Будущее за электромобилями. Не российскими

Экономика

Российские электромобили мы вряд ли увидим в текущем десятилетии. Наша национальная забава – это десятилетиями «слезать» с нефтяной иглы

Наша национальная забава – это  десятилетиями «слезать» с нефтяной иглы и бесконечно рассуждать о величии, при этом практически полностью лишившись своего легкового автопрома

Через 15-20 лет и без того второразрядный российский автопром рискует скатиться до показателей слаборазвитых стран

Уверенное завоевание электромобилями мирового автомобильного рынка привело к тому, что многие страны, до того имевшие очень слабый автопром, воспользовались этим, фактически, обнулением мировой автомобильной отрасли и ударными темпами принялись разрабатывать собственные электромобили. Что привело к весьма неожиданным и даже удивительным результатам.

Так, абсолютно неавтомобильная страна Хорватия выпускает одни из лучших на сегодняшний день электрические гиперкары Rimac. Практически исчезнувший польский автопром неожиданно разродился электрическим хэтчбеком FSO Syrena Vosco, а польские электробусы Solaris захватили почти 20% европейского рынка электробусов. Другая бывшая соцстрана – Чехия – 1 сентября представила первый в своей истории электрический кроссовер Skoda Enyaq.


FSO Syrena Vosco. Фото с сайта kfso.pl

Откровенно слабенький турецкий национальный автопром готовится к запуску в серию премиальных электромобилей TOGG, а грузинская компания Aigroup в сотрудничестве с китайской фирмой Changan строит под Кутаиси завод по выпуску электромобилей. И даже не признанное мировым сообществом государство Северный Кипр разработало электрохэтчбек Gunsel.

Ещё больше впечатляют успехи Китая, чей автопром всего тридцать лет назад ничего кроме иронии не вызывал. Но теперь всё изменилось – продажи электромобилей в Поднебесной исчисляются сотнями тысяч в год, и почти не осталось китайских автопроизводителей, кто не выпускал бы электромобили. Спрос рождает предложение и, например, компания BYD достраивает уже четвертый завод по выпуску электромобилей.

К выпуску электромобилей приступает даже консервативный госконцерн FAW, решивший электрифицировать такую «номенклатурную» марку, как Hongqi (Красное знамя). Ранее на автомобилях этой марки могла ездить только китайская партийная, административная и военная элита, но несколько лет назад было разрешено покупать автомобили Hongqi «простым смертным». То есть, автомобили этого сверхпрестижного бренда включились в конкурентную борьбу на китайском авторынке, а теперь там без электромобилей делать нечего.

И вот уже концерн FAW представил предсерийный электрический кроссовер Hongqi E-HS9 – первый в мире кроссовер представительского класса, который будет конкурировать в Поднебесной с такими автомобилями, как Bentley Bentayga и Rolls-Royce Cullinan.


Hongqi E-HS9. Фото с сайта fr.motor1.com

Про успехи американского производителя электромобилей Tesla не говорил только ленивый. Правда, в России основателя Tesla Илона Маска почему-то частенько называют чуть ли не шарлатаном, тем не менее, всего за несколько лет Tesla стала одной из самых дорогих автокомпаний в мире и на начало сентября текущего года стоит больше, чем Toyota.

Над Маском по-прежнему продолжают иронизировать некоторые «эксперты» и предрекают ему неизбежное банкротство, в упор не замечая впечатляющих успехов Tesla. Но смеется тот, кто смеется последним. На сегодняшний день Tesla выпускает сотни тысяч электромобилей в год, причем не только в США, но и в Китае, и имеет модельный ряд, куда входят не только седаны и кроссоверы, но и грузовики с пикапами.


Tesla Semi. Фото: Tesla

Помимо этого Tesla является одним из мировых лидеров по разработке инновационных аккумуляторов и систем автономного вождения. Сделать электромобиль, в принципе, не так уж и сложно, что чуть ли не ежедневно доказывают многочисленные китайские умельцы, но вот сделать машину ещё и умной – такое под силу немногим компаниям.

Несмотря на скепсис весьма значительной части автомобилистов, считающих, что машина на батарейках – это что-то несерьезное и несуразное, уже сейчас ясно одно – электромобильная экспансия будет только нарастать.

Если верить исследованиям консалтинговой фирмы Wood MacKenzie, за двадцать лет число электромобилей в мире вырастет до 320 миллионов штук, против 10 миллионов в 2020 году. Через двадцать лет в мире будет выпускаться порядка 45 миллионов электромобилей в год, что неудивительно, учитывая уже существующие и грядущие законы многих стран, которые, фактически, ставят крест на машинах с двигателями внутреннего сгорания.

Можно и дальше критиковать электромобили, но после принятия соответствующих законов в странах Евросоюза, США, Китае, Японии, Индии и т.д., начиная с 2025-2030 годов, электромобили окончательно и бесповоротно начнут вытеснять бензиновые и дизельные машины. Какое-то время будут выпускаться гибридные автомобили, но и они в конце концов сойдут со сцены.

Это подтверждают и цифры статистики: в Евросоюзе в июле текущего года было продано 53 200 электромобилей против 23 400 электрокаров за аналогичный период прошлого года. Весьма впечатляющий рост, которому не помешала даже пандемия коронавируса. Так что за электромобилями однозначно будущее, и этот факт даже не обсуждается.


Byton M-Byte. Фото: Byton

А как с электромобилями дело обстоит в России?

А никак. Если быть точнее, то по данным Автостата, на июль текущего года в РФ эксплуатировалось всего 4,6 тыс электромобилей. Если в Евросоюзе только за июль было продано 53 200 электромобилей, то в РФ за все последние годы было ввезено всего 4,6 тыс. электрокаров. То есть менее 10% от того количества электромобилей, что продаются в Евросоюзе только за один месяц.

Ещё более удручающая картина наблюдается с разработкой и выпуском отечественных электромобилей. На АвтоВАЗе несколько лет назад была выпущена небольшая партия электромобилей El Lada, а в конце этого года намечается запуск в серию компактного электромобиля Zetta одноименной тольяттинской фирмы. Электромобиль весьма самобытного, мягко говоря, дизайна, будет стоить от 550 000 рублей и способен на одной зарядке проезжать 180 километров. Конечно, это лучше, чем ничего, но… подобные электромобили в Китае штампуют чуть ли не в каждом кооперативе.

Выпуск Zetta – это не входной билет в мир серьезных электромобилей, это скорее попытка проскочить ступень эволюции, миновав стадию электромопедов. Например, тот же северокипрский электрохэтчбек Gunsel и польский электромобиль Syrena выглядят куда солиднее, да и конструкция у них серьёзнее. Так что появление в России электромобиля Zetta не дает РФ право вхождения в клуб стран-производителей электромобилей. На что также красноречиво указывает количество зарядных станций на территории РФ, вернее, их мизерное для развитой, да и для среднеразвитой, страны количество.

Единственное, в чем Россия не сильно отстает от других стран, так это в разработке и производстве электробусов. Но объясняется это не столько экологической и экономической целесообразностью, сколько возможностями бездонного московского бюджета и желанием представить столицу как образцовую «витрину» эпохи «стабильности», по аккуратным улицам которой ездят экологически чистые электробусы, отчего формируется благостная картинка, что и у нас «не хуже, чем в европах».

Но если богатейшая Москва закупает электробусы сотнями и создает соответствующую инфраструктуру, то в других российских городах о них даже не мечтают, и непонятно, в каком десятилетии электробусы доберутся, например, до Новгорода, Саратова или Владивостока.

Самое интересное, что первые серийные электромобили появились в нашей стране почти сорок лет назад. В 1975 году на Волжском автозаводе началась разработка развозного электрического фургона на базе универсала ВАЗ-2102. Машина стала трехдверной, лишилась бензинового мотора, получив взамен 35-сильный электромотор, блок аккумуляторов и новое имя – ВАЗ-2801.


ВАЗ-2801. Фото: инфоглаз.рф

С грузом 340 кг и не разгоняясь больше 40 км/ч, этот электромобиль мог проехать до 130 километров. В 1981 году была выпущена партия из 47 штук ВАЗ-2801: часть электромобилей развозила завтраки по цехам ВАЗа, часть эксплуатировалась на московском Почтамте, часть отправили в Украинскую ССР. Еще ранее, на Олимпиаде-80, эксплуатировались восемь опытных электрических микроавтобусов РАФ-2203, два из которых могли подзаряжать аккумуляторы благодаря солнечным панелям, установленным на крыше.

Электромобильную тему в семидесятые-восьмидесятые годы развивали не только ВАЗ и РАФ, но и УАЗ и ЗАЗ, а электрифицированная в восьмидесятые годы «Ока» даже участвовала в международных ралли электромобилей и побеждала.

В те годы СССР не достиг каких-либо серьёзных успехов в разработке электромобилей, впрочем, как и многие другие страны. Но электромобилями сорок лет назад в стране занимались не в пример серьёзнее, чем сейчас. Причем занимались задолго до мирового электромобильного бума, к которому СССР, останься он жив, подошёл бы во всеоружии.

И это не пустые слова, а напрашивающиеся сами собой выводы, которые можно сделать, зная о потенциале Советского Союза.

Разумеется, члены антисоветской, колбасно-туалетнобумажной секты к подобным утверждениям отнесутся скептически, но скепсис скепсисом, а факты таковы, что СССР имел весьма неплохую, по общемировым меркам, автомобильную промышленность, которая выпускала абсолютно всё – от маленьких «запорожцев» да карьерных гигантов БелАЗ.

По выпуску автобусов Советский Союз был мировым лидером, также выпуская множество уникальной спецтехники. Например, уничтоженный в постсоветские годы завод ЗиЛ производил поисково-спасательный комплекс «Синяя птица», который до сих пор эксплуатируется Федеральным управлением авиационно-космического поиска Минобороны РФ.

Можно вспомнить и про не имевшие аналогов в мире восьмиосные колесные тягачи МЗКТ и про многие другие машины советских автозаводов, которые впечатляли зарубежных специалистов.

Но в 1991 году СССР был уничтожен, а от его некогда мощной автомобильной отрасли остались рожки да ножки. Канули в лету большинство автозаводов на всем постсоветском пространстве, включая Россию, в которой после 1991 года всем заправляли «эффективные менеджеры», восхвалявшие «волшебную руку рынка» и прочие преимущества капитализма, но умудрившиеся построить в РФ нечто такое, что привело бы в состояние глубочайшего изумления автора монументального труда «Капитал».

Доживи Карл Маркс до наших дней и познакомься с российским так называемым «капитализмом», он моментально кинулся бы кардинально переделывать свою выдающуюся книгу. Ибо тридцать постсоветских лет подарили миру некую, ещё не виданную никем разновидность капитализма с очень уж самобытными чертами.

Маркс был уверен, что капитализм неизбежно закончится социализмом, но он недооценил выдающиеся способности «реформаторов» гайдаровско-ельцинского типа, умудрившихся исторический фарш провернуть назад и непостижимым образом вернуть страну в эпоху царствования Николая I и частично Николая II.

Как известно, оба этих императора любили поговорить о величии России, в упор не замечая техническую отсталость страны. При одном ружья чистили кирпичом, что сказалось на итогах Крымской войны, второй грозил оставить от «японских макак мокрое место», что кончилось позором Порт-Артура и Цусимы.

Также при обоих царях всем заправляли ментальные предки «эффективных менеджеров», толкающих на Запад российское сырьё и закупая там стеклянные бусы и всё остальное. Понятно, что при таком подходе находиться в авангарде научно-технического прогресса было невозможно.

Аналогичная ситуация была в Китае времен правления императрицы Цыси. Страна была отсталой, разъедаемая коррупцией и постоянно подвергавшаяся давлению многочисленных «партнёров». Все изменилось после того, как Китай стал социалистическим, а затем Дэн Сяопин начал свои масштабные реформы. В результате которых мы видим мирового экономического лидера, одевшего, обувшего и снабдившего товарами народного потребления весь мир, а теперь ещё и устраивающего электромобильную экспансию.

Китайские электробусы экспортируются даже в США, хотя там своих производителей хватает, и уже недалек тот день, когда китайские электромобили заполонят улицы городов всего мира.

Как только тотальная электромобилизация захлестнет мир, китайские автопроизводители будут на лидирующих позициях. И уж совершенно точно в числе лидеров будут китайские производители автокомпонентов, особенно аккумуляторов. Уже сейчас большинство исследований говорят о том, что по выпуску аккумуляторов Китай превзойдет все остальные страны вместе взятые. Это вам не природные ресурсы загонять «партнёрам» по бросовым ценам.

А вот российские электромобили, сопоставимые по уровню хотя бы с Skoda Enyaq, мы вряд ли увидим в текущем десятилетии. Возможно, что не увидим вообще никогда. Потому что наша национальная забава – это чистить ружья кирпичом, десятилетиями «слезать» с нефтяной иглы и бесконечно рассуждать о величии, при этом практически полностью лишившись своего легкового автопрома, электроники, приборостроения, находясь на третьих ролях в мировом авиастроении, станкостроении, выпуске сельхозтехники и судостроении.

Можно сколько угодно рассуждать о величии, попутно оплёвывая СССР, но факты таковы, что, как и при царях, наши природные ресурсы продолжают гнать на Запад и Восток, получая взамен не только высокотехнологичные товары, но и стеклянные бусы в виде карандашей, скрепок, трусов, морковки и огурцов. При таком подходе более-менее серьезные электромобили в РФ не могут появиться в принципе. Вот и придется вдогонку к трусам и прищепкам закупать электромобили у вражин из стран НАТО или у пока ещё дружественного Китая.

Как вариант – можно продолжать бесконечно использовать автомобили с двигателями внутреннего сгорания, ведь надо же будет куда-то девать излишки нефти, после того как весь остальной мир активно начнет заменять углеводороды возобновляемой энергией. Вернее, он уже начал это делать, причем не вчера, так что скоро наше «национальное достояние» (углеводороды) и на Западе будут не особо сильно востребованы. Лет двадцать в запасе ещё есть, но не более.

У России был очень хороший шанс сократить отставание своего автопрома от других стран, вовремя начав разработку электромобилей. Но она им, похоже, не воспользуется. А это означает, что вскоре российский автопром деградирует ещё сильнее. Потому что весь мир стремительно движется вперед, но к РФ это не относится – страна банально проспала электромобильную революцию и оказалась не просто в роли отстающей, а в роли отставшей навсегда.

Да и ладно бы это касалось только электромобилей…

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula