Бойтесь данайцев, дары приносящих

Аналитика

Андрей Паршев: «Формируется некая новая «ось», имеющая явно антикитайскую направленность, куда вовлекаются в первую очередь англоязычные страны. Но в США есть силы, которые подумывают о привлечении в эту ось и России». Что от нас могут потребовать и предложить взамен?

Не секрет, что экономика России, а, значит, и ее политика сильно зависят от экспорта нефти и газа. Это не очень престижно, и часто стараются преуменьшить эту зависимость, указывая на относительную долю нефтегаза в общем бюджете (она меньше половины). Так-то оно так, внутренние источники – налоги, акцизы – дают больше – но валютные поступления, увы, остаются нефтегазовыми в основном.

Кроме непрестижности, эта зависимость ведет еще и к уязвимости. Так, из-за привязанности к транзитным маршрутам в Европу мы, по сути, вынуждены оплачивать антироссийские геополитические проекты Запада, реализуемые в Польше и на Украине. Поэтому остается только радоваться, что наше и германское руководства приняли в свое время такое трудное политическое и техническое решение, как экстерриториальный газопровод «Северный Поток», проходящий по дну Балтийского моря и избавленный от диктата транзитных стран (и их хозяев).

Мы получаем жизненно необходимую валюту, Германия и некоторые европейцы – надежную энергетику, что существенно – дешевую, повышающую конкурентоспособность германских и европейских товаров на мировом рынке. В то время как существующие пути становились объектом циничной игры, когда из-за неоплачиваемых отборов транзитерами газа прокачка останавливалась (причем зимой). Но уже первый СП показал, что без посредников можно обойтись.

Надо вспомнить, что сама идея торговли российским газом всегда вызывала «скрежет зубовный» за океаном, и всегда этой торговле старались мешать – и санкциями, и демпинговыми мерами (сжиженный газ), и через подконтрольные политические силы в Европе – «зеленых» и т. п. популистов, которые, в частности, заблокировали гораздо более простые и дешевые проекты дополнительных газопроводов через Польшу.

И вот сейчас, когда Северному Потоку-2 осталось до конца несколько десятков километров – неожиданно США сменили гнев на милость: во-первых, почти прекратили накладывать санкции на организации, причастные к строительству, точнее, ну так, наложили… по мелочи и для порядка. Не на основную компанию.

Это не было совсем неожиданным, поскольку всем было понятно, что стройка будет завершена. В ней заинтересована Германия, безусловный лидер и неформальная глава Евросоюза, ругаться с которой даже сверхдержаве не с руки.

А вот что неожиданно – это препоны для прямого конкурента «Северному Потоку» – трубопроводу Норвегия-Польша. Дания, по акватории которой эта труба пойдет, вдруг и неожиданно остановила проект «до выяснения некоторых вопросов». Норвежский газ – конкурент российскому, его поставки в Польшу делают эту страну газовым хабом, конкурирующим с Германией.

Можно почти уверенно говорить, что это решение – не чисто датское. Эта страна тесно связана с США особыми отношениями (недавно был, например, известный скандал с прослушкой европейских политиков американцами именно через Данию). В Европе считают это решение – американским подарком. Кому?

Во-первых – Германии, это понятно. Но во-вторых – это явно подготовка к встрече Путин-Байден в середине июня. И вот тут мы подходим к основной теме.

США и мир стоят на пороге резкого изменения торгово-экономической политики. Китай насыщает весь мир дешевой и качественной продукцией, которая потребляется развитыми и развивающимися странами – но давит собственное производство этих стран. Американский средний класс разрушен деиндустриализацией. Ситуация становится нетерпимой, это привело к власти в США Трампа как выразителя интересов промышленного капитала и трудовых классов. Правил он недолго и как деятель несистемный был удален, и видимо навсегда; но дело его, похоже, победило.

Явно назревает экономический разрыв с Китаем, масштабы которого трудно предугадать. Уже идет идеологическая накачка в СМИ, в ходе которой на Китай вешают всяческих собак. Это было постоянным фоном все предыдущие годы и десятилетия, но сейчас интенсивность повысилась в несколько раз. Заново запускаются темы «ответственности Китая за ковид-19», и т. д.

Сейчас формируется некая новая «ось», имеющая явно антикитайскую направленность, куда вовлекаются в первую очередь англоязычные страны – Англия, Австралия, вполне вероятно – Индия.

Перед встречей с В.Путиным Байден проведет переговоры с руководством Евросоюза, а главной темой будет «сдерживание Китая»:

«В Брюсселе я встречусь с президентами Европейской комиссии (Урсулой фон дер Ляйен – ред.) и Европейского совета (Шарлем Мишелем – ред.), чтобы обсудить, как США и Европа могут в тесной координации работать над глобальными вызовами. Мы сосредоточимся на обеспечении того, чтобы рыночные демократии, а не Китай или кто-либо еще, писали правила XXI века, касающиеся торговли и технологий», – говорится в статье Байдена в газете Washington Post.

Президент США также написал, что «основные демократии мира будут предлагать отвечающую высоким стандартам альтернативу Китаю для обновления физической и цифровой инфраструктуры, а также инфраструктуры здравоохранения».

То есть речь идет о том, чтобы ни много ни мало исключить Китай – крупнейшую экономику мира – из глобальной экономики, взять Китай в блокаду. Возможно ли это в принципе? Возможно.

США могут полностью отказаться от импорта китайских товаров и принудить к этому же своих партнеров в Европе и Азии – а это основные покупатели у Китая. Несколько менее вероятно, но тоже возможно – США могут остановить поставки сырья и энергоносителей из Африки и Ближнего Востока, просто не пропускать торговые суда. Китайский военный флот пока еще не может обеспечивать безопасность торговых путей на таком удалении от метрополии. А китайская экономика еще недавно была экспортоориентированной. Сейчас ситуация несколько иная, предвидя подобные события, китайское руководство обратило внимание на развитие внутреннего рынка. Но ущерб от такой блокады будет ощутимым в любом случае, даже и без силовых, военных мер.

Нечто подобное в своё время пытался сделать Наполеон. Пытаясь изолировать тогдашнюю «мировую фабрику» – Англию – он привлек в режим «континентальной блокады» почти всех потребителей английской продукции, хотя и не смог отрезать Англию от ее империи и пресечь поставки сырья и продовольствия (хотя и пытался). И он сурово наказывал тех, кто эту континентальную блокаду нарушал. В частности, эти нарушения Наполеон считал главной причиной своего вторжения в Россию, неудачного, но то была не его вина.

И в США есть и были силы, которые подумывают о желательности, или, скорее, полезности привлечения в такую антикитайскую ось России, или, как минимум, отрыва ее от стратегического сотрудничества с Китаем.

Что от нас могут потребовать? Не расширять или ограничить поставки сырья в Китай; отказаться от китайских товаров (для нашей же пользы – чтобы развивать собственное производство, разумеется). Присоединиться к западной системе стандартов и торговых правил. И так далее.

Что взамен? Скорее всего – снятие санкционного давления, что может выглядеть привлекательным для многих влиятельных олигархов. Могут пообещать нам интеграцию в западное сообщество, а то и безвиз в Шенген! Это для некоторых наших граждан, особенно имеющих там недвижимость, важно и привлекательно. То есть, не то, чтобы нам что-то дадут – а просто снимут некие запреты и не будут отбирать в будущем. Это кстати такой стиль, давно известный и вряд ли он поменяется. Например, небезызвестный З.Бжезинский писал, как на переговорах с китайцами он предлагал ужесточить совместную антироссийскую деятельность, взамен обещая участие в освоении природных богатств Дальнего Востока. Китайцы тогда, кстати, отказались.

Я не думаю, что наше руководство, нынешнее или будущее, «даст слабину» и пойдет на изменение нынешней политики неформального союза с Китаем. Западу просто нечем нам заплатить. С другой стороны – нас могут попытаться наказать наравне с Китаем, и это тема, которую следует обдумать.

И второе: прессинг китайской экономики испытываем и мы, не целенаправленный, а просто по экономическим законам. Нам надо договориться с Китаем о некоем «мирном существовании в экономике», с тем, чтобы наша промышленность могла существовать рядом с мощной промышленностью Китая. Это всё надо делать и делать быстро – отдельная тема, но наша экономика никак не выйдет из кризиса, ее обрабатывающая часть.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula