Гидом буду: на что способен созданный в России человекоподобный робот

НаукаСобытия

Устройство сможет заменить также администратора и консьержа, но такой работник обойдется существенно дороже

В России впервые создали человекоподобного робота, способного заниматься несложной административной работой, общаться сразу с несколькими людьми и распознавать лица, сверяя их с базой данных. Предполагается, что андроиды смогут заменить представителей сразу нескольких профессий: офисного сотрудника, музейного гида или консьержа. При этом новые устройства все же не смогут взять на себя все функции человека, а срок их окупаемости превысит 28 месяцев. В настоящее время разработка уже доступна на российском рынке.

В офисе

Разработчики сделали робота максимально похожим на человека. Оснастили его туловищем, парой рук и головой со специальным «лицом»-экраном, способным выражать простейшую мимику. Однако есть у андроида и отличия от прообраза: он передвигается на колесной платформе, а для большего комфорта в общении может подстраивать свой рост под параметры собеседника.

Робот, готовый заменить офисного сотрудника, оснащен сканером для документов, прибором для чтения QR–кодов, принтером для фотографий, терминалом для оплаты услуг и т.д. Если текущая задача предполагает использование громоздкого оборудования — например, крупноформатного принтера, — андроид сможет к нему подключиться через беспроводное соединение.

Для перемещения в офисном пространстве андроид использует сенсор Лидар (световой радар), благодаря которому оценивает помещение и «рисует» его карту — на ней в дальнейшем можно отметить контрольные точки его маршрута. Кроме того, машина имеет вспомогательные ультразвуковые датчики препятствий, аналогичные автомобильным парктроникам. Они предотвращают риск возможных столкновений с предметами и сотрудниками.

В музее

Еще одно назначение робота — сопровождение людей с возможностью параллельного общения с ними, что может пригодиться в выставочных залах.

По словам представителей компании «Промобот», разработавшей машину, для начала экскурсии с роботом-гидом посетителям необходимо будет просто утвердительно ответить на предложение показать экспозицию. Далее андроид начнет перемещаться от одного экспоната выставки к другому, рассказывая об их особенностях и отвечая на возникающие вопросы.

Именно взаимное общение робота с несколькими людьми представляется инженерам одной из наиболее сложных технических задач. Для ее решения они создали так называемое искусственное ухо, которое, в отличие от стандартного микрофона, может не только записывать звук, но и определять местоположение его источника с точностью до пяти градусов.

— Добиться таких результатов нам помогло использование массива из восьми разнесенных в пространстве микрофонов, которые рассчитаны на одновременную запись звука, — отметил разработчик компании «Промобот» Артем Янгуразов. — В дальнейшем сигнал оцифровывается и обрабатывается специальной программной платформой, разработанной институтом Honda (Япония). Она позволяет определить местонахождение говорящего и отфильтровать его речь от постороннего гула для последующего распознавания.

Благодаря этой системе робот способен активно участвовать в диалоге с несколькими людьми. Однако в реальных условиях могут возникнуть проблемы.

— Я бы не возлагал больших надежд на способность робота воспринимать человеческую речь в помещении, где очень шумно. Он будет гарантированно реагировать только на слова одного-двух близко стоящих людей, — считает основатель компании «Нейроботикс» Владимир Конышев. — Если же робот находится в центре оживленной толпы, он вряд ли сможет сконцентрироваться на одном из голосов, и докричаться до него будет проблематично. С другой стороны, преимуществом подобной техники является возможность распознавания речи на множестве языков, что будет особенно актуально для музеев, которые посещают туристы из разных стран.

В подъезде

Доступна роботу и профессия консьержа. По словам разработчиков, это стало возможным благодаря способности андроида узнавать человека по внешности: система работает с точностью до 99,9%. Она состоит из двух камер, установленных в «голове» робота. Одна из них имеет большой угол обзора, позволяющий быстро найти все лица людей, находящихся в непосредственной близости. После этого робот поворачивается к человеку, с которым предполагается общение, и включает вторую камеру, которая отвечает за получение изображения для идентификации лиц.

— Во время процесса распознавания с помощью нейросетей лицо человека сравнивается с базой изображений, которая уже есть в памяти робота. Например, ею может служить альбом с фотографиями жильцов дома, — рассказал Артем Янгуразов. — Если происходит совпадение, робот называет своего собеседника по имени и разрешает ему пройти.

Обмануть робота-консьержа трудно. Например, его не получится ввести в заблуждение с помощью чужой фотографии, поскольку система распознавания умеет отличать реальное лицо человека от его плоского изображения.

Адаптация на месте

Сегодня производители уже предлагают свою разработку компаниям в качестве консультанта (например, по банковским продуктам или в сфере ритейла), экскурсовода и консьержа. Для всех трех назначений используется единая технологическая платформа, которую можно настроить под ту или иную профессиональную специфику с помощью специальных программ. По словам разработчиков, созданное ими ПО устанавливается прямо в процессе производства, и в дальнейшем настраивается на месте работы техники под условия конкретного помещения. Однако с течением времени эту схему могут значительно упростить.

— В будущем мы хотим сделать робота настолько простым в настройке, что его адаптацией под конкретную задачу смогут заниматься сотрудники любой из организаций, которые его покупают, — пояснил Артем Янгуразов. — Этот шаг будет означать создание открытой роботизированной платформы, которую можно самостоятельно оптимизировать для выполнения самых разнообразных функций, используя простой интерфейс.

А поговорить?

В целом попытки использования роботов в жизни и работе людей сегодня сталкиваются как с объективными, так и с психологическими ограничениями. По словам директора компании Robodem Александра Ершова, несмотря на большую значимость разработки, внедрение андроидов в трудовые коллективы осложнятся тем, что они пока не могут подобно человеку оценить состояние и настроение своего собеседника, подстраиваясь под него в разговоре.

— Кроме того, свой негативный вклад вносит Голливуд, который формирует завышенные ожидания от нашей техники, показывая ее будущее во всем возможном совершенстве. Впрочем, отрицательные эффекты должны исчезнуть по мере расширения участия роботов в нашей жизни и формирования культуры их использования, — добавил эксперт.

В настоящее время инновационный робот уже вышел на рынок и поставляется в организации по цене 1,2 млн рублей. Стоимость выглядит достаточно внушительной, особенно если учесть средний уровень заработной платы в стране — по оценке Росстата, в ноябре 2018 года она составила 42 750 рублей. Таким образом, срок окупаемости робота (если заменить им сотрудника) составит от 6 до 28 месяцев. И это еще не считая денег на ремонт и обслуживание. Кроме того техника не способна работать сверхурочно — батарея машины рассчитана на девять часов. После чего робот самостоятельно отправляется на подзарядку, которая длится те же девять часов.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula