Вердикт детского психиатра: «Германия отупела». И не только она

У нынешнего поколения детей не будет будущего, если мы не будем бороться с “реформами образования”

В этом году в Германии вышла книга детского психиатра Михаэля Винтерхофа под названием «Германия отупела» (Deutschland verdummt). В беседе с журналом Focus автор рассказал об опасных последствиях реформы системы образования, которые можно наблюдать не только на его родине, но и в любом идущем в ногу со временем государстве.

Развитие служб охраны психического здоровья в образовательных учреждениях не оказывает никакого влияния на детей. Выпускникам современных школ не хватает гибких навыков, чувства пунктуальности, способности распознавать структуры и рабочие процессы. Многим недостает элементарных знаний немецкого языка и математики, констатирует Винтерхоф.

На первом месте для детей и молодежи находится мобильный телефон. Нехватка социальных навыков и широко распространенная завышенная самооценка приводят к увеличению отсева в профессиональном обучении и все более частым отказам от приема на работу выпускников.

Причину этого психиатр видит в неправильной образовательной политике. Около 20 лет назад в его стране система образования была перестроена и налажено автономное обучение, при котором дети в основном проходят материал самостоятельно, а учителю отведена роль помогающего компаньона. Движущей силой этой нежелательной перестройки он называет Организацию экономического сотрудничества и развития и «идеологов», которые призывают политиков навязывать соответствующие реформы населению и учителям.

Теперь детям не хватает воспитателей, на которых они могли бы ориентироваться и развивать свой эмоциональный и социальный интеллект. В процессе самостоятельного обучения детсадовец должен сам решить, в какой игровой комнате ему находиться и чем заниматься; школьники должны заниматься самостоятельно как можно больше. Результаты подобного образования никогда не изучались.

Винтерхоф подчеркивает, что дети нуждаются во взрослых воспитателях. Социальные навыки и способность к работе могут развиваться только через обучающие занятия. Менее важна форма уроков. В результате неправильного воспитания, если со стороны людей не будет противодействия, общество ожидает «катастрофический дисбаланс»:

«Наши дети вырастают нарциссами и эгоцентристами, которые не заботятся о других, только вертятся вокруг самих себя и ежедневно ориентированы только на удовлетворение своих желаний. Уважение больше ничего не значит. Но в социальном государстве люди должны жить друг для друга. Но люди, которые ведут себя как маленькие дети, не способны работать, они взрывают эту систему».

Винтерхоф также критикует совершенно неправильный подход к цифровым технологиям. Смартфоны и подобные им устройства не должны находиться в руках детей младше 10 лет, потому что они препятствуют их умственному развитию. Постоянное удовлетворение желания быть в интернете переносит детей в параллельный мир.

Занятия с этими устройствами должны иметь место в школах, но дети нуждаются в свободных от цифровых устройств оазисах, считает психиатр. Взрослые сегодня также страдают от постоянного напряжения из-за изобилия гаджетов. Родители должны подавать пример своим детям, как воспитатели, отдыхая от смартфонов.

В качестве спасения от образовательной катастрофы Винтерхоф предлагает упразднить автономное обучение и уменьшить количество детей в группах детских садов и в школьных классах. Учителя вновь должны получить возможность учить, а не выполнять роль наблюдателей.

В то же время Михаэль Винтерхоф напоминает, что детей не надо списывать со счетов: пробелы в психическом развитии можно заполнить до 25 лет. Если бы надежды на это не было, его книга не появилась бы на свет.

Блогер Хадмут Даниш соглашается с изложенными в книге аргументами:

«Что будет, если мы не будем противостоять? Взгляните на идиотов из климатического движения Греты Extinction Rebellion. Это именно те нарциссы и эгоцентрики, которые не способны ни на что кроме как находиться в центре внимания».

Источник