Налог на воздух — уже не шутка

Общество

За вход на территорию особо охраняемых заповедников теперь придется платить.

Мнения любителей природы разделились: одни считают, что брать деньги за отдых на природе нельзя ни при каких обстоятельствах, другие уверены, что необходимо оплачивать ущерб, который наносят люди живой природе.

На днях премьер Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому собственники и арендаторы зеленых зон должны брать плату за вход в заповедники, исходя из заковыристой формулы «не менее 0,5 процента от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ».

Известно, что сегодня эта цифра достигает 12 тысяч рублей. Это значит, что чиновники имеют право брать с каждого посетителя не менее 59 рублей. Но, вероятно, эта цифра будет гораздо больше, так как верхняя планка постановлением правительства не установлена.

Это решение уже вызвало немало споров среди любителей природы. В одной только Москве больше ста таких территорий, а это значит, что вход в парк «Сокольники» или в «Серебряный бор» теперь станет возможным только за деньги.

Многие считают, что это не самое верное решение в то время, когда большинство горожан отказалось от поездок в отпуска, а местные парки стали единственной отдушиной для жителей мегаполисов.

«Вообще-то парки содержатся на бюджетные деньги, а бюджет формируется из наших налогов, Если уж вводите плату за вход в парк, тогда снизьте налоговые отчисления», — требуют жители в своих комментариях в соцсетях.

Маленький городок Переславль-Залесский. Знаменит он огромным Плещеевым озером, куда каждый год приезжают тысячи туристов. Многих из них привлекал так называемый синий камень — это двенадцатитонный валун, которому, по слухам, поклонялись еще древние язычники. По приказу руководства национального парка «Плещеево озеро» в Переславском районе несколько лет назад с посетителей начали брать плату за доступ к камню.

Прокуратура, усмотрев в этих действиях нарушение конституционных прав граждан, обратилась с иском в суд, который полностью удовлетворил ее требование. Посещение «синего камня» вновь стало общедоступным и бесплатным. Но, выходит, радовался народ преждевременно — теперь за вход в парк опять придется раскошелиться.

Но некоторые с постановлением согласны.

«Среднестатистический россиянин страшен в своем стремлении «культурно отдохнуть на природе». Громкая музыка, пьяные вопли, а по уходу — загаженные пустыми бутылками и мусором леса, поля и прибрежная зона», — возражают сторонники введения платы, уверяя, что за нанесенный ущерб природе надо платить.

Эта практика принята во всем мире. Например, в Йеллоустонском национальном парке США, знаменитом многочисленными гейзерами, проехать на машине можно только за 35 долларов, а за участие в пешем туре придется отдать 20 долларов.

О том, что могут вытворять неорганизованные туристы, хорошо знают, например, жители Краснодарского края. Буквально на днях стало известно о крупном пожаре в заповеднике «Большой Утриш» под Анапой, где из-за халатности непрошеных гостей сгорели уникальные реликтовые леса и погибли десятки видов животных.

«Налицо нарушение режима пожарной безопасности. Всюду лежанки, тропы, следы от костров, на которых готовили пищу», — заявил директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев.

А защитники природы спрашивают, на какие средства теперь восстанавливать территорию. «Возможно, если бы за вход брали деньги, заповедник не превратился бы в сборище местных маргиналов», — говорит эколог и активист зеленого движения Максим Каверин.

Когда «Большой Утриш» станет платным, никто не знает: в постановлении правительства нет точной даты, когда именно охраняемые территории обязаны перейти к новой форме финансирования, поэтому каждый заповедник решает этот вопрос самостоятельно.

Каверин напоминает, что в конце 2018 года с аналогичной инициативой выступили депутаты Народного Хурала Республики Бурятия, но в Госдуме отказались даже обсуждать такую идею.

«Эти вопросы уже отрегулированы федеральным законодательством, поэтому все остальные нормы избыточны», — заявил тогда глава Комитета ГД РФ по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Но сегодня мнение главы правительства, должно быть, оказалось куда весомей.

Наталья Пуртова.

Фото: агентство «Москва».

Источник