«Ядерные призраки» возвращаются: БЖРК «Баргузин» прибудет по расписанию

Оборона и безопасность

Ускорить появление «ракетного поезда» могут сами ракеты — «Ярс-С» и РС-26 «Рубеж»

У Пентагона, который не исключает нанесение ядерного удара по России, свои планы, у Минобороны РФ — свои и строятся они на принципах ядерного сдерживания, которое подразумевает дальнейшее развитие РВСН. Недавно в широкой общественности были впервые продемонстрированы на слайдах и озвучены характеристики подвижного грунтового комплекса «Ярс-С», являющегося модификацией межконтинентальной системы РС-24 «Ярс». К слову, эти новые комплексы уже стоят на вооружении двух ракетных соединений, а китайские эксперты успели назвать «Ярс-С» «смертоносным мечом российских войск».

Как отмечалось, Минобороны России признало рациональным решение о воссоздании высокоэффективной системы, в основе которой будут ракетные комплексы различного базирования — шахтного, грунтового и железнодорожного. На последний можно обратить особое внимание — боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) в РВСН России не существует. Те, которые стояли на вооружении с 1989-го — БЖРК «Молодец», утилизировали до 2007, а перспективный БЖРК «Баргузин» пока так и не появился. Сейчас есть надежда, что «ракетный поезд» всё-таки покатится по рельсам и прибудет на «станцию» по расписанию. Вероятно, что «Баргузины» оснастят именно ракетами «Ярс-С».

Разработки проектирования железнодорожного мобильного комплекса ракетного вооружения (БЖРК) «Баргузин» были приостановлены в 2017 году. А уже в 2018-м стало известно, что «ракетный поезд», равно как и ракетный комплекс стратегического назначения РС-26 «Рубеж» с межконтинентальной баллистической ракетой, исключены из госпрограммы вооружений до 2027 года. Причиной исключения была названа невозможность финансирования этих программ.

Завершению создания БЖРК «Баргузин» помешала именно ракета комплекса РС-26 «Рубеж» /”Авангард”, отсутствие финансирования на которую потянуло назад и «ракетный поезд». Собственно, «Авангард» это не ракета в прямом понимании этого слова — это оснащение для ракетных комплексов стратегического назначения, основой которого является гиперзвуковой маневрирующий блок. «Авангарды» поставили на шахтное базирование и будут устанавливать вначале на межконтинентальную баллистическую ракету УР-100Н УТТХ «Стилет», а в последующем их сменит МБР «Сармат» (РС-28).

В этом «ракетном приоритете» для «Баргузина» не хватило предназначенных ему ни МБР РС-24 «Ярс» (как планировалось), ни продолжение этого проекта в виде перспективной РС-26 «Рубеж». «Ярсы» используются сейчас как для шахтного базирования, так и в варианте подвижного грунтового ракетного комплекса. Эта ракета, вес которой не превышает 50 тонн, вполне могла подойти для БЖРК и перевозиться на базе обычного грузового вагона имеющего грузоподъемность 66−68 тонн, а «впихнуть» в состав эшелона можно уже шесть ракет.

Для транспортировки «ракетного поезда» вполне хватило бы одного тепловоза, а не трёх, как для предшественника БЖРК «Молодец», опять же не потребовалось бы усиление железнодорожного полотна. Всё это могло бы заметно увеличить скрытность поезда и удешевить его эксплуатацию.

В своё время БЖРК «Молодец» на Западе прозвали «ядерным призраком» — из-за его способности скрытно передвигаться на большие расстояния и возможностью произведения пусков межконтинентальных баллистических ракет из любой точки СССР, а затем России и её союзников.

Этот комплекс, оснащенный твёрдотопливными трёхступенчатыми ракетами РТ-23 УТТХ «Молодец» (название ракет досталось и самому комплексу) стоял на вооружении РВСН с 1987-го по 2005 год. Всего к 1991 году было развернуто 3 ракетные дивизии, в штате которых существовало по 4 железнодорожных состава, в каждом по 3 пусковые установки. То есть одновременно по стране могли курсировать 36 баллистических ракет с неожиданным местом их пусков.

Одним из достоинств БЖРК считалась именно его скрытность — комплекс невозможно было отличить от грузового железнодорожного состава даже с расстояния в несколько метров. Ракеты размещались внутри вагонов и поднимались в горизонтальное положение непосредственно перед стартом. В вагонах находились и командные пункты. Состав такого «поезда стратегического назначения» насчитывал до 70 военнослужащих — даже в роли машинистов выступали офицеры и прапорщики.

Из-за большого веса баллистической ракеты (ракета с пусковой установкой весила более 150 тонн) была ограничена дальность передвижения БЖРК — для каждой ракетной дивизии пришлось усилить железнодорожное полотно и мосты в радиусе1500 километров от мест их базирования. Впрочем, с учётом того, что дивизии базировались в Костромской области, Пермском и Красноярском краях и дальностью пусков ракет «Молодец» в 10 450 километров, территорию Соединенных Штатов они «покрывали» практически полностью.

«Молодца» к великой радости Запада и вздоху облегчения США «похоронил» Михаил Горбачёв. После его встречи в 1991 году с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер, были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК и они несли боевое дежурство в местах постоянной дислокации, без выезда на железные дороги страны. То есть потеряли подвижность и скрытность.

Возникли проблемы и с самими ракетами РТ-23 УТТХ со сроком эксплуатации в 15 лет, которые выпускались ПО «Южмаш» на Украине. И уже в начале мая 2005 года командовавший тогда РВСН генерал-полковник Николай Соловцов заявил, что БЖРК окончательно снят с боевого дежурства. «Молодцов» утилизировали (пустили на металлом), оставив в качестве экспонатов два «усеченных» и демилитаризованных «ракетных поезда», которые можно увидеть в музее железнодорожной техники на Балтийском вокзале в Санкт-Петербурге и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Однако песня была бы не песней («Эй, баргузин, пошевеливай вал, молодцу плыть недалечко»), если бы она не зазвучала снова — на смену БЖРК «Молодец» должен прийти аналогичный комплекс «Баргузин», с улучшенными характеристиками и новой ракетой.

Разговоры о том, что в Минобороны не исключают возможность возобновления использования боевых железнодорожных комплексов, начались в России ещё в сентябре 2009 года. В декабре 2011 года об этом заявил командующий РВСН генерал Сергей Каракаев, а апреле 2013-го тогда ещё замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о возобновлении Московским институтом теплотехники опытно-конструкторских работ по созданию БЖРК нового поколения. В мае 2016 года было объявлено о начале создания отдельных элементов железнодорожного комплекса, получившего название «Баргузин», а ближе к концу года на космодроме в Плесецке состоялись успешные бросковые испытания ракеты для БЖРК.

Проект БЖРК «Баргузин», судя по звучащим в Минобороны заявлением, может снова быть запущен — наработки-то уже есть. «Огромная территория России очень подходит для создания такого типа ракетных поездов, что также является головной болью для Соединенных Штатов», — пишет китайское издание Sina, перечисляя достоинства этого комплекса, в том числе его огромную мощность, высокую скрытность и маскировку, которые превосходят те, что были у комплекса «Молодец».

При этом китайское издание отмечает, что «хотя эта система является очень мощной и может представлять серьезную угрозу для США, она не может стать основой ракетного вооружения России. Она может, скорее, стать дополнительным оборудованием для других ракетных систем».

Китайцы полагают, что сроки возвращения БЖРК «Баргузин» — 3−5 лет. Вероятно, что он появится в российской армии даже раньше 2027 года, того срока на который «урезали» финансирование, ведь потребность в таком комплексе действительно существует. Железнодорожный вариант скрытной передислокации ракет дополнят возможности грунтовых передвижных ракетных комплексов и МБР шахтного базирования.

Именно о воссоздании высокоэффективной системы, в основе которой будут ракетные комплексы различного базирования и говорят сейчас в Национальном центре обороной РФ. Не забывая и об БЖРК — отследить его, а значит, иметь возможность для уничтожения, будет крайне затруднительно. С новой ракетой «Ярс-С» и перспективной РС-26 «Рубеж», «ракетный поезд» вернёт себе название «Ядерный призрак».

Виктор Сокирко

Источник