперед Колумбию и другие такие страны. Это уровень оказания медицинской помощи, это доступность этой помощи и т.д. Нам до уровня совсем маленьких стран, как, например, Чехия или Польша, еще идти и идти, а мы претендуем на звание сверхдержавы!

— Не могу не спросить о том, а власти это видят, на ваш взгляд, осенью предстоит сформировать новый состав Госдумы, президент обещал что-то снова “добавить” в общий котел здравоохранения. Можно ожидать перемен?

— Не вижу оснований для этого, просто не вижу. Для того, чтобы что-то менялось к лучшему, нужна реальная политическая конкуренция, а мы что наблюдаем? У нас выросла, серьезно выросла смертность у пенсионеров, мы сейчас это обсуждаем. Но у нас подскочила и смертность в других категориях, скажем, 40+ и 50+. Люди не доживают до пенсии элементарно. Как и кто будет с этим разбираться? Ни в одной стране нет подобных результатов, это просто какие-то жуткие и катастрофические цифры, никто в Европе ничего подобного не фиксирует, а у нас рост! У нас в стране, несмотря на все заявления, продолжают гнуть ультралиберальную политику, какая там Тэтчер с реформами в Великобритании, мы давно обошли и превзошли действия ее кабинета и пошли еще дальше!

Источник