Неуловимые в Ялте: как снимали один из самых кассовых фильмов 60-х

КультураСобытия

50 лет назад состоялась премьера одного из самых популярных приключенческих советских фильмов для подростков

Фильм 31-летнего режиссера Эдмонда Кеосаяна о приключениях четверки подростков в годы гражданской войны «выстрелил» так, как не ожидали этого ни его заказчики, ни сами создатели. Картину с перестрелками и погонями, адресованную полвека назад юным зрителям, с не меньшим интересом смотрели и их родители.

При стоимости сеансов от 10 до 20 копеек затраты на кинопроизводство (520 тыс. рублей) окупились уже к концу третьей недели со дня премьеры. Всего же за год проката фильм «Неуловимые мстители» (1967) посмотрело 54,5 млн. зрителей! Во всех дворах от Калининграда до Владивостока игры в «наших против фашистов» временно отошли на второй план – детвора надолго заболела «мстителями»…

Новые приключения

Действие второго фильма уже на исходе Гражданской войны. Красные дожимают белых, которые еще удерживают Крым. Завязка начинается с «авиационного происшествия». Наша «великолепная четверка» красноармейцев, возвращаясь с очередного разведывательного задания, не только замечает аэроплан, но умудряется его подстрелить. В планшете сбитого летчика оказались секретные документы с упоминанием оборонительных укреплений белогвардейцев вокруг полуострова. «Неуловимым» поручают практически невыполнимую миссию: пробраться в штаб Белой армии и вскрыть сейф в кабинете начальника контрразведки полковника Кудасова, где хранится план укрепрайона. Герои отправляются в приморский город, который находится под контролем барона Врангеля…

Первый фильм трилогии «Неуловимые мстители» (1967) был снят в павильонах «Мосфильма» и в Новой Каховке. А уже в «Новых приключениях» (1968), за исключением эпизода с аэропланом, вся натура – крымская. Ялта по сценарию стала «южным городом», в котором хозяйничали белогвардейцы. Большинство эпизодов, в том числе с погонями и перестрелкой, снимали практически в центре города.

– Съемки продолжались и летом, когда уже начался курортный сезон, — рассказывает помощник режиссера по работе с массовкой Тамара Жемчугова-Бутырская. – Поэтому вокруг нас всегда было народу – как на первомайских парадах. И большинство же приезжие, которые первый раз в жизни видели, как снимают кино: они забывали о пляже и море и днями напролет стояли за оцеплением. Узнавали, где будут съемки, и с рассвета дежурили, чтобы занять места. Ассистентам режиссера приходилось дирижировать толпой, чтобы добиться тишины перед съемкой кадра!

Из ялтинцев в массовках было задействовано всего около 30 человек, которым платили по 1,50 руб. за день. Люди в фасонах начала ХХ в. расхаживали в городском парке, по набережной и у входа в гостиницу «Крым», где снимали штаб контрразведки. Кстати, брусчатка там из резины — перед съемками ее выкладывали квадратами, как покрытие на беговых дорожках стадиона. К слову, вторая крымская часть – премьера которой состоялась 4 ноября 1968 года оказалась самой успешной. «Новые приключения неуловимых» за год проката посмотрели 66 199 996 человек. С такой кассой нельзя было отказаться от продолжения – зрители требовали! И 13 декабря 1971 года вышел третий фильм «Корона Российской империи, или Снова неуловимые». Результат был скромнее, но тоже впечатляющий – 60,8 млн. зрителей. В этом фильме уже появилась Одесса с эпизодами в катакомбах и на теплоходе «Глория» (это был круизный лайнер «Грузия»). Еще раз собирались снимать в Новой Каховке, но из-за холерного карантина там пришлось снаряжать экспедицию в Узбекистан — за басмачами.

Простые суперзвезды

На волне ошеломительного успеха Кеосаяну пришлось отложить в сторону сценарий серьезного кино «Антарктида – далекая страна», который ему предложили два Андрея – Тарковский и Кончаловский, и взяться за продолжение приключений «Неуловимых». На съемки второго – самого успешного и зрелищного фильма из трилогии – группа «Мосфильма» прибыла в Ялту 10 апреля 68-го. Витя Косых (Данька Щусь), Миша Метелкин (Валерка Мещеряков), Вася Васильев (Яшка-цыган) и Валя Курдюкова (Ксанка Щусь) уже были в ранге всесоюзных звезд, они даже побывали за границей – на премьере фильма в ГДР. Так что спокойно прогуляться по ялтинской набережной не получалось – актеры сразу же попадали в окружение толпы. Свободное время (а его было в обрез – смены по 8—10 часов чередовались с тренировками) ребята коротали в гостинице «Ореанда».

Ялтинскому актеру и каскадеру Сергею Силкину тогда было 11 лет, и ему удалось перезнакомиться со всеми «мстителями».

– С доступом к ним мне помогла моя мама, – вспоминает Сергей. – Она отвечала за массовку, поэтому я мог с ребятами общаться на съемочной площадке. Ни у кого из них даже намека на звездную болезнь не было – это тот случай, когда герой киноэкрана при встрече в жизни не разочаровывает как человек. Они жили этим фильмом, за кадром оставались такой же дружной компанией и откликались на имена своих персонажей, как будто, так и было записано в их паспортах.

Мы жили тогда недалеко от «Ореанды», и когда я утром пробегал к морю искупаться, видел, как вся четверка сидела на большом, открытом балконе гостиницы, – я махал им рукой, а они мне в ответ. Особенно я сдружился с Данькой – Витей Косых. Даже сносил его пару джинсов до дыр – правда, это было уже в начале 70-х. Мы с ним как-то встретились в варьете «Ницца», где я был завсегдатаем, и он попросил меня помочь ему «толкнуть» десять пар джинсов «Wrangler». За один вечер все ушло по 150 рублей за пару – ну и одну он мне подарил. Витя крутился как мог – богатыми они ведь не стали после кассового успеха «Неуловимых» – это не Голливуд. Им, по сути, заплатили копейки (Метелкин за 78 съемочных дней получил 612 руб., Косых с более высоким актерским тарифом – 900 руб. за 46 дней. – прим. авт.), хотя несовершеннолетние еще ребята реально рисковали в некоторых случаях жизнью – об этом я сужу как профессионал – без дублеров играя в сложных трюковых сценах.

Минута славы

Мелькнувшая в нескольких эпизодах тогда еще ученица ялтинского музучилища Наталия Башкирова (сейчас живет в Испании) до сих пор помнит, как снялась в фильме:

– Я до этого уже снималась в сказке Александра Роу «Варвара Краса – длинная коса», и тут снова представился случай окунуться в атмосферу съемок. Мне пришлось не только в платьях дефилировать по набережной возле гостиницы «Ореанда» и спускаться по лестнице, но и поучаствовать в массовке на Ай-Петри – я скакала верхом на коне в форме красноармейца! На меня тогда обратил внимание режиссер, и я помню его слова: «Вам надо серьезно попробовать себя в кино». А Борис Сичкин даже пытался приударить за мной, флиртовал, зазывал вечерами в кафе. Он без конца балагурил, как и его Буба в фильме, но глаза у него при этом были грустные-грустные…

Феноменальный прыжок со скалы Дива вместо Яшки-цыгана исполнил житель Симеиза – Анатолий Гаевой. Среди каскадеров «Мосфильма» желающих не нашлось.

– У скалы есть свойство притягивать, поэтому нужно досконально знать амплитуду прыжка, – поясняет замдиректора ялтинского объединения «Кино-трюк» Константин Наумов. – Лишь единицы отваживались на прыжки с такой высоты – Толик был из таких. «Курок» (так называют скалолазы выступ на скале. – прим. авт.) Дивы – это 26 м. У Гаевого было два дубля…

За каждую попытку ему заплатили по 50 руб. как за сложный трюк по ставке для «профи». Гаевой был знаменит на ЮБК – нырял со скал на спор за так или за деньги перед публикой, даже с площадки «Ласточкиного гнезда». Слава его сгубила, погиб молодым в начале 70-х – разбился.

Ужас Крамарова и обаяние Сичкина

В богатом на киноляпы и скудном на афоризмы советском «истерне» персонажу Савелия Крамарова принадлежат самая цитируемая реплика «А вдоль дороги мертвые с косами стоят – и тишина!» и выкрик «Нечистая!». Именно в Ялте актер познал дурную сторону славы: каждый раз, как только он решался на прогулку по городу, обязательно находились – среди детей и взрослых – те, которые по одиночке и хором кричали ему вослед: «Нечистая!». Крамарова это быстро доконало, и он после съемок не покидал стен гостиницы.

Роль Бубы Касторского в исполнении Сичкина стала настоящим украшением фильма. Его куплеты «Я из Одессы, здрасьте» распевала вся страна. На съемках в Ялте он был очарован Крымом и признавался в застольных беседах: «Если бы я не был киевлянином по рождению и одесситом по состоянию души, обязательно купил бы себе домик у моря, где-нибудь в Гурзуфе». Каждый, кому в те дни удалось познакомиться и пообщаться с Борисом Михайловичем, позже под впечатлением от его бесподобного обаяния рассказывал: «Да, многих я видел – и всех «мстителей», и Джигарханяна, но по-настоящему подружился только с Борей Сичкиным». В наши дни, такая же история происходит с народным артистом Виктором Сухоруковым – каждый после общения с ним очарован невероятной силой простоты и обаяния…

Между тем

Как сложились судьбы “великолепной четверки”

  • Только у Виктора Косых (Данька) сложилась актерская карьера после «Неуловимых» – он снялся еще в 40 фильмах. Правда, ни одна из последующих ролей не затмила его юношеской кинославы – до последних дней жизни (умер 22 декабря 2011 г.) для народа он так и оставался Данькой.

  • Василий Васильев (Яшка-цыган) сейчас живет в Твери и остается самым известным киноцыганом, со славой которого может сравниться лишь Будулай. Ни одна из ролей, которые ему предлагали позже, так его и не заинтересовала. Он мечтал еще раз собрать всю четверку на съемочной площадке и снять продолжение повзрослевших «Неуловимых» – уже на фронтах Великой Отечественной.

  • Валентина Курдюкова (Ксанка) тайно была влюблена в Яшку, но так и не нашла в себе смелости ему в этом признаться. А после киноэпопеи нашла себе другого цыгана – певца Бориса Сандуленко, и посвятила свою жизнь семье. Она никогда больше не снималась. Живет по-прежнему в Москве, работала буфетчицей и продавцом в булочной.

  • Михаил Метелкин (Валерка) снялся еще в трех фильмах («На пути к Ленину», «Когда наступает сентябрь», «Не хочу быть взрослым»), роли в которых так и остались в тени Валерки. Он пробовал себя и на режиссерском поприще, но также без особого успеха. Хотя эти навыки пригодились ему при создании в конце 80-х рекламных роликов для ТВ. Сейчас он в Москве занимается документальным кино.

Справка МК

Красные дьяволята

Создатели трех фильмов о неуловимых мстителях отталкивались в своих поисках от повести Павла Бляхина «Красные дьяволята» и ее экранизации. Книгу Павел Андреевич написал, как он рассказывал, за месяц в вагоне-теплушке по пути из Костромы в Баку. Тогда, в 1921-м, ему было 35 лет, и он являлся ответственным секретарем Костромского губкома РКП(б). А до этого Бляхин отличился, как председатель губернского ревкома в Одессе, потом в Екатеринославе, принимал участие в разгроме подразделений «батьки Махно». То есть время свое знал со всеми вытекающими и всей подноготной. «О боевых делах и приключениях тройки юных героев, прозванных «красными дьяволятами», я и написал свою первую повесть, – отмечал позже Павел Бляхин. – Она была издана в Баку в 1922 году. Это была одна из первых книг о гражданской войне, кровавый след которой еще не успел остыть. Наши юные читатели горячо приняли книгу. В 1923 году вышел в свет кинофильм «Красные дьяволята», поставленный в Грузии по моей повести и сценарию режиссером Иваном Перестиани. Советские зрители, особенно молодежь и дети, встретили фильм с восторгом и немедленно отозвались сотнями писем на имя командарма Первой Конной армии С.М. Буденного с просьбами принять их добровольцами, как «красных дьяволят». Многие просили товарища Буденного сообщить им и точные адреса этой тройки. В некоторых клубах появились группы «красных дьяволят»…»

У Бляхина главные герои – юные разведчики Миша и Дуняша, которым помогает следопыт-китаец Ю-ю. Но в сценарии к фильму Перестиани вместо китайца на замену выходит негр – темнокожий уличный акробат Том Джексон. Корректива была обусловлена осложнившимися тогда советско-китайскими отношениями! А у Эдмонда Кеосояна в «Неуловимых» роль такого экзотического ловкача отведена Яшке-цыгану.

Источник