Минюст слышит голос народа

Право

В Правительстве России считают, что принятие закона о т.н. «семейном насилии» нацелено на подрыв правовых механизмов в российском законодательстве

Правительство России не рассматривает домашнее насилие в качестве «серьезной проблемы» и считает, что его масштабы в стране «достаточно преувеличены». Такая позиция высказана в официальном ответе Министерства в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), где рассматриваются дела четырех женщин, включая Маргариту Грачеву, которой бывший муж отрубил кисти рук, пишет «Коммерсант».

Российские власти предполагают, что в ситуации домашнего насилия мужчины больше страдают от дискриминации, поскольку в их случае не принято просить о защите от лиц другого пола. Минюст уверен, что России не нужен отдельный закон о домашнем насилии, а пострадавшие женщины «пытаются подорвать усилия, которые правительство предпринимает для улучшения ситуации».

Летом 2019 года ЕСПЧ направил правительству РФ вопросы по делам четырех россиянок, которые пожаловались на неспособность властей защитить их от домашнего насилия и дискриминации. Пострадавшие подали жалобы независимо друг от друга, даже в разные годы, — подчеркнула в беседе с «Ъ» адвокат Ольга Гнездилова из «Правовой инициативы» (эта НКО сопровождает жалобу Елены Гершман). — Но они говорят о схожих нарушениях, поэтому ЕСПЧ принял решение объединить жалобы и задать по ним общие вопросы сторонам».

Среди прочего ЕСПЧ спросил, существует ли в России «законодательная база для наказания за все формы домашнего насилия и обеспечения гарантий для жертв». Также ЕСПЧ интересовался, признают ли российские власти серьезность и масштабы проблемы домашнего насилия и связанной с ним дискриминации женщин. Последний вопрос в списке: есть ли в стране системная проблема нарушения прав женщин и требует ли она общих мер? «Если суд вынесет по нему решение, то государство получит список рекомендаций и сроки их выполнения», — пояснила госпожа Гнездилова.

В распоряжении «Коммерсанта» оказался официальный ответ от Правительства России, который был в конце октября направлен в ЕСПЧ. Документ на английском языке подписан заместителем министра юстиции России Михаилом Гальпериным. В нем говорится, что «посягательство на физическое лицо карается независимо от пола потерпевшего и от того, было ли оно совершено членами семьи, партнерами или третьими лицами» (здесь и далее перевод «Коммерсанта»). Минюст отметил, что в России домашнее насилие «никогда не рассматривалось в качестве отдельного преступления», и указал, что УК РФ и КоАП РФ «содержат более 40 уголовных и не менее пяти административных положений, касающихся различных актов насилия в отношении личности». В качестве примера Министерство приводит «умышленное причинение вреда здоровью» различной тяжести, «нанесение побоев», «пытки» и другие статьи кодексов.

Правительство признает, что «явление насилия в семье, к сожалению, существует в России, как и в любой другой стране», но подчеркивает, что «масштабы проблемы, а также серьезность и масштабы его дискриминационного воздействия на женщин в России достаточно преувеличены».

«Даже если предположить, что большинство лиц, подвергающихся насилию в семье в России, на самом деле являются женщинами (хотя никаких доказательств этого утверждения не существует), логично предположить, что жертвы мужского пола больше страдают от дискриминации в таких случаях. Они находятся в меньшинстве, и от них не ожидается просьб о защите от жестокого обращения со стороны членов семьи, особенно если они страдают от лица противоположного пола», – говорится в ответе Минюста. Также в документе говорится, что по статистике о насильственных преступлениях, повлекших тяжкие последствия для здоровья или смерть, «большинство пострадавших являются мужчинами».

«Российское государство полностью выполнило обязательство по созданию законодательной базы, эффективно решающей проблему домашнего насилия, — говорится в документе. — Правительство вновь заявляет, что нет особой необходимости в принятии конкретных нормативных актов, касающихся явления насилия в семье, до тех пор пока существующие средства правовой защиты такого же характера остаются эффективными». Законодательство РФ «полностью соответствует семейно-охранительному подходу, согласно которому чрезмерное вмешательство государства в частную и семейную жизнь нарушает право личности на неприкосновенность частной жизни. В том числе и ее выбор урегулировать ситуацию с обидчиком ради сохранения личных отношений в семье, а не оставлять этот вопрос на усмотрение органов государственной власти», поясняют в Минюсте.

В Министерстве подвернули, что четыре женщины своими жалобами пытаются «неверно истолковать общую ситуацию с домашним насилием в России» и «подорвать правовые механизмы, уже существующие в российском законодательстве, а также усилия правительства для улучшения ситуации».

Кремль не обсуждает проблему домашнего насилия, поскольку тема рассматривается экспертами, сказал журналистам пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков. «Нет, эта тема [домашнего насилия] не обсуждается в Кремле, обсуждается в экспертной, юридической среде», – передает ТАСС слова представителя Кремля.

Отметим, что против законопроекта выступают не только представители родительской общественности и православных общественных организаций. Сам законопроект противоречит российскому законодательству. На «Русской народной линии» размещено экспертное заключение Игоря Владиславовича Понкина, доктора юридических наук, профессора, члена Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, члена Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. Проект федерального закона «Об основах системы профилактики домашнего насилия в Российской Федерации» подвергается убедительной, аргументированной критике как содержащий массу юридических нелепостей.

Заключение это выполнено по поручению председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергея Анатольевича Гаврилова.

Чуть позже «Русская народная линия» опубликовала экспертное заключение доктора юридических наук, профессора Михаила Николаевича Кузнецова и кандидата юридических наук Павла Алексеевича Якушева, которые, изучив законопроект, пришли к однозначному выводу: «Законопроект грубо противоречит российскому законодательству и обладает неустранимыми недостатками, будет способствовать не профилактике насилия в семьях, а провоцированию лишней напряженности и конфликтности».

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula