Мирный атом США зависит от урана из России

СобытияЭкономика

В начале XXI века мирный атом переживал не лучшие времена и считался энергетическим тупиком.

Без технологий замыкания ядерного топливного цикла экономически выгодная добыча урана обещала закончиться в обозримом будущем. Сейчас эти технологии успешно внедряются в России, Китае, а вот страны ЕЭС и Америка вдруг оказались у разбитого корыта.

ЭНЕРГЕТИКА – КРОВЬ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Энергии нужно много и очень желательно с минимальным воздействием на окружающую среду. Атомная энергетика при всех ее минусах и рисках дает самую низкоуглеродную генерацию электричества. И если мир собирается бороться с глобальным потеплением, то лучше ее пока еще никто не придумал.

Недаром миллиардер и филантроп Билл Гейтс призвал Белый дом сосредоточиться на развитии атомной энергетики.

«Ядерная технология идеально подходит для борьбы с изменением климата, потому что это единственный масштабируемый источник энергии, который доступен 24 часа в сутки и при этом не производит парниковых газов, – объясняет основатель Microsoft. – Проблемы с современными реакторами, в том числе опасность аварий, вполне решаются с помощью инноваций».

Действительно, на американских АЭС генерируется около 20% электроэнергии, и при этом они дают половину «низкоуглеродного электричества».

Однако строительства новых АЭС в США практически не ведется, с захоронением проблемы, с обогащением топлива не получается, с добычей урана – хуже некуда. АЭС на грани банкротства. Парк АЭС весьма престарелый, и их потихоньку закрывают. Что они собираются с этим делать и собираются ли?

УРАН НАШ!

Вернемся немного назад и в Россию, когда Росатом только разрабатывал стратегию развития атомной энергетики в стране. Российский атомный ренессанс уже тогда столкнулся с несколькими ключевыми проблемами.

Дело в том, что жизненный цикл современной АЭС перевалил за 60 лет и потенциально составляет 100 лет. Поэтому уже на стадии планирования строительства атомной станции вопрос обеспечения ее топливом должен быть закрыт на десятки лет вперед.

В начале 2000-х годов у России с этим были проблемы. Основная часть топлива для АЭС до распада СССР добывалась в Казахстане (первое место по добыче урана в мире), а российские рудники едва покрывали необходимые объемы. Когда решался вопрос о российском ренессансе атомной энергетики, одним из узких мест начала масштабной стройки АЭС была именно ресурсная база.

Выхода было два – огромные долгосрочные инвестиции в развитие добычи урана или покупка на мировом рынке добывающих урановых компаний.

И тут нам свезло. Нулевые годы прошли под знаком зеленой энергетики и были самыми сложными в истории мирного атома. Немцы закрывают свои АЭС, США пустили атомную энергетику на самотек, а тут еще и авария на Фукусиме.

Российские атомщики удачно воспользовались сложившейся ситуацией. За несколько лет Росатом оформляет покупку урановой компании Uranium One, на долю которой приходится до 30% мировой добычи урана. Ей принадлежат крупнейшие урановые месторождения в Казахстане, Африке, Австралии и США.

КАК ЭТО МОГЛО ПРОИЗОЙТИ?

В конце нулевых годов Росатом начал потихоньку прибирать к рукам Uranium One.

К 2010 году Росатом увеличил свою долю в Uranium One до контрольных 51%, причем за копейки. Тогда Uranium One получила доли в рудниках и 610 млн долларов. А в 2013 году выкупила оставшиеся акции за 1 млрд долларов.

Тогда глава Росатома Сергей Кириенко сообщил следующее: «Мы добывали 3,2 тыс. тонн урана в год. Но в 2013 году мы добыли 8,4 тыс. тонн». Так дешево и сердито Росатом поднял добычу урана в три раза.

Из заявления несложно понять, что 3,2 тыс. тонн – это была добыча на территории России, а 5,2 тыс. тонн – это добыча Uranium One. Таким образом, Россия не только покрыла собственные нужды в уране, но и отхватила солидный кусок стратегического сырья и, что приятно, пятую часть запасов Америки.

Если учесть тот факт, что добыча урана в США упала до исторического минимума, то картина перспектив американской атомной энергетики становится совсем удручающей.

А ведь там сейчас 99 действующих реакторов и мощность АЭС покрывает почти 20% общей генерации в стране.

АТОМНЫЕ СЕКРЕТЫ НА ПОМОЙКЕ

Показательна история с попыткой США экспортировать свои атомные технологии.

В начале 2000-х США попытались вклиниться на перспективный атомный рынок КНР. Тогда Китай строил все, что дают, брал себе сразу несколько проектов АЭС из разных стран, чтобы выбрать направления для серийного производства.

Почему же американцы так безропотно отдали стратегически важный ресурс? Дело в том, что американская атомная энергетика медленно и верно умирает.

– США оказались в ловушке собственной непоследовательной политики на протяжении десятилетий, – считает эксперт Владимир Хрусталев, – когда многие важные решения либо не делались, либо менялись по десять раз за пятилетку. Старый ядерный комплекс держался долго, и процесс полураспада ядерной энергетики США растянулся. Но в США много старых АЭС, часто с одним реактором. Их подтягивание под современные нормы безопасности и модернизация обходятся все дороже и дороже. При этом цены на электричество не способствуют процессу. Владельцам проще их закрыть. США не знают, что делать с мирным атомом. Сливки сняли, а выгоды промотали, откладывали на потом все время. Но время «потом» пришло.

Кстати говоря, Америка может довольно безболезненно обойтись без атомной энергии. У нее есть альтернатива, и это газ.

У США есть много дешевого газа. Газовые мощности маневренные, легко и быстро вводятся в строй плюс низкая себестоимость электроэнергии.

И экологичность газа не самая плохая. Выбросы парникового газа меньше, чем от угольной электростанции, но больше, чем от АЭС.

ДАВИ НА ГАЗ

В нынешнем состоянии атомная энергетика США нежизнеспособна. Без технологий обогащения урана, замыкания ядерного топливного цикла, хранения и переработки отходов смысла в ней практически нет.

В декабре 2018 года Конгресс США поддержал законопроект об инновации и модернизации атомной энергетики, но это только продлит агонию. А тенденции печальные. За последние пять лет в США были остановлены семь энергоблоков. К 2025 году не менее девяти из еще работающих окажутся закрыты, а строятся только два новых.

БОЛЬНОЙ СКОРЕЕ МЕРТВ…

Реанимировать атомную промышленность США, пожалуй, уже нет смысла. Урановое топливо в руках России, а все попытки по развитию технологий обогащения урана окончились ничем. По мнению Белого дома, игра не стоит свеч.

Кстати, об экологии. Китай же недаром вкладывается в атомную энергетику. Почему такой интерес?

– Потому что люди легкие выплевывают, – говорит Владимир Хрусталев. – Китай – это страна с чудовищным потреблением угля на ограниченной территории. К тому же уголь приходится возить. Чуть ли не половина железнодорожных перевозок в стране – это транспортировка угля. Но нельзя сказать, что они сконцентрировались на одной атомной генерации. Они развивают все. Газ, атом, энергию солнца, ветра, ГЭС.

Сейчас, по выражению президента России, «есть страны, которые решают, нужна ли им ядерная энергетика или нет, но нет ни одного государства, которого этот вопрос оставил бы равнодушным».

Пока американцы делают вид, что атомная энергетика им по барабану. Но это вряд ли продлится долго. Глобальное потепление уже стучится к нам в двери.

Для исключения антропогенного фактора в изменение климата необходимо увеличить долю безуглеродной энергетики до 50%. При этом половина должна приходиться на атомную генерацию, вторая половина – на ГЭС, геотермальные станции и на ВИЭ-энергетику.

Вячеслав Степовой.

Фото: FOTOLIA

Источник