Юрий ГРОМЫКО: Чем обернётся цифровизация для российской школы?

Образование

Интервью доктора психологических наук, эксперт РНК Юрия Громыко.

Почти десять лет шла реализация госпрограммы информатизации российского образования. Сегодня заявлен курс на его цифровизацию. Чем один процесс будет отличаться от другого? Что необходимо сделать для коренного улучшения качества образования и воспитания в российской школе? Как использовать не во вред, а во благо средства технического прогресса?

На эти и другие вопросы отвечает директор Института опережающих исследований имени Шифферсадоктор психологических наук, эксперт РНК Юрий Громыко.

Зачем думать? Нажимай на кнопки!

В ходе информатизации российского образования затрачены огромные средства на мультимедийную аппаратуру и интерактивные доски. Но фактически ничего не сделано для педагогов, в сфере развития новых методик работы педагога, разработки и создания новых дидактических единиц. И об этом я подробно рассказал в своем предыдущем материале “Образование – национальный капитал или Золушка сферы услуг?”, опубликованном на сайте РНК.

Не выполнив своих коренных задач, информатизация сегодня плавно переходит в цифровизацию. Суть процесса от этого не меняется. По-прежнему перед ним не ставится задача коренного улучшения качества образования, воспитания активной творческой личности. Более того, если в школе использовать мультимедиа лишь в качестве наглядного пособия – мы можем упустить подростков, которые полностью уйдут в социальные сети.  Им там гораздо интереснее, чем на уроке.

Может произойти очень странная вещь. Известно, что систему нажимания кнопок в компьютерах и смартфонах ребёнок осваивает быстрее взрослых. Это умиляет родителей – смотрите, какие продвинутые дети растут! Но надо отдавать себе отчет, что и компьютеры, и смартфоны, и интернет – это достижения англосаксонской мысли. В дружественный интерфейс мониторов заложен принцип хаотического перебора, надо не думать, а быстро-быстро перебирать кнопки, рано или поздно выскочит искомая “иконка”. И этот эмпирический метод легче всего даётся приматам-обезьянам и малым детям. Не удивлюсь, если он будет объявлен образцом, и педагог будет вынужден методом тыка справляться с умной техникой.

Деформация ценностей

Возможности современной техники поражают воображение. Они же развращают своих юных пользователей, дают иллюзию, что богатства и известности можно добиться без учебы и упорного труда. Методом тыка. Надо лишь нажимать кнопки!

Практически в каждом смартфоне есть фото- и видеокамера с высоким разрешением, что позволяет снимать короткие видеоклипы и тут же выкладывать их в соцсети. И вот уже появляются юные дарования, которые снимают такие тематические видеоролики, выкладывают их на своих блогах в интернете, и получают деньги за счет размещения рекламы. Зачем учиться, если деньги – вот они, только руку протяни! За примерами далеко ходить не надо. Два подростка организовали на базе цифровой платформы Tik Tok (она  позволяет выкладывать 15-секундные клипы и вести обмен сообщениями) свой блогерский проект “Немажоры”. Выкладывание “прикольных” видеоклипов за год дало им сотни тысяч подписчиков. А такой показатель – привлекателен для размещения рекламы солидных брендов, которые платят за свою рекламу десятки и сотни тысяч рублей.

Еще один подросток-блогер размещал видеоролики собственного угона дорогих иномарок, на которых он гонял по ночным улицам, а утром возвращал владельцам. Ресурс быстро стал супер-популярным, а где подписчики – там и деньги. И именно такой легкий и быстрый успех привлекателен сегодня в глазах подростков.

И действительно, зачем “ишачить в конторе за гроши”, если вот она – возможность “поймать удачу за хвост”, грести деньги лопатой и без особых усилий? Проблема именно в том, что завтра эта птица улетит, а привычка к легким деньгам останется. По этому бездумному пути идет огромная толпа “немажоров”. Она состоит из того самого “отстоя”, подростков, креативное мышление которых никто в школе не развивал, и всё что они умеют – нажимать на кнопки смартфона.

Учитель и рад бы этому процессу противодействовать, но не знает как, поскольку сам соцсетями почти не пользуется. А уж тем более – не умеет вытащить подростка из этой трясины, поставить перед ним более интересные и содержательные задачи. В результате мы имеем полное разрушение воспитательного процесса.

Учителю предлагают всемерно продвигать в школе патриотическую тему. Но назидательные речи в эти темы всё меньше находят отклика у сегодняшних подростков, для них, что сражения Великой отечественной, что Куликовская битва – всё едино! Преданья старины глубокой.

Можно ли извлечь подростков из трясины соцсетей?

Конечно можно. Надо лишь предложить ему более интересное и творческое занятие. И такие методики существуют. Для начала надо научить пользоваться возможностями соцсетей и “мировой паутины” самого педагога. И если в интернете сегодня преобладает визуальная культура, то учитель должен уметь показать, когда она необходима, а когда откровенно вредна, развращает сознание.

Изначально интернет создавался для ускорения обмена знаниями между учеными. Во что выродились сегодня интернет и соцсети? Согласно исследованиям, наибольшей популярностью пользуются порносайты и прочие низкопробные развлечения.

Это очень серьезный вопрос – вооружение учителя новыми технологиями и подходами. На это сегодня совершенно не обращается внимания! Учебный процесс и соцсети идут параллельно, не пересекаясь. Получив после вуза более отсталое, по сравнению с советским, образование, педагог изначально отстает от требований времени, не способен разговаривать с подростками на их сленге.

Кроме всего прочего, в российской школе сегодня полностью разрушена профориентация. Старшеклассники не имеют возможности пройти практику, примерить себя к будущей специальности. Студенты вузов лишь ко второму-третьему курсу понимают, что выбрали не ту профессию. Потому что изначально их выбор не был сознательно обоснован. Более того, и работодатель отнюдь не выстраивается в очередь за выпускниками вузов.

Избавиться от этих коренных пороков позволит переход на качественно новые подходы и требования к образованию. Многие из них были успешно опробованы в ходе всероссийского конкурса для старшеклассников «Большая перемена», реализованного в этом году.

Что такое “Большая перемена”?

Это – не только всероссийский конкурс, но и онлайн-платформа для образования, развития и коммуникации школьников 8-10 классов, ориентированная на раскрытие способностей подростков. Среди главных критериев – не оценка успеваемости, а навыки, в том числе находить нестандартные решения в сложных ситуациях, умение вести коммуникации. Это очень интересный проект с охватом около миллиона школьников.

Наш коллектив Института опережающих исследований имени Шифферса участвовал в разработке образовательных технологий конкурса, в том числе технологию предпроектной работы. Она призвана обеспечивать взаимосвязь новых форм и способов педагогической работы, совместить диагностику результатов образовательных технологий и ценностное самоопределение школьника. Важно правильно оценивать, какие изменения итогом участия в проекте произошли в сознании школьников, особенно их ценностное самоопределение.

В ходе конкурсов участникам “Большой перемены” предлагались кейсовые задания по ряду естественных и гуманитарных направлений, в том числе задания, разработанные с участием крупнейших корпораций страны, таких как энергетические и “Роскосмос”. Мы предложили школьникам для их решения подход на основе пропидевтики: проанализируй проблему, продумай шаги, собери команду, покажи, что получается. Основные блоки кейсового задания – аналитика, генерация идей, решение, реализация. В принятии оценочных решений по итогам выполнения заданий принимали участие авторитетные эксперты. Практиковались также индивидуальная оценка кейсов и совместная оценка сверстниками друг друга.

И школьники, и организаторы конкурса высоко оценили его итоги. В процессе развития на базе “Большой перемены” может сложиться принципиально новая комплексная образовательная технология. Но работать в рамках нынешней заскорузлой школьной системы она не сможет. Чтобы учить школьника полноценно, проектный подход должна использовать вся российская школа! Пока же он применяется факультативно, в рамках не основного, а дополнительного образования.

Какой будет Школа будущего?

Именно поэтому следующим за “Большой переменой” должен стать национальный проект “Школа будущего”. Внутри него необходимо воссоздать лучшие образовательные и воспитательные практики советской школы, вывести их на следующий этап развития, в том числе с использованием возможностей цифровых технологий и интернета. Более того, тема “Школа будущего” как национального института –  это вопрос геостратегического соперничества России и других стран.

После успешного завершения контртеррористической операции в Сирии власти этой страны готовы использовать российские наработки для восстановления своей системы образования. Вот тут и уместно было бы предложить наши наработки! Не замшелый проект англо-саксонской тестовой системы, а “Школу будущего”.

Глобальную конкуренцию в ХХI веке будут определять технологии воспроизводства человеческого в человеке, формирования его сознания, творческого мышления и базовых ценностей. Ученые, педагоги и психологи готовы предложить свои передовые наработки для такого национального проекта. Но для него должен быть как минимум запрос государства, без него такой национальный проект на сформируешь.

Образование без идеологии? Нонсенс!

Образование – это практическая реализация идеологии, без нее учитель не может вести воспитательный процесс. А без этого школа мертва. Идеология обеспечивает единство целей и принципов движения страны в будущее, дети должны усваивать матрицу базовых ценностей каждый день! Благодаря учителю идеологические установки государства входят в плоть и кровь подрастающего поколения. Если идеологии нет, учитель безоружен, он не может воспитывать, а может лишь давать советы частного лица из сферы услуг, необязательные к исполнению. Что собственно и происходит. У школьников сегодня в авторитете не учитель, а совсем другие персонажи – герои соцсетей …

Чтобы учитель мог выполнять свою воспитательную миссию, за ним должна стоять мощная и конструктивная идеология “с грохочущим голосом государства”. Основой для разработки государственной идеологии может стать наша комплексная доктрина “Россия – Ноев Ковчег человечества“! Один из ее основных разделов посвящен воспитанию творческой личности человека Эпохи ковчега.

Подготовил Валерий Борисов

Специально для РНК

Заглавное фото:  pixabay.com

P.S.

Предложения по строительству нового цивилизационного ковчега по основным сферам экономической, политической, социальной, семейно-нравственной, религиозной жизни изложены в нескольких трудах.

В их числе – доктрина “Россия – Ноев ковчег “   , основные принципы которой разработаны еще в 2008 году.  Одноименный, расширенный проект этой концепции  под редакцией Юрия Громыко и Юрия Крупнова, изданный в декабре 2019; работа Изборского клуба “Русский ковчег“, опубликованная весной 2020, под общей редакцией Виталия Аверьянова.

По теме:

С оригинальными интервью наших экспертов можно ознакомиться на сайте РНК и в Телеграмм-канале

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula