Центробанк «поставят на счётчик»?

Экономика

Аудиторов Счётной палаты допустят к проверке главного кредитного учреждения страны.

Счётную палату при всех её руководителях, за исключением, пожалуй, лишь Татьяны Голиковой, всегда буквально распирало от желания разобраться с кухней Центробанка. Однако многие годы такую честь как право проверить ЦБ РФ – главного финансового регулятора, у нас в стране оказывали только зарубежным экспертам из так называемой большой четвёрки аудиторов – Price Waterhouse Coopers, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young, KPMG.

Подобную практику широкой публике всегда подавали под известным соусом: «это международная практика», мол, «через независимый аудит проходят центральные банки всех цивилизованных стран». Можно подумать, что «мировая практика» уже сама по себе отменяет необходимость жёсткого контроля внутри страны, в том числе и за таким независимым, по закону, учреждением, как Банк России.

Характерно, что признанный всеми как самый авторитетный руководитель главного банка страны – Виктор Геращенко, в свою бытность на посту председателя ЦБ РФ, сам не раз предлагал организовать аудиторскую проверку его ведомства. Причём не какой-то частной аудиторской лавочкой, пусть и иностранной, а именно Счётной палатой России. Но такую инициативу назвали странной в банковском сообществе, а в Государственной Думе попросту зашикали. Странно, не правда ли? Впрочем, чего же странного – Геращенко в себе и своих подчинённых не сомневался, а вот его коллеги-банкиры, похоже, сильно сомневались.

Тем не менее первый опыт достаточно глубокого анализа деятельности ЦБ РФ уже, к счастью, есть.

Под руководством экс-министра финансов Алексея Кудрина Счётная палата РФ начала 2020 год с того, что обнародовала результаты проверки деятельности Банка России по развитию как раз финансовых рынков.

Можно сказать, аудиторы всего-навсего прошлись по краешку, не вторгаясь в святая святых Центробанка – документы внутреннего оборота.

Те самые, которые в ЦБ РФ всегда были готовы раскрыть перед иностранными аудиторами, но те почему-то ограничивались в своих отчётах цитированием открытых документов нашего ЦБ…

Так вот, судя по знакомству аудиторов СП РФ с двумя программами Банка России по развитию финансовых рынков, дела там запущены буквально донельзя. С доступными кредитами – полный коллапс, выход на финансовые рынки большинству предпринимателей фактически заказан, а практически все российские банки, даже крупные, нельзя считать реально устойчивыми. Стоит ли на таком фоне удивляться, что новое правительство страны с завидной лёгкостью вдруг добилось права на большую приватизацию Сбербанка, о которой при либерале Медведеве во главе кабинета министров никто не смел даже заикнуться.

Банк России вообще-то давно надо было освободить от такой нагрузки, как Сбербанк. Сбербанк – это почти естественная почти монополия в финансовой сфере, и с точки зрения той же международной практики, это не совсем нормально, когда им владеет главный регулятор рынка.

На сегодня Сбербанк – это не более чем коммерческое кредитное учреждение. Достаточно прибыльное, выведенное его руководителем Германом Грефом на уровень международных стандартов, хотя, судя по всему, только за рубежами родины. Продавать его сторонним инвесторам напрямую, непосредственно из Центробанка, не позволял закон. Продать же правительству, как это запланировано сейчас, было трудно из-за отсутствия у того свободных денег. Выход нашёлся в использовании резервных средств, которые даже МВФ нам не может запретить использовать для такого рода инвестиции.

В итоге Сбербанк наконец-то и внутри страны окажется в конкурентной среде, а Банк России получит очень солидные суммы из наполовину замороженного на данный момент Фонда национального благосостояния.

После чего значительную долю акций Сбера можно будет продать уже кому угодно, хоть забугорным конкурентам. Вряд ли кому-то из вкладчиков или клиентов Сбербанка станет от этого лучше, а вот хуже стать может, сколько бы нас ни убеждали в обратном.

А заодно и в том, что даже с уходом Егора Гайдара нельзя забывать о «железной руке рынка». Пробовали, знаем.

Таким образом, Сбербанк, оказывается, ничуть не устойчивее, чем все остальные кредитные организации в России. И это после того, как все они прошли через чистилище оптимизации банковского сектора, которую устроил Центральный банк Российской Федерации. Напомним, что первую программу по развитию финансовых рынков Банк России завершил в 2018 году, а сейчас воплощает в жизнь вторую, рассчитанную на срок до 2021 года. Однако сделает ли ЦБ РФ из жёсткой критики «счётчиков» соответствующие выводы, есть очень большие сомнения.

Не думайте, что авторы собираются бить по этому поводу в колокола. В XXI веке против глобализации не попрёшь, а свои претензии на суверенитет всё чаще приходится доказывать отнюдь не финансовыми инструментами и методами.

Курс на отказ от доллара легко объявить, но очень сложно реализовать. Что и подтверждают результаты реальной деятельности Центрального банка РФ внутри страны, между прочим, по закону абсолютно независимого.

Может быть, именно поэтому в ЦБ РФ и иных сферах вдруг так легко позволили нынешнему председателю Счётной палаты Алексею Кудрину всё-таки разобраться хотя бы с некоторыми аспектами деятельности Центробанка? Обратите внимание, в числе плановых проверок заявлен анализ факторов, оказавших в 2019 году существенное влияние на цели деятельности Банка России, установленные федеральным законодательством. Тут уже аудиторам руки не свяжешь, и могут быть востребованы практически любые документы, вплоть до пресловутого внутреннего оборота.

Банк России давно многим напоминает известное выражение про жену Цезаря, которая «вне подозрений». Многие годы он не только вполне успешно проходил через сито аудита – зарубежного и независимого, но и регулярно получал многочисленные международные призы и награды. Чему удивляться, абсолютно независимые проверяющие с удовольствием подтверждали, что российская банковская система семимильными шагами движется по курсу «вхождение в мировую финансовую систему». То есть, как можно понять, к полной зависимости от таких структур, как МВФ, Всемирный банк, и далее – как прямое следствие, от ФРС США.

А в связи с этим и возникает вопрос, куда же Центробанк вложит средства, полученные от перекладывания Сбербанка из одного государева кармана в другой? В бюджет нельзя по закону, на социальные программы – ни-ни, тут уже не только МВФ взвоет. Похоже, опять же – в долларовые инструменты, если вообще не прямо в доллары. Ведь больше-то, похоже, некуда.

Тем не менее, не станем спорить, сейчас, когда разгорелась пандемия, вызванная коронавирусом, можно считать за благо, что «долларизацию» мы не стали менять на масштабную «юанизацию».

Говоря о вложениях ЦБ РФ, нельзя не отметить, что во второй половине 2019 года почему-то вдруг стали снижаться вложения в такой проверенный актив, как золото. Если до этого более трёх четвертей добытого в стране золота сразу выкупалось Банком России, и ежегодное пополнение достигало 264 тонн, то второе полугодие 2019-го дало прирост всего в 63 тонны. Что это – тенденция, или же локальный спад – станет ясно только позднее.

А вот смена на прямо противоположную только-только наметившейся позитивной тенденции на сокращение долларовых запасов уже стала явью.

Оказывается, что доля доллара США в структуре международных резервов России выросла за время с лета 2018 до лета 2019 г. с 21,8 до 24,2%. Такие данные не могут не удивлять, особенно на фоне постоянных пиаровских и рекламных акций в пользу «дедолларизации».

По сути дела, наш развод с американской валютой так и не состоялся, и мы продолжаем вкладываться в американскую экономику, точнее – в американскую финансовую систему. А свою – зачищаем и приватизируем.

Из всех долларовых инструментов, в которые вкладывается наш российский ЦБ, вложения реально сократились только по американским казначейским бумагам. На данный момент таких в активах Центробанка числится всего около 10 млрд долларов. И именно эти данные активно продвигаются в большинстве российских деловых СМИ, которые давно, всерьёз и надолго ангажированы. Ангажированы, даже если и российскими финансовыми воротилами, то уж точно ориентированными на Запад.

Для тех, кто не слишком интересуется активами нашего ЦБ, надо пояснить, что упомянутые 10 миллиардов – лишь небольшая часть всех его долларовых активов, которые по данным самого же ЦБ РФ достигают 125 млрд долларов. Что из себя представляют оставшиеся 115 млрд? Да всё те же доллары, только на депозитных счетах в различных иностранных банках. Кстати, в том числе и тех, кто напрямую или косвенно контролирует те самые аудиторские структуры из «большой четвёрки», которые годами проверяли и будут проверять российский Центральный банк аудиторы российской Счётной палаты, скорее всего, куда более снисходительно.

Параллельно с прямой долларовой прибавкой и значительным ростом величины активов в виде долларовых депозитов – почти на 30 млрд, в российских резервах заметно сократились доли и евро, и китайского юаня. Зато выросли вложения в инструменты, которые не имеют прямой привязки к той или иной валюте, и в большинстве случаев считаются несколько более рискованными по сравнению с валютными. Речь об использовании таких инструментов, как «негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов».

Это будто бы прогарантированные государствами, такими как США, разумеется, «ценные бумаги иностранных эмитентов, которым в случае финансовых трудностей… будет оказана государственная поддержка…». Первый пропуск в коротком тексте заполняется словами «с высокой вероятностью», то есть совсем не обязательно. Второй говорит о том, что гарантии даются «в силу их (этих ценных бумаг) особой роли или значимости для экономики страны или региона».

То есть, речь идёт о тех же финансовых структурах, «мыльных пузырях», которые аккумулируют многомиллиардные активы пенсионных и страховых фондов. Это те самые разного рода Фанни Мей и Фредди Мак (Fannie Mae и Freddie Mac), грабли, на которые наступила Россия на рубеже 2008 и 2009 года.

Считается, что именно Центробанк чуть ли не по собственной инициативе тогда вовремя успел сбросить колоссальные объёмы ценных бумаг, которые за считанные часы стали «токсичными». Причём, как опять же официально считается, проделано это было с минимальными потерями для российских резервов. Как нам тогда удалось выкрутиться, до сих пор мало кому понятно, но на 30-процентную девальвацию рубля пойти всё же пришлось.

Даже после клятвенных заверений тогдашнего руководства Центробанка и лично его председателя Сергея Игнатьева, что «они больше не будут», вложения в такие инструменты предлагалось запретить законодательно. Но предложение не прошло, либеральная банковская тусовка сумела в который раз отстоять пресловутую независимость главного кредитного учреждения страны. Что сегодня и позволяет Центробанку заниматься весьма рискованными играми на мировых биржевых площадках. Пусть через посредников, через подставные фирмы, и пусть с отговорками в адрес тех, кто слишком много знает, что это, мол, теперь, общепринятая практика. Но теперь имеет место быть и иная мировая практика, когда Центральные банки, среди которых и Китайский, и Европейский, и американская ФРС не особо стесняются вкладываться в «своих». Впрочем, в условиях глобализации для кого-то уже чуть ли не все подряд становятся «своими».

Аудиторам СП РФ, так или иначе, предстоит разобраться и с политикой Банка России по эффективному управлению золотовалютными резервами. По этой части в ЦБ РФ, как известно, есть специальная программа, рассчитанная на 2014-2020 годы, а значит пока не завершённая.

То есть, ещё остаются кое-какие шансы что-то изменить. И в самой программе, и в том, как она реализуется. А вот реализуется, она, даже судя по отчётам самого Центрального банка, совсем не так, чтобы действительно обеспечить стране «макроэкономическую стабильность, национальную экономическую безопасность и вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира».

Интересно, что под эту проверку ЦБ РФ попадает вместе с Минфином – получателем средств от Центробанка и его же вечным оппонентом. Минфин, в отличие от главного кредитного учреждения, не является сколько-нибудь независимым и не имеет никакого отношения к регулированию финансовой сферы. Если, конечно, не считать за регулирование выдачу средств, расписанных в федеральном бюджете по другим министерствам и ведомствам.

Есть надежда, что результаты серии проверок в Центробанке, главным ответственным за которые назван не так давно назначенный аудитором СП РФ Алексей Саватюгин, не будут носить формальный характер. В этом убеждает и весьма богатый опыт работы главного проверяющего в финансовой сфере, вплоть до биржевого. Саватюгин ещё в начале 2000-х годов отменно зарекомендовал себя в роли главного экономиста РТС – Российской торговой системы, где обращались акции всех российских эмитентов, вплоть до Сбербанка.

Осталось только понять, почему авторы всерьёз опасаются того, что все проверки Банка России могут в итоге превратиться в некое подобие формального мероприятия. Придуманного если не «для галочки», то по крайней мере, ради того, чтобы отвлечь широкую публику от реальных проблем в финансовой сфере. Всё дело в том, что, к примеру, в ходе одного из контрольных мероприятий СП РФ «будет проведена проверка счетов и операций Банка России за 2019 год», теперь внимание – «в структурных подразделениях, территориальных и полевых учреждениях ЦБ РФ». Но не в центральном аппарате, и даже не в базовых официальных материалах Банка России!

Впрочем, всё-таки есть надежда, что сработают хотя бы контрольные мероприятия в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), которое для многих клиентов кредитных учреждением стало чем-то вроде финансового МЧС.

За них, кстати, отвечать будет тоже аудитор СП РФ Алексей Саватюгин. В АСВ счётчики должны провести оценку эффективности и результативности реализации мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций. Если, конечно, в банковской системе России ещё живы те, кого нужно и можно «оздоравливать».

Источник