Курганы забвения

История

Многие погребальные памятники- курганы древнее египетских пирамид, но в масштабах российских регионов их замечают единицы

После коронавирусной напасти в России всерьез заговорили о развитии отечественного туризма, потенциал которого в равной степени бездонен и запущен. Несколько месяцев назад автор этих строк рассуждал о перспективах военного туризма в современных геополитических реалиях (см. «Терра „Искандера“», «Совершенно секретно», № 11/446 за июнь 2020 года). Сегодня речь пойдет об одном уникальном историческом явлении, которое, как осенняя листва, лежит под ногами, но в масштабах российских регионов его замечают единицы. Это древние погребальные памятники – курганы, которых насчитывается тысячи и тысячи на необъятных просторах нашей Родины, а туристический эффект от них – нулевой. А ведь курганы по схеме построения и предназначению ничем не отличаются от египетских пирамид. Более того, масса курганов древнее сооружений по берегам Нила. Чтобы оценить масштаб забвения, обозреватель «Совершенно секретно» посетил «одноименный» регион – Курганскую область, где десятилетиями, как говорится, конь не валялся на этом поприще (хотя на гербе Зауралья белеют аж два кургана).

В Кургане всяк тебе скажет, что город так назвали потому, что в шести верстах от слободы пять столетий назад высился Царёв курган – древняя насыпь, в которой по легенде покоилась любимая дочь одного из татарских ханов. Сегодня этого кургана не существует. Его раскопали в середине XX века. Площадка, где был исторически курган, занята гаражами, другая ее часть обвалилась в реку Тобол и была уничтожена при строительстве набережной. Сувенирной продукции с изображением Царёва кургана в Кургане не встретишь: ни магнитиков, ни кружек, ни маек. А ведь, по сути, это больше чем археологический памятник. Это символ города, откуда, как говорится, пошла земля курганская.

ДРЕВНЕЕ УСЫПАЛЬНИЦ ФАРАОНОВ

К счастью, такого добра во всем Зауралье пока предостаточно. По словам заведующего археологической лабораторией Курганского госуниверситета Игоря Новикова, на территории региона насчитывается порядка тысячи курганов. Есть гиганты – высотой до 10 метров (рассказ об одном из таких, Шмаковском кургане, читайте ниже), есть середнячки, а есть, и их большинство, уже распаханные тракторами, напоминающие легкую возвышенность, неведомо откуда взявшуюся на гладкой, как ладонь, степной поверхности.

«К сожалению, туристско-познавательный потенциал курганов сегодня не используется от слова «совсем». А ведь некоторые из них древнее египетских пирамид. Наш земляк любит ездить в Египет, с удовольствием фотографируется на фоне усыпальниц фараонов, а под боком не замечает подобной же уникальности, – рассказывает обозревателю «Совершенно секретно» Игорь Новиков, здоровенный парень с бронзовой бородой, у кого наука переплелась с романтикой и о ком Владимир Высоцкий пел: «Он древние строения искал с остервенением». – Сегодня, спустя столетия, наши курганы оползли, а еще пару тысяч лет назад это были конусообразные сооружения, многие со ступенями. Чем тебе не пирамиды. При этом принцип строительства тот же – укладывали в центре будущей гробницы тело своего кумира, а затем возводили над ним гигантское строение. И ведь только задумайтесь: курганы строили без лопат и какой-либо техники. Только лошади, возможно, помогали возить грунт, который насыпался, по всей видимости, в большие плетеные корзины. Титанический труд. И еще одна особенность курганов – фараоны строили себе дворцы в загробный мир при жизни, то есть могли силой эксплуатировать население, а подавляющее большинство курганов воздвигнуто после смерти правителя. Вот какое должно быть уважение к умершему хану, чтобы отдавать дань уже усопшему в виде многолетнего трудоемкого процесса транспортировки земли. Впоследствии такие курганы использовались для проведения религиозных церемоний, т.е. были прообразом первых храмов».

ТРИЖДЫ ОГРАБЛЕННЫЕ

Один из самых крупных в Зауралье курганов находится в районе села Шмаково Кетовского района (25 км от областного центра). Царь-насыпь спряталась в леске, от того не видна ни с дороги, ни с пашни. Но если окинуть взором местность и мысленно убрать весь лесной массив окрест, то становится ясен замысел наших предалеких предков. «Видите, мы стоим на природной возвышенности, – говорит Игорь Новиков. – Она доминирует над всей округой. Представьте, что несколько тысяч лет назад здесь не было леса, а лишь простиралась степь, и на самой высокой точки этой возвышенности стоял курган. Зрелище – захватывающее. Так древние люди приближали к себе небеса».

Когда мы добрались до Шмаковского гиганта, попутно закидывая в рот спелую вишню, то я сначала увидел глубокий ров – словно экскаватором выкопано (потом археолог скажет, что ров вокруг насыпных гробниц – это обязательно условие курганостроительства, так древние очерчивали наш и потусторонний миры). А сразу за рвом зазеленела горка, заросшая березками. Я подумал, что вот он и есть курган, но оказалось, что эта лишь площадка для земляного мавзолея. Сам курган вышел во всей своей красе, как только мы забрались на этот вал. Ребята, он реально крутой! Фотоаппарат не смог охватить его весь целиком, а из-за леса снять его издалека невозможно. Скажу лишь, что высотой он по макушки деревьев, а по охвату – шагов в двести. Если его зарисовать, то внешне он очень похож на летающую тарелку. Кстати, если посмотреть с высоты птичьего полета, то все курганы имеют идеальную окружность. Впервые об этом памятнике упомянул в 1771 году шведский путешественник и натуралист Иоганн Петер Фальк, который был учеником знаменитого Карла Линнея и в те годы колесил по загадочной России-матушке. Представляете, еще 250 лет назад европейские ученые глазели на рукотворное чудо, а нынче его можно отыскать только при провожатом. Иностранные туристы? Не, не знаем таких.

Когда забрались на самый верх Шмаковского кургана, то нас ждал внушительный провал до полутора метров глубиной, а затем еще порядка 20 разнообразных ям. «Это «поработали» грабители, – объясняет Новиков. – Причем, первая грабиловка была пару тысяч лет назад. Практически синхронно созданию кургана. Курганы первым делом разворовывали те, кто приходил сюда с войной и побеждал. Разграбив курган, новый повелитель тем самым показывал, что эта земля его. Древние знали об ограблениях и шли на хитрость, например, делали захоронение не по центру, а сбоку. Но искать тут золото-бриллианты бесполезно. Датировка памятника – ранний железный век. А вот уникальную для науки керамику ворье запросто может уничтожить». По словам историка, всего было три грабительских волны. Второй этап, вполне себе узаконенный, прошел в XVIII веке после соответствующего указа Петра I.

«Тогда грабежами курганов занимались целыми артелями, а найденные ценности и редкости власти увозили в петербургскую кунсткамеру, – отмечает археолог. – Есть версия, что зауральская деревня Бугровая названа так, потому что там пару столетий назад люди коллективно специализировались на раскопках «бугров», как они тогда именовали курганы. В наше же время нет-нет, да и сковырнут где-нибудь экскаватором курган. Сегодня самая главная опасность от людей с техникой. Приезжают, копают в центре большую яму и за короткий срок курган разрушен. Редко что с обывательской точки зрения можно там обнаружить ценного. Львиная доля бронзовых предметов за две тысячи лет коррозирует. К человеческим костям нет никакого пиетета. Находим просто выкинутые. Тяжело на все это смотреть. Хотя есть уголовная ответственность за подобные разграбления (ст. 243 УК «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия народов Российской Федерации»; наказываются штрафом до 3 млн рублей или лишением свободы до трех лет. — Прим. ред.), но на моей памяти таких дел не возбуждалось».

СТРАННАЯ СТОЯНКА

Есть в Курганской области еще более удивительное место. Это древнейшее культовое сооружение для проведения религиозных ритуалов – святилище Савин. Одновременно это объект был у тогдашних людей пунктом наблюдения за астрономическими явлениями, связанными с Солнцем и Луной. Научно доказанный факт: археологический памятник в Зауралье древнее раскрученного британского Стоунхенджа с такими же астрономическими прибамбасами. Только об этом, к сожалению, знает узкий круг ученых. Как итог: Стоунхендж (130 км от Лондона) посещают ежегодно до одного (!) миллиона человек в составе организованных групп, плюс тысячи туристов добираются самостоятельно, а Савин (40 км от Кургана) – хоть бы пару сотен в год набралось.

Фото_18_18.jpg

ЗАВЕДУЮЩИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ КУРГАНСКОГО

ГОСУНИВЕРСИТЕТА ИГОРЬ НОВИКОВ

«Это сакральное место на берегу Тобола открыл в начале 80-х годов прошлого века местный житель, который нашел и принес в местный краеведческий музей обломки керамики. Раньше, население было более сознательным, поэтому находки сразу несли куда надо, – говорит Новиков. – В музее тогда работал археолог Михаил Вохменцов, у которого тема диссертации как раз была связана с энеолитом. Археолог начал там изыскания, полагая, что речь идет о стоянке древнего человека. Но стоянка оказалась странной».

В ходе раскопок выяснилось, что святилище состояло из двух кругов, образованных вкопанными в землю деревянными столбами и окруженных рвами. Круги соприкасались между собой, образовывая восьмерку, сегодня в этом можно увидеть символ бесконечности. Столбы фиксировавшие – ни много ни мало – восходы и заходы Солнца в дни солнцестояний, а также фазы высокой и низкой Луны (на Стоунхендже роль этих фиксаторов играют каменные глыбы). «В зауральском регионе стоянок эпохи энеолита предостаточно. Изучая их, мы знаем, что древние люди ели-пили, на каких животных охотились. В общем, знаем их уровень развития. Но только на Савине мы постигли уровень мировоззрения тогдашнего человека, который пытался объяснить мир вокруг себя. Ведь раньше считалось, что все эти астрономические комплексы связаны с земледелием, поскольку людям было важно знать, например, цикл производства зерна. А тут мы увидели, как в обществе, где еще не было развито ни земледелие, ни скотоводство, уже был создан сезонный календарь. Для чего? Вот загадка! Условно говоря, перед нами трансляция времени в пространстве. Как древние видели, чувствовали время».

Археологические материалы, найденный на Савине, прошли апробацию на очень многих научных симпозиумах, дав толчок к изучению в России такой дисциплины как археастрономия. Однако вкуснейшая тема для привлечения туристов со всего света вновь не пошла дальше монографий и научных статей. В 90-е годы прошлого столетия археолог Тамила Потёмкина установила на Савине жерди, чтобы зафиксировать восход солнца, после чего на губернаторском уровне поднимался вопрос о туристической привлекательности уникального святилища, однако дальше разговоров дело не пошло.

Фото_19_18.jpg

ДВУХТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ КЕРАМИКА

А ведь на Савин уже лет двадцать со всего Урала ездят «качатели энергии». Как бы не относились к таким людям (Русская православная церковь называет их неоязычниками), но еженедельно сюда приезжают по несколько машин, люди медитируют, заряжаясь космической энергией у двухтысячелетнего святилища. Местный люд из близлежащей деревни Зюзино даже пытался за ними охотиться («Лежат там плашмя, руки раскидав», — рассказала мне зюзинская бабушка), а православный батюшка в этом году в ночь на солнцестояние отслужил молебен и с казаками да хоругвями пошел к восходу на Савин, чтобы прогнать неоязычников. Чем не сюжет из фильма про войну магов. Это просто чудесно. Лучше рекламу не придумать туристическому месту.

В ПОИСКАХ ТУРИСТОВ И СТРОЙМАТЕРИАЛОВ

Вся эта археологическая пестрота так и просит завернуть себя в блестящую обертку, а начинку нашпиговать легендами, и устраивать туристические маршруты как для самих зауральцев, так и для приезжих, включая иностранцев. Как минимум, просится издание буклета «Пятерка самых крупных курганов Зауралья» – с фотографиями, размерами, координатами, интересными фактами, чтобы люди на автомобилях могли самостоятельно полюбоваться творением человечества. Как максимум, к этим пяти холмам надо расчистить пути, установить там стенды, лавочки и навесы для отдыха и дум о бренности бытия. Нужна соответствующая сувенирка – от магнитиков на холодильник до футболок с изображением курганов, черепки «древней» керамики с какими-нибудь нацарапанными человечками. Курганная роскошь, перефразируя Остапа Бендера, «при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки», конечно же, Курганскую область. Пока же туристическая отрасль в отдельно взятом Зауралье пробуксовывает.

Хотя справедливости ради отметим, что ситуация сдвинулась с мертвой точки с приходом нового губернатора Вадима Шумкова. В прошлом году курганские археологи получили поддержку Фонда президентских грантов на популяризацию святилища Савин, была издана книга, запущен сайт. Теперь здесь планируется открыть первый в Курганской области музей под открытым небом. Местные власти Белозерского района пробуют «зафестивалить» это место, проводя в июне народный праздник «Земля предков». В планах регионального правительства и строительство двух искусственных курганов рядом с Савином (чтобы они стали олицетворением герба Курганской области), причем один из них будет в разрезе.

Однако на практике энтузиазм разбивается о скалу безденежья и бытовых проблем. «Приходится собирать стройматериалы с миру по нитке, – вздыхает Игорь Новиков. – Район выделил землю, древесину для реконструкции предоставил местный деревообрабатывающий завод, остальные необходимые материалы безвозмездно предоставили предприниматели, кто что может. Чтобы все это свершилось, высижено много часов различных совещаний, проведены десятки, если не сотни переговоров, но якорных инвесторов нет. Бесперспективно, говорят они. Доходит до смешного, хотя это, конечно, грустно. Мы все лето с волонтерами жили на Савине в палатках, ждали стройматериалы, чтобы установить столбы – за них спасибо местному лесхозу, но не нашлось инвесторов. Нет перспектив, говорят они».

…Российские эксперты в сфере туризма единодушны: сегодня в стране сложилась благоприятная (спасибо, коронавирусу) обстановка, чтобы разработать новые маршруты путешествий по России. В Ростуризме уже заявили, что надеются заинтересовать соотечественников не только поездками на российский юг, но и речными круизами по Волге, а также путешествиями на самобытный Русский Север. Очевидно, что без федеральной поддержки курганный туризм не поднять на должный уровень. И это уже касается не одной Курганской области. На просторах России великое множество насыпных гробниц от Байкала до Крыма. И когда читаешь в Интернете материалы о них, то практически всюду видишь прожекты из разряда «там планируют сделать музей под открытым небом». Как уже говорилось выше, подобный вид индустрии отдыха бок о бок идет с «силовым туризмом», то есть связанный с поиском энергетических мест силы. А это вкупе с научным багажом знаний о древней истории нашей страны является идеальным коктейлем для туристического задора, романтики и расширения кругозора. Не только же, земляки, египетская сила рулит?

Фото Никиты МАКАРОВА

Источник