Алла Бородина: Преемственность духовно-нравственного воспитания дошкольного и школьного уровней образования в рамках ФГОС

ПравославиеСобытия

Выступление на секции «Основы православной культуры как средство воспитания, образования и развития: опыт работы Кубанской митрополии по УМК А.В. Бородиной» XXVII Международных Рождественских чтений «Молодежь: свобода и ответственность» (28.01.2019 г., Храм Христа Спасителя) …

Понятия ответственности и свободы, которые стали ключевыми в теме нынешних Международных Рождественских образовательных чтений, актуальны во все времена. Именно безответственность в сочетании с алчностью и личностной свободой закономерно приводят к социальным кризисам, далее – к системным кризисам и цивилизационным катастрофам. И, чем выше технологический, цивилизационный уровень развития общества, тем более ценным становится понимание ответственности и свободы. Мы живём в условиях новой, казалось бы, высокой технократической цивилизации, но жизнь граждан, их личное благополучие и благополучие всего общества, всей страны постоянно и всё более часто подвергаются опасности и разрушению. Бытовая неустроенность, устаревшие коммуникации, невостребованность отечественной рабочей силы, талантов и интеллектуального опыта, проще говоря, человеческая ненужность, прогрессируют и притупляют гражданскую ответственность населения и профессиональную ответственность специалистов и должностных лиц.

Есть новые технологии, необходимые для экономики, но нет силы, способной дать толчок возрождению, а точнее, созданию новой экономики. Недостаточно лишь управленческой воли и средств, нужны кадры, специалисты в разных областях, способные созидать на благо общества; но десятилетиями были востребованы только менеджеры и юристы, цели которых были направлены на выгоду и уход от ответственности. Духовно-нравственная неразвитость гражданского общества, «фактор совести» стали тормозом на пути развития экономики, культуры, социокультурных отношений и становления благополучия России, в том числе взаимоотношений с другими государствами. Одного гражданского воспитания, предусмотренного в рамках области знаний «Обществознание», недостаточно. Законодательная и правоохранительная сферы постоянно развиваются, но правонарушители ещё более быстро научаются их обходить, причём во всё более «крупных размерах». Гражданское общество без духовных ориентиров зашло в тупик своего развития, и личность в современном мире не видит смыслов и перспектив своего бытия без духовной сферы.

Так сама жизнь вывела светское образование на освоение духовно-нравственного уровня, в область традиционного религиозного понимания ответственности и свободы, а также многих других ценностных категорий и понятий, которые имеются в православии.

В православной традиции ответственность и свобода понимаются, прежде всего, как ответственность перед Богом и свобода от греха. И теоретически понимаются так, и есть в истории и практический опыт, и личные примеры. И сегодня есть люди, которые сохраняют страх Божий, помня о неотвратимости духовного наказания за неправду, нечестность, излишества, тщеславие и не рассчитывая на свою исключительность, понимая, что духовный закон постоянен, неизменен для всех. Более того, в духовном законе более спрашивается с того, кому больше дано.

Изменилась и культура. Причём в отличие от светской культуры, которая уже третий десяток в целом переживает упадок, православная культура расцвела, я говорю о внешней православной культуре. Если в 1988 г. на территории всего СССР действовало только 22 православных монастыря, то уже в 1997 г. число монастырей увеличилось в 11 раз и достигло 242. А в феврале 2016 г., согласно отчётности Русской Православной Церкви, в России уже действовало 34 764 прихода, 926 православных монастырей (455 мужских и 471 женский). И в странах дальнего зарубежья действовали 891 приход и 56 монастырей Московского Патриархата, включая Русскую Православную Церковь Заграницей. Всего уже около 1000 православных монастырей.

Если говорить о храмах, то в Москве к 1987 г. действующими были 47 православных храма. А на 1 декабря 2018 г. действовали уже 1179 храмов и часовен, то есть их число увеличилось более чем в 25 раз. Это всё наша социальная и культурная реальность, влияющая на нашу жизнь в целом.

В язык возвращается духовная лексика, используется традиционный религиозный аппарат. В каждом доме теперь есть иконы, освящаются дома, квартиры и даже автомобили. Иконы, виды храмов, новые, обновлённые, или сохранившиеся исторические древние росписи каждый гражданин может видеть непосредственно в храмах, монастырях, в альбомах, журналах, в Интернете. Издано множество книг на религиозную тему. Всё это стало доступно каждому человеку. Молодёжь постоянно причащает детей. Передачи на телевидении, православные каналы, туристические поездки и многое другое создали среду, напоминающую о главном и способствующую главному – обожению человека, научению любить, жить, нести ответственность перед Богом, соединиться с Богом в непрерывном молитвенном общении. Этот опыт доступен всем, не только монашествующим, но и всем мирянам. Однако к этому уровню духовной практики ещё только предстоит подойти. Отсутствие веры и ответственности перед Богом – главная причина неудач всякого развития. Людей, которые назвали бы себя неверующими, практически нет. Произошло массовое признание реальности и укоренённости православия в нашей культуре, и это уже ни у кого не вызывает сомнений. Однозначно религия стала важной частью нашей внешней культуры. Но вера как ощущение реальности Божественного присутствия и необратимости действия духовного закона, осознание духовной ответственности всё-таки явление редкое.

И мы понимаем, что ещё очень далеко до исполнения пророчества Ф.М. Достоевского, который писал: «Не заключается ли всё, чего ищет русский народ в православии? Не в нём ли одном и правда, и спасение народа русского, а в будущих веках и для всего человечества? Не в православии ли одном сохранился Божественный лик Христа во всей чистоте? И может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придёт время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои».

Внешняя православная культура нам очень дорога, но это ещё не главное; вся её эстетика, гармония – лишь видимое отражение призывающей благодати на земле и напоминание о проявлении благодати в сотворчестве человека и Бога. Но святые ради стяжания благодати Святого Духа и соединения с Богом расставались даже с этой красотой православной культуры.

Потому что главное – это преображение внутреннего мира. Но это задача личного спасения. Система образования, ради которой мы сегодня главным образом здесь собрались, не может осуществлять спасение души человека, это прерогатива Господа по волеизъявлению самого человека; традиционно это осуществляется в Церкви. Но система образования может помочь и в Краснодарском крае она помогает молодёжи сориентироваться в мире разнородных духовных идей, и даже может способствовать укреплению веры, формирующей высшую мотивацию к духовной ответственности. Это, кроме духовного спасения и социализации самого человека, позволило бы значительно оздоровить общество и обеспечить ему существование в будущем.

Система образования и раньше ставила очень важные задачи, например, воспитывать любовь к людям, к окружающему миру. Но мир природы не изучен, не управляем, не очень-то предсказуем и опасен. А мир человеческий несправедлив, подчас очень жесток и непонятен с точки зрения социальной справедливости, тем более для детей и подростков. Информационность современной цивилизации усиливают проблему страданий и беспомощности перед несправедливостью мира. Человеческий мир становится справедливым только через духовные законы, только в целостном единстве с духовным миром. Только эта целостность даёт жизненность таким понятиям, как справедливость, возмездие, духовная закономерность, ответственность, прощение, и только через призму вечности можно понять вполне суть происходящих явлений в мире, в стране, в личной жизни.

Образование всегда включало и задачу формирования целостной картины мира. Но картина мира не является целостной, если не включает духовный мир, а представления о культуре, и мировой, и особенно отечественной, – неполноценны и поверхностны, если не включают знания о религиозных основах, поскольку 95% лучших произведений нашего искусства имеют духовную основу, религиозное назначение, содержание, религиозные смыслы; но и остальные достойные произведения не лишены идеологии, которая имеет связь с духовным миром.

Федеральные государственные образовательные стандарты в целом открывают возможности к созданию условий для совершенствования системы образования путём включения религиозно-познавательного содержания и духовно-нравственного воспитания. Причём опыт показал, что ознакомительный, поверхностный путь не подходит. Во-первых, он формирует ложное представление о формальности и примитивности религиозной жизни, а во-вторых, создаёт уверенность в избыточности получения знаний в этой области по прохождении обучения в течение, например, годичного курса и не нацеливает на «воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию», как того требует ФГОС. Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», по ФГОС, «должно обеспечить: знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве». Конечно, это очень важные, высокие и социально значимые задачи, и их решение невозможно без систематической ежегодной работы, и не просто в виде экскурсий, бесед или проектов, а нужна передача системы знаний по истории и догматике Церкви, по укоренённости религиозного опыта и мировоззрения в культуре.

Знания о религиях бесконечны и стали доступны в изобилии, но они различны до противоречивости по сути и разнородны по качеству. Понимая это, разработчики ФГОС ставят требования систематической работы по принципу преемственности программ всех уровней образования. При отсутствии системы в религиозно-познавательном образовании и духовно-нравственном воспитании результат будет отрицательный, поскольку неизбежно дублирование материала, отсутствие системы закрепления и повторения, расширения и углубления содержания, что неизбежно приведёт к раздражению и негативному отношению к этой области.

Поэтому ФГОС формирует ответственность дошкольных организаций и школьных учреждений за создание и реализацию соответствующих программ. Это делается впервые за всю историю отечественного образования, во всём мире не было таких попыток и такого опыта. А сегодня западные страны идут совсем в другом направлении, они заняты насильственным растлением детей и подростков под названием сексуального просвещения. Более того, они заняты ужесточением наказаний для родителей, не согласных с этим злом, вплоть до изымания ребёнка из семьи и лишения свободы для родителей.

Так что России не с кого брать пример, России необходимо созидать своё будущее самостоятельно, опираясь на прочные духовные традиции.

Давайте обобщим, на что нацеливают нас ФГОС. Прежде всего, это системность: все ФГОС (дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования устанавливают преемственность разных уровней образования и преемственность образовательных программ, обязательной частью которых является программа духовно-нравственного воспитания, а также преемственность учебных программ и программ разных форм внеурочной деятельности. Программа духовно-нравственного воспитания может охватывать урочную и внеурочную деятельность.

Признание традиционного понимания образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, т.е. определение воспитанию в образовании равноценного положения наряду с обучением, утверждение в содержании образования духовно-нравственного направления и выделение его в качестве приоритетного являются важным завоеванием современного образования.

И, конечно, очень важно, что основу духовно-нравственного направления составляют традиционные ценности, знания и традиционный религиозный опыт.

Все эти положительные завоевания современного образования изначально использовались в главной составляющей духовно-нравственного направления – курсе «Основы православной культуры» (ОПК). Курс ОПК с самого начала вышел за рамки учебного курса и стал решать важнейшую социальную функцию в обществе – объединяющую. Через систему образования, через ребёнка, соединились интеллектуальные, духовные, социальные интересы самых разных слоёв населения, самых разных возрастов, самых разных сфер деятельности. ОПК стали формой постоянного и систематического взаимодействия Церкви со школой и с государством, формой плотного сотрудничества, сотворчества, соработничества педагогической и родительской общественности с молодёжью в образовании – в этом целесообразно организованном процессе социализации каждого из его участников, каждого человека. Более того, это единственная систематическая форма соработничества Церкви с молодёжью через систему образования, а через эту систему – со всем обществом. Как отмечалось Владыкой Климентом, митрополитом Калужским и Боровским, и епископом Серафимом (Савостьяновым), положившими много сил на продвижение курса ОПК, Россия впервые переживает такой период, когда дети приводят родителей в Церковь для осознанной духовной жизни. Этот процесс наиболее активно проходил по всей стране в 2003-2008 гг.

Дети, которые сейчас обучаются по систематическому многолетнему курсу ОПК, представляют собой тот золотой фонд, который может составить действительно достойную элиту, интеллектуально и духовно развитую, способную служить обществу не за страх, а за совесть, жить честно и стоять за правду, заботиться о народе, относиться к другому, как к самому себе. И по своему интеллектуальному и духовно-нравственному развитию они могли бы стать в первых рядах созидателей новой экономики, об отсутствии которой сейчас печалится вся Россия.

Краснодарский край под руководством Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Екатеринодарского и Кубанского, в этом направлении оказался на сегодняшний день самым прогрессивным. Здесь осуществляется именно систематическая работа во всех городах Краснодарского края не только по организации экскурсий, развлекательных праздничных мероприятий, костюмированных действ, но сделана попытка организовать на территории всего Краснодарского края изучение систематического многолетнего курса ОПК. А это историко-культурологическое образование не только чрезвычайно ценно само по себе как основа патриотического образования, социально-культурного единства и общей культуры граждан, но и даёт недостающий материал для качественного образования по базовым предметам история, литература, русский язык, искусство. Эти ценностно ориентированные знания лежат в основе всего: обучения, развития, воспитания. Воспитание без овладения знаниями невозможно, бессмысленная подражательность вряд ли возможна и точно – не нужна. Для формирования личности важна мотивация поступков, действий, творчества, основанная на анализе и осознанном принятии научных и религиозных истин. Систематическое многолетнее образование поддерживает правильное направление развития личности, позволяет регулярно приобщаться к лучшим отечественным традициям, как требует того ФГОС, и соотносить исторические примеры духовной жизни со своим личным опытом.

Религиозная грамотность и воспитание чувства ответственности нужны не только для спасения в вечности. Без этих качеств отечественная культура не имеет перспектив. Вся история России состоит из примеров победы духа отдельных личностей, как рядовых тружеников, так и представителей элиты, которая с пелёнок воспитывалась ценить духовное выше материального, общественное – выше личного.

Через ОПК по нашей концепции и нашему УМК школы и детские сады получили возможность участвовать активно в сохранении единого социокультурного и образовательного пространства России и православного мира. Для этого во всех регионах и республиках необходимо создавать условия для распространения историко-культурологического и богословского содержания ОПК как универсального для всего православного и христианского мира. Региональное содержание должно развиваться с опорой на этот универсальный материал, а не вместо него, во избежание повторения трагедий, происходящих по всему миру, в том числе событий на Украине. Человечество, потерявшее ответственность перед Всевышним, обречено на гибель. У народов, ставших жертвой спекуляций обезумевших от алчности политиков и капиталистов, остался единственный спасительный и объединяющий ресурс – общая история христианства (со всеми её достижениями и ошибками) и культура как иллюстрация к ней. Это курс ОПК. К сожалению, не все это понимают. Чиновники региональные стараются из всего получить прибыль, для чего подчас препятствуют универсальному содержанию, заменяя его пособиями и проектами регионального значения, забывая или не понимая, что это последнее содержание нужно только при наличии универсального – исторического, общекультурного и неизменного богословского. Если не будет универсального православного стержня, всё региональное будет никому не нужно. Но в республиках РФ и в странах ближнего зарубежья даже запрещают преподавателям ОПК говорить о России, Москве, русской культуре. Только материальная помощь от России и награды от Московского Патриархата принимаются, а содержание, история и основы православной культуры, оказывается, у нас уже давно разные. С каких это пор? С нашей перестройки, оказывается, эти народы только родились на свет. Они исключили сами себя из мировой христианской истории, из православной традиции и культуры. Понятно, верхи делят капиталы и борются за власть, но народам, неужели всё равно, что когда уничтожаются их история и науки, что их отрезают от традиции, от русского языка, на котором они создавали свою национальную литературу, интеллектуально и культурно развивали своих детей, могли приобщать их к мировой культуре, передавать своим детям знания о философии, искусстве и т.п. Каждому человеку и народу дана свобода выбора на самоопределение, но нужно духовное образование, чтобы уметь анализировать происходящее и понять последствия своего выбора. Нам нужно учиться говорить друг другу правду, помогая исправлять свои ошибки, но сохранять единство Церкви. Москва – Третий Рим, малый или большой, это уже вторично, даже если и трагично; не Киев, не Минск, не Луганск, не Донбасс, не Владимир и не какой-либо другой самый славный город. А четвёртому не бывать.

А России ещё предстоит научиться заботиться о своём народе, а не жертвовать им, угождая другим, это несёт искушения, укореняет, возводит в норму ханжество и лицемерие и приводит к всеобщему разрушению нравов, духовного и социокультурного единства.

Руководство системой образования Краснодарского края, Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, и Государственное бюджетное образовательное учреждение «Институт развития образования Краснодарского края», очень верно организуют выполнение государственного а на духовно-нравственное воспитание, сочетая универсально и региональное содержание.

В нашем проекте мы отводим важнейшую роль государственному русскому языку, исходя из того, что именно язык является главным инструментом и основным средством передачи культуры и образования. Язык, лексика и понятийный аппарат – есть личная внутренняя среда каждого человека, это есть то пространство, в рамках которого возможно интеллектуальное, культурное, эстетическое, нравственное, эмоциональное развитие личности. Только эмоциональное и эстетическое восприятия возможны звуками и запахами как у животных, без слов, но развитие этих сфер личности без словесно-понятийной базы невозможны. Где кончается лексика, там кончается возможность развития, передачи культуры, знаний, осознанного воспитания.

Вспомним, Эллочку-людоедку, Эллочку Щукину, персонаж сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Словарь Эллочки-людоедки составлял 30 слов, но ими она могла выразить практически любую свою мысль. Потому что в этом интеллектуальном пространстве просто мыслей не могло быть много. И, конечно, она бы никогда не поверила, что она духовно неразвитое существо. Она бы просто не поняла, о чём идёт речь.

А вот другой пример. Московские суворовцы поздравляют меня и, наверное, многих из вас с праздниками. Они так пишут:

«Крещение – светлый праздник нашего просвещения, отречения от злых и тёмных сил, сочетания и присяги в верности Господу нашему Иисусу Христу.

Принимая Святое Крещение мы нарекаемся воинами Христовыми и клянёмся служить Господу не щадя своих сил и самой жизни, вести брань с миродержителями тьмы века сего, духами злобы.

А для сего приимем Всеоружие Божие, дабы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Станем, препоясавшись истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмём щит веры, которым возможем угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмём, и меч духовный, который есть Слово Божие».

Таким языком мыслят и излагают свои пожелания Московские Суворовцы.

Вспоминается знаменитое выражение Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

С дошкольного образования в курсе ОПК мы вводим духовно-нравственную и культурологическую лексику, закрепляем, активизируем её, выстраиваем синонимические ряды, эмоционально окрашиваем их в положительные, светлые тона. Продолжаем работу в начальной школе, закрепляем полученные знания, расширяем, углубляем их, помогаем понять слова глубокого духовного и социально-культурного значения – «культура», «народ», «созидатель» и др. Даём представление о духовной лексике, о церковнославянском языке как сокровищнице духовной лексики и о Церкви как её хранительнице. Формируем почтительное отношение к русскому языку. А в 5 классе детей ждёт особенный УМК «Основы духовности языка», в рамках которого детям открывается особое значение языка, русского языка, отношение к нему великих людей, писателей, учёных. И открывается детям, что вся мудрость нашего языка является цитатами из Священного Писания. Если дети изучали ОПК, то они многое вспоминают, анализируют, но многое для них – новое, и это мотивирует их к дальнейшему изучению религиозно-познавательного курса. А если дети не изучали ОПК, важно, чтобы они поняли, что вообще ещё не прикоснулись к духовной сокровищнице нашей культуры и не знают русского языка, и формируется мотивация к дальнейшему образованию. И формируется интерес и мотивация к освоению церковнославянского языка в доступном и необходимом объёме, дети пользуются им в чтении, переводе, знакомятся с истоками высокого литературного стиля, новыми поэтическими произведениями и их авторами. И, конечно, читают и переводят материалы к православным праздникам. Если дети изучали ОПК ранее, то это для них повторение, расширение знаний и углубление смыслов, а если не изучали – то это первое раскрытие содержания событий.

Когда-то поднимался вопрос о переводе богослужения на русский язык, и делались соответствующие попытки, якобы по причине непонимания языка верующими. Но это была катастрофически коварная затея, и не только для Церкви, но и для всей русской культуры и интеллектуальных возможностей граждан России. Понимание этой проблемы вызвало к жизни наш УМК для 5 класса «Основы духовности языка», который выполняет сегодня очень важную роль – сохранение качества русского языка, государственного языка, и сохранение способности русского народа к дальнейшему развитию высокой творческой культуры и духовному и интеллектуальному развитию. Более того, этот УМК «Основы духовности языка» скромными образовательными средствами постепенно способствует устранению причины к расколу в Церкви по вопросу перевода богослужения на русский язык. А мы знаем, как болезненно реагирует православное общество у нас и во всём мире на попытки подорвать традиции богослужения на церковнославянском языке и празднования церковных событий по юлианскому календарю. Изучение церковнославянского языка доступно теперь всем в течение одного года, а более, как показал наш опыт, и не требуется. Неправославным детям полученные знания полезны для понимания культуры, в более старших классах – литературы, а детям православным, кроме этого, понятны основные молитвы, содержание богослужения, в своей жизни полученные знания используются и поддерживаются. Это разумный, компактный и эффективный подход. Более длительное и углублённое изучение церковнославянского языка в школе нецелесообразно, поскольку не соответствует школьному возрасту, перегружает и раздражает детей грамматикой церковнославянского языка, которая им не потребуется в личной даже духовной практике. Важнее поддерживать понимание духовных смыслов священных текстов, практику использования церковнославянских текстов, произведений высокого литературного стиля, исторических документов и формировать речевую культуру.

УМК «Основы духовности языка» удобен тем, что он подходит всем, кто изучал ОПК и другие модули в рамках комплексного курса ОРКиСЭ только потому, что этот раздел посвящён государственному языку – русскому языку, качество которого необходимо всем без исключения для их интеллектуального и общекультурного развития и грамотности.

Но никакое образование невозможно без учебников, учебных, развивающих, программных и методических пособий. Поэтому важнейшим условием успешности духовно-нравственного направления является наличие и развитие УМК. Наш УМК сегодня насчитывает более 70 пособий, это учебник по Федеральному курсу, учебные пособия, методические пособия, рабочие тетради, хрестоматии, демонстрационные материалы и развивающие тесты к ним. Разработкой занимается Межрегиональный общественный фонд содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры». Издание пособий нашего УМК осуществляют несколько издательств. Более рентабельные пособия издают коммерческие издательства, а УМК, обеспечивающий систематический многолетний курс ОПК по непрерывному образованию «д/сад – школа», издаётся исключительно Фондом «ОПК». К проекту подключалось несколько коммерческих издательств, но не смогли его вести в силу нерентабельности. Поэтому проект возможен исключительно при дотационных условиях.

Межрегиональный общественный фонд содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры» входит в Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (см. № 7 в Перечне организаций, утверждённом Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 г. № 699).

На сегодня изданы учебные пособия для д/сада, начальной школы, основной школы, то есть, включая 9 кл., для которого издано учебное пособие и рабочая тетрадь. Надо сказать, что введение систематического многолетнего курса ОПК в Краснодарском крае заставило нас внести изменения в наш проект. Если дети на дошкольном уровне образования, в начальной и основной школе изучали ОПК, то логично в старших классах знакомить их с конфессиональной картиной мира. Но в Краснодарском крае курс ОПК введён «год – в год», поэтому мы для 10-11 кл. параллельно с «Конфессиональной картиной мира» введём ещё один модуль ОПК. То есть будет два модуля по выбору классов, школ: «Основы православной культуры» и «Конфессиональная картина мира».

В детских садах развитие ОПК идёт медленнее в целом по стране. В 2015 году мы рассылали по всей России комплекты по президентскому гранту, многие д/сады так и берегут эти образцы, считая, что достаточно иногда их показать детям и комиссии. Это неверная позиция. В д/саду нужно создавать среду, чтобы красивые книжки по ОПК, с иконами, с фотографиями святых и исторических мест, с видами наших храмов, построенных в честь тех или иных евангельских событий, с репродукциями картин на евангельские темы были в книжном уголке хотя бы по 2 экз., чтобы дети сами могли ими пользоваться, друг другу пересказывать, играя роль воспитателей и родителей. В таких ролевых играх дети имели бы возможность закреплять благочестивое отношение к этим книгам, благоговейное отношение к иконам, святым именам, как это демонстрируют взрослые. И, конечно, огромную развивающую функцию могли бы выполнять наши рабочие тетради для индивидуальной работы. Ведь даже считать, сравнивать величину, узнавать форму, цвета можно на мячах, паучках, червячках, а можно на храмах, куполах, иконах, на праздничных композициях. Есть альбом «Интересно устроен мир» для индивидуальной работы, в котором дети начинают соотносить православные праздники с временами года и друг с другом по времени празднования и содержанию, находят среди красочных красивых икон соответствующую каждому празднику икону, вырезают её, наклеивают в рамочку, специально подготовленную для каждого праздника, выполняют разнообразные задания, раскрашивают праздничные композиции. Иконы рано входит в жизнь детей с нашими пособиями. Мы приучаем к уважительному отношению к традициям и благоговейному, почтительному отношению к святыням. Поэтому никогда не предлагаем раскрашивать образы святых, лики, дети раскрашивают только рамки икон и праздничные композиции, храмы. Это и есть создание условия для приобщения к отечественным духовным традициям и формирование образовательной среды, воспитывающей и развивающей духовно, интеллектуально, эстетически.

В нашем проекте много стихов, которые развивают речь, формируют нравственную личность, обогащают словарь лексикой духовного и культурологического содержания и активизирует эти особенные в жизни каждого гражданина слова. Через ОПК с обществом говорят святые проповедники истины, Евангелие, и Сам Христос; и любознательные атеисты тоже не обделены, через ОПК с ними говорят – история, культура, литература, искусство, христианская философия, этика.

Систематический многолетний курс ОПК по непрерывному образованию «д/сад – школа» в наибольшей степени выполняет государственный заказ – формирует национальный воспитательный идеал: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.

Благодарю за внимание!

Источник