Как бы рыбку съесть?

Почему буксует рыбное импортозамещение

К концу сентября  розничные  цены на рыбную продукцию в большинстве субъектов Федерации резко поползли вверх. По сравнению со вторым кварталом текущего года они выросли почти на треть. Причем свежая красная рыба — подорожала еще больше. Соответственно, пошли в дальнейший рост и цены на продукты рыбопереработки. Ввиду их дороговизны, по социологическим опросам (август-сентябрь с.г.), россияне сократили потребление рыбы и рыбопродуктов. Зато растет «рыбоимпорт»…

Словом, очередной парадокс: страна, занимающая одно из лидирующих мест в мире по объемам рыборесурсов, устанавливает на них у себя запредельные цены в рознице и импортирует не меньше трети  ежегодного «рыбопотребления». Что происходит?

Одно из объяснений — растут тарифы на железнодорожные перевозки рыбопродукции из приморских регионов РФ в другие регионы  страны. К примеру, железнодорожная их доставка с российского Севера или из Хабаровского края в Поволжье и ЦФО —  на том же тарифно-ценовом уровне, что и доставка туда же рыбопродукции из весьма отдалённых от России датских автономий, Южной Кореи, КНР, Тайваня, Исландии. А ведь поставки не только железнодорожные по территории РФ, — это еще и сотни миль морского фрахта до российских портов, где рыбу перегружают на железную дорогу. 

Вот и получается, что с учетом экспортной цены рыбы в стране-экспортере, её последующей морской и железнодорожной перевозки в центральные регионы РФ, конечная цена у нас оказывается такой же. Так или иначе, но из-за перевозочной дороговизны, как пояснил директор Центра системы мониторинга рыболовства Александр Савельев, транспортировка «в центральные регионы страны тихоокеанских лососей стала более острой  проблемой. При общем их вылове на 21 августа 404,93 тыс. тонн, в регионы из Владивостока отправлено лишь 10,96 тыс. тонн».   

В результате, минимум две трети  спроса на лососевые рыбы в ЦФО, Поволжье и Уральском регионе ныне  обеспечивают поставки из дальнего зарубежья, прежде  всего,  с датских Фарерских островов и Гренландии, а также реэкспорт из Белоруссии норвежских, датских, шведских лососевых. 

Павел Иванкин, генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта,  уточняет  в этой  связи,  что тарифы на перевозку рыбы останутся «высокими, поскольку, по данным ОАО «РЖД»,  до 2025 года не произойдет серьезных тарифных изменений в части этих перевозок». При этом «ОАО «Рефсервис», осуществляющая доставку скоропортящихся грузов, уже не принадлежит ОАО «РЖД», а значит, РЖД  не имеет рычагов влияния на качество и сохранность продукта, перевозимого «Рефсервисом». Вот и получается, что высокие расценки на перевозку продовольствия вдобавок еще и не гарантируют качества самой перевозки, т.е. сохранности продукта.

Впрочем, в рекордном удорожании рыбы виновны не только железнодорожные тарифы. В «Росрыболовстве» ссылаются и на снижение вылова в текущем году, особенно лососевых, в российских акваториях. Это связано  с двумя обстоятельствами. Во-первых, эксперты  того  же «Росрыболовства» оценивают долю браконьерского, т.е. нелегального промысла минимум в 25% от общего вылова, не меньше 80% которого направляется на экспорт за инвалюту. Официальная же статистика не учитывает контрабандный улов в итоговых цифрах рыбопромысла. 

А во-вторых, низкий вылов связан и с тем, что, по оценкам того же ведомства, прибрежная рыбопереработка в РФ уже которое десятилетие пробуксовывает. Ее  реальные  мощности едва достигают трети от внутрироссийской потребности. Как  следствие, значительная  часть  и легального улова тоже экспортируется. Высокие же транспортные тарифы на перевозку рыбы во «внутренние» регионы страны приводят к тому, что, по данным директора Рыбного союза РФ Сергея Гудкова, «российской рыбопереработке, особенно в отдалённых от морских акваторий регионах,  хронически не хватает  сырья, ибо 2/3 улова продаётся  за рубеж, в том числе 90% этого объема — в необработанном виде».

Получается заколдованный круг. Сырье уходит за рубеж и  потому, что разгрузка российских промысловых судов в наших портах обходится зачастую чуть ли не вполовину дороже, чем в портах соседнего и даже  отдалённого зарубежья. В результате на внутреннем рынке образуется нехватка продукции, восполняемая либо импортом, либо повышением цен. Но чаще всего дефицит любой продукции на рынке компенсируется и тем, и другим.

Словом, совокупность факторов и повлияли на резкое подорожание рыбной продукции в стране. Переломить же  эту тенденцию, как показывает опыт многих стран, похоже, способно лишь государственное регулирование, как транспортных тарифов, так и развития рыбоперерабатывающих мощностей.

Алексей Леонов

Источник