Оркестр «Боян»: «это был чистый национальный голос…»

Культура

Беседа с Народным артистом СССР Анатолием Ивановичем Полетаевым

Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» – уникальный музыкальный коллектив, собравший репертуар славянской музыки и почти полвека исполнявший её по всему миру на самом высоком профессиональном уровне. Создатель и безсменный в течение полувека художественный руководитель оркестра – Народный артист СССР Анатолий Иванович Полетаев. Оркестр имеет подтверждение целебного биоэнергетического воздействия на слушателей. Оно было проведено лабораторией Федерального Центра Минздравсоцразвития РФ. Доктор биологических наук С.В. Зенин в результате исследований выявил, что музыка, исполняемая оркестром «Боян» благотворно влияет на здоровье людей.

Вот что писала об оркестре «Боян» шведская газета «Людвикатиднинг»: «Всё представление заполнено движением. Одно мгновение оркестр звучит мечтательно и мелодично, другое мгновение – величественно и захватывающе… Всё, что оркестр играет, отшлифовано с изумительным звучанием. Оркестр “Боян”, который в целом совершенно фантастичен, имеет прекрасных солистов». Японская газета «Хоккайминью симбун» писала: «Оркестр “Боян” является одним из лучших оркестров в СССР, который бережно хранит народные музыкальные традиции, передаёт истинную душу русской музыки…».

«За многолетнюю плодотворную творческую жизнь Вы внесли существенный вклад в сохранение и приумножение лучших традиций русской музыкальной культуры, воспитание и просвещение молодого поколения», – писал Президент В.В. Путин в своём поздравлении с 70-летием А.И. Полетаеву в 2006 г.

Сегодня оркестр полностью уничтожен. Этому предшествовали годы борьбы за существование этого прославленного коллектива.

– Анатолий Иванович, ведь с призывом сохранить оркестр «Боян» Вы обращались к Президенту В.В. Путину?

– Я написал письмо В.В. Путину, которое доставил ему С.Миронов, председатель партии «Справедливая Россия». У меня есть копия письма. На этом письме Путин написал распоряжение: «Разобраться и доложить». Письмо отослали тем, на кого я жаловался. Они «разобрались». Ответили, что оркестр «Боян» существует, Полетаев работает.

У нас все документы были собраны для серьёзного адвоката, ректора юридического университета. Он собрал весь материал, который доказывает, что поведение М. Швыдкого и его команды незаконно. Отправили в ФСБ и в прокуратуру. Везде отписки. Оркестр «Боян» приказом бывшего министра культуры В.Р. Мединского расформирован под видом реорганизации. Возможно, это было сделано по приказу директора Московской государственной академической филармонии А.А. Шалашова. До этого он был руководителем Департамента искусств и выступал явным сторонником уничтожения оркестра «Боян».

Ещё раньше М. Швыдкой пытался уничтожить оркестр, но в 2006 г. Собор славянских народов обратился к В.В. Путину. В Обращении было написано, что оркестр – подлинное явление славянской культуры и уничтожение такого оркестра является преступлением. В. Путин ответил: «Оркестр сохранить и поддержать». Поэтому мы продержались ещё почти 12 лет. Но и в это время нас уничтожали – все академические оркестры получили президентские гранты, а мы не были представлены ни в одну очередь, нас нигде не поддержали.

Я был и дирижёр, и грузчик, и шофёр, чтобы экономить и выплачивать зарплаты музыкантам. Только из уважения ко мне многие люди не уходили и работали на мизерных зарплатах. Всех самых хороших музыкантов перекупали в другие оркестры. К тому же мне ставили директоров, которые выполняли указания Шалашова. А он решил создать собственный оркестр, поскольку у него сын – дирижёр. Ничего ещё не сделав, он сразу получил президентский грант, 120 человек состав, сразу полное обеспечение всем. У нас был Фонд, который мы собирали полвека и у нас забрали всё это имущество. Это была сознательная диверсия.

С 1968 г. оркестр «Боян» выступал на ударных комсомольских стройках, в колхозах, во всех республиках, почти во всех странах. Меня наградили высшей наградой дирижёров и музыкантов – Народный артист Советского Союза. Мы выступали на ответственных мероприятиях зарубежом, когда проходили Дни культуры Российской Федерации в Лондоне, в Берлине, в Японии, в Югославии, в Болгарии. Выступали на международных выставках в Румынии, Чехословакии, Швеции, где мы были как экспонат. На одной такой выставке на нашем концерте в Брно президент Чехословакии Любомир Штроугал вместо протокольных 10-ти минут просидел 45 минут, так ему понравилось выступление оркестра.

Мы всегда выступали с успехом и нас благодарили самые серьёзные люди из высшего партийного уровня, министры, послы.

– Вы одно время руководили Национальным академическим оркестром народных инструментов России им. Н.П. Осипова?

– Я был поставлен, чтобы вернуть этот национальный оркестр в национальную культуру. Оркестр Н.П. Осипова очень много ездил зарубеж на коммерческие гастроли, с солистами Большого театра. Они играли хорошую зарубежную популярную музыку. Но они не выполняли своей функции, поскольку были народным оркестром РСФСР. В 1969 г. оркестру было 50 лет. В Зале Чайковского давали концерт, на котором я присутствовал. Оркестр играл «Увертюру» из Моцарта, Верди, из советской музыки «Танец с саблями» А. Хачатуряна, из С. Рахманинова «Итальянскую польку», «Грёзы» Шумана, «Цыганские танцы» Брамса. То, что знают в Европе, коммерческий репертуар. Не было в репертуаре ни знаменитого композитора Н.П. Будашкина (народный артист РСФСР, автор музыки к кинофильмам «Свадьба с приданым», «Морозко» и др.), ни П.В. Куликова (Заслуженный деятель искусств РСФСР), ни А.Н. Холминова (Народный артист СССР, автор опер «Анна Снегина», «Горячий снег»), ни народных песен, которые бы показывали суть русской культуры.

В. Дубровский был смещён с руководства оркестром Н.П. Осипова после того, как его арестовали за неуплату в магазине (а в кармане у него было две тысячи долларов), да ещё в пьяном виде. А все оркестранты имели ничтожные зарплаты – 90-110 рублей. А за гастроли зарубежом у них набиралось несколько сот долларов. Они привозили в Союз товар и перепродавали его в комиссионках…

Когда меня назначили руководителем оркестра Н.П. Осипова, работники из Госконцерта сказали оркестрантам, что пока я руководитель, зарубеж оркестр не поедет. Проработал в оркестре Осипова два года, пока уже солидные люди, артисты Большого театра не пошли в Горком партии Москвы просить, чтобы меня сняли с руководства оркестром.

– Ваши гастроли в Лондоне были уже с оркестром «Боян»?

– В 1967 г. нужно было ехать на дни культуры РСФСР в Лондон. Меня вызвали в Минкульт и сообщили, что нам оказана честь и мы должны поехать в составе 20 человек. Я честно сказал, что не могу ехать с половиной состава, потому что это подорвёт репутацию оркестра. Мы не сможем показать ничего серьёзного. Заместитель министра культуры, секретарь Союза композиторов А.Г.Флярковский стал качать свои бюрократические права: вам оказана честь, как вы посмели отказаться! У меня с ним были плохие отношения, потому что он был русофобом. Меня вызвал министр культуры РСФСР Ю.С. Мелентьев, который меня знал и уважал, я объяснил всё и мне пошли навстречу, дали ещё пять единиц. Мы выехали и успешно там выступили. А Флярковский так и остался в обиде, что не сумел заставить меня подчиниться.

– Анатолий Иванович, Ваш оркестр «Боян» – любовь народная. Он был соразмерен масштабам страны. И судьба его во многом – это судьба страны. Так я понимаю?

– С оркестром «Боян» выступали Н. Гнатюк, Ю. Гуляев, А. Соловьяненко, В. Норейка, А. Ведерников, Б. Штоколов и другие самые сильные звёзды вокала. Оркестр «Боян» выступал в Большом театре на 60-летии победы под Москвой. Был собран ветеранский люд. Мы аккомпанировали более тридцати знаменитым певцам. Я тогда оказался в гримёрной, где бывал мой любимый композитор Сергей Рахманинов.

Оркестр «Боян» – это был чистый национальный голос, который продолжал традиции, заложенные ещё великим критиком В.В. Стасовым, который охранял развитие национальной культуры России. Затем был В.В. Андреев – создатель первого русского народного оркестра. Мы были голосом великих русских композиторов – Рахманинова, Мусоргского, Глинки, Чайковского, произведения которых входили в обязательный репертуар оркестра «Боян». Закономерно, что оркестр народных инструментов вырос в академический концертный. Чтобы мы могли играть не только народную музыку, но высшую музыку, написанную выдающимися русскими композиторами.

За меня стояли и министр культуры РСФСР Ю.С. Мелентьев – образованный русский человек, понимающий ценность оркестра «Боян», и министр культуры СССР П.Н. Демичев, и зав. отделом культуры ЦК КПСС В.Ф. Шауро (белорусский партизан, уважаемый человек) и чиновники из Совмина.

Но это не устраивало дельцов и криминал. Когда стали уничтожать страну, уничтожили и Ю.С. Мелентьева. Тогда начался делёж предприятий, зданий. Мелентьев приобрёл одно здание для творческой работы. Но его до полусмерти избили, чтобы отнять это здание…

– Какие негативные тенденции Вы видите сегодня в выступлениях национальных музыкальных коллективов, в музыкальном мире?

– К примеру, выпускают на сцену ансамбль. Но это псевдонародные костюмы, танцы, которые народ не танцевал. Это постановочно-балетно-цирковые-акробатические танцы. Вот Ансамбль Моисеева танцевал народные танцы разных народов и стран. Кубанский казачий хор ещё придерживается традиции. Но и то, ведь не было ни одной деревни, где бы девушки надевали одинаковые платья. У каждой был свой вкус, свой узор, как и у мужчин. Раньше не было униформы. А теперь мы видим на сцене псевдонародную одежду.

Наша консерватория выпускает десятки композиторов. Только подлинной, интеллектуальной, духовно-философской музыки, нет. Это факт.

Незаслуженно забыт наш знаменитый композитор Вячеслав Овчинников, автор четырёх симфоний, дирижёр, Народный артист РСФСР, автор музыки к к/ф «Война и мир», и ещё двум десяткам фильмов, как гениального Бондарчука, так и других режиссёров.

Всё зависит от того, кто охраняет интересы народной культуры, кто не допускает предательства и диверсий. За этим должны следить соответствующе подготовленные воины русской культуры, воины русского духа. А их нет. Национальному самосознанию не придаётся никакого значения. А оно должно начинаться с детского сада, когда ребёнок начинает говорить, думать, когда у него появляется память. И ребёнку надо объяснять, зачем он родился, какие у него не права, а обязанности. Это и есть воспитание национального самосознания. Если человека не воспитать, он станет послушным существом для хитроумных, лживых средств массовой информации. И его заставят целовать ботинки криминальным неграм, как это происходит сегодня в Америке.

Без национального самосознания нация становится уязвлённой, начинает впадать в наркотики, в самоубийства. У народа нет сил самому сообразить, что он делает, и остановиться, а служить несправедливости он не хочет.

Сегодня и левая, и правая оппозиция ищет, на кого бы свалить вину. И для них самый главный виновник – это президент. И ни у кого нет понимания, что сейчас надо вытаскивать страну из болота, что и пытается делать президент.

Нас нельзя победить военной силой, поэтому будут пытаться победить болезнями и вирусами. И против них тоже надо уметь сражаться.

– Что Вы хотели бы отметить из недавних своих работ?

– Несколько лет назад мы создали музыкальную композицию на стихи краснодарского поэта Николая Зиновьева «Меня печалит вид твой грустный // Какой бедою ты тесним? //И человек сказал: я – русский. // И Бог заплакал вместе с ним». Исполнили эту песню с оркестром на концерте в честь юбилея народного артиста Александра Михайлова. После концерта ко мне подошёл ныне покойный уже председатель Союза писателей России Валерий Ганичев и сказал, что у Зиновьева есть ещё один текст: «Как ликует заграница // И от счастья воет воем. // Что мы пали на колени. // А мы пали на колени // Помолиться перед боем». Мне он понравился, но я понимал, что заграница есть разная, сербы, например. И немного переделал текст. Позвонил по телефону Зиновьеву. Он согласился на такой вариант: «Как ликуют русофобы // И от счастья воют воем. // Что нас ставят на колени, // Диктуя свою волю. // Пусть же помнят русофобы // И от страха воют воем. // А мы станем на колени // Помолиться перед боем. // Будет наш народ единым, // Будем мы непобедимы!». Мы это исполнили. Но теперь, когда нет оркестра, кому я не показывал эту композицию, все боятся исполнять.

– Анатолий Иванович, Вы ведь член Союза композиторов. Я знаю, что Ваш знаменитый монастырский хорал «Молитва о России». Исполнение Ансамблем им. А.В. Александрова имеет более 17 тыс. просмотров в Интернете. Над чем Вы теперь работаете?

– Сейчас пишу музыку на стихи А.С. Пушкина о Болдинской осени.

Немного раньше работал над молитвой Ефрема Сирина в изложении Пушкина «Отцы-пустынники». Это произведение было исполнено с солистами, в том числе Д. Степановичем в лучших залах Москвы.

Ещё при Ельцине стояла задача создать новый гимн страны. Остановились на «Патриотической песне» Глинки. И эта песня без текста была гимном десять лет.

Тогда я написал текст нового Гимна-клятвы защитников Отечества на музыку П.И. Чайковского, на тему его гимна из Пятой симфонии. Это тоже с успехом исполнялось в 2019 г. с хором и солистами в Зале Чайковского на хоровом фестивале. А теперь, без «Бояна», этот гимн не исполнят.

– Анатолий Иванович, какое напутствие Вы хотели бы дать, относительно воспитания молодого поколения?

– У нас разрушено естественное существование семьи. Это экономическая диверсия. Муж должен работать, но жена должна заниматься домом и воспитывать детей. Наши дети попадают в детский сад и там ими занимаются люди, не имеющие представления о задачах воспитания, особенно о задачах воспитания национального самосознания. У нас осталось только образование: нас научили считать, владеть иностранными языками. И не научили заниматься проблемами национального самосознания. Некому ребёнку, подростку сказать, если он оступился: «Ты подводишь своих родителей, предков. Ты совершаешь поступки, за которые должно быть стыдно». Если дать ребёнку спички, он подожжёт их и сгорит не только сам, но вокруг себя всё сожжёт. Значит, нужны запреты.

Нельзя садиться за руль нетрезвым. (У нас боролись с пьянством ещё при Иване Грозном. Ещё до большевиков был принят сухой закон. Потом большевики сказали, что нам нужна индустриализация, нужны деньги от продажи водки, а это оказалось не только не польза, но вред для экономики).

До тех пор, пока организм не достигнет зрелости физиологической, политической, психологической, национальной, ему нельзя доверять никакие виды энергии. Нож – это оружие, и музыка – это оружие. И важно – в чьих она руках.

Весь западный мир сегодня покоится на лжи, а это дьявольский образ жизни. У нашей молодёжи нужно воспитывать понимание смысла жизни, воспитывать, как сохранять честь, иметь стыд и не разрешать себе опускаться до порока. Надо пройти жизнь, чтобы стать человеком, а не жить для бездуховного потребительства и для удовольствий.

Беседу вела Ирина Ушакова

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula