Казус Пеньковского

ИсторияСобытия

«Главный советский предатель» работал на ЦРУ по заданию советской разведки?

Пятьдесят шесть лет назад, в октябре 1962 года, сотрудники Второго главного управления КГБ (контрразведка) задержали по обвинению в шпионаже полковника ГРУ Олега Пеньковского. В ходе последовавшего вскоре судебного процесса стало известно, что всего за год Пеньковский передал американцам и англичанам массу совершенно секретных сведений о советской ракетной технике. Приговором для Пеньковского стала смертная казнь.

Однако всё больше исследователей склоняются к версии – похоже, что Пеньковский был вовсе не иудой-шпионом, а двойным агентом, специально подставленным советской разведкой ЦРУ и МИ-6. Итогом же его «предательства» стало то, что СССР смог предотвратить войну с Соединёнными Штатами.

Пожалуй, мало кто из соотечественников старшего поколения не знает фамилию Пеньковского. Суд над ним мало того что проходил открыто – центральные газеты регулярно печатали репортажи из зала суда, а по окончании процесса стенограмма заседаний была отпечатана стотысячным тиражом и направлена для коллективного обсуждения в вузы и на заводы. Граждане заслуженно клеймили предателя, а заодно и американцев с англичанами, замаравших шпионажем даже могилу Есенина на Ваганьковском кладбище: надгробие поэта использовалось для передачи микроплёнок связному из посольства США.

Дело Пеньковского давно стало историей. И вот теперь, спустя более полувека, крепнет предположение, что настоящая правда о шпионском скандале, похоже, всё ещё хранится за семью печатями.

Слуга трёх господ

Что известно о Пеньковском? В целом суд вроде бы не оставил никаких особых тайн. Родился в 1919 году, окончил артиллерийское училище, прошёл войну. Воевал геройски – заслужил пять орденов, в том числе престижнейший орден Александра Невского. В 30 лет стал полковником. После победы работал на ответственных должностях в Министерстве обороны, а после в Государственном научно-техническом комитете. Подробности трудовой биографии Пеньковского стали, пожалуй, единственным секретом, который суд обошёл стороной. Нельзя же было рассказать всему миру, что подсудимый в недавнем прошлом – старший офицер Главного разведывательного управления Генерального штаба и даже резидент ГРУ в Турции. Во-первых, само существование военной разведки считалось тайной. Во-вторых, тогда сложно было бы объяснить характеристику Пеньковского – морально неустойчив, чересчур любит деньги и алкоголь. Именно эти склонности, как заявлялось, и толкнули его к предательству.

Первую попытку выйти на контакт Пеньковский предпринял в августе 1960 года: на Красной площади подошёл к американским студентам, попросив передать в американское посольство «очень ценное письмо». В конверте лежало предложение о сотрудничестве с ЦРУ и описание того, как именно месяцем раньше советским ракетчикам удалось сбить над Уралом американский самолёт-разведчик. Письмо было доставлено в ЦРУ. Там, как писал историк американских спецслужб Дэвид Хоффман, решили вступить в контакт с Пеньковским. В Москву был направлен специальный агент, однако по приезде он сорвался, запил и провалил операцию. В итоге Пеньковскому пришлось несколько раз повторять попытку, пока в апреле он не вышел на британского коммерсанта Гревилла Винна, связанного с английской разведкой. Тот тут же сообщил МИ-6 о советском разведчике, желающем за деньги продать военные секреты. Англичане, в свою очередь, связались с ЦРУ, решив разрабатывать перспективный источник вместе.

Впрочем, речь шла не только о деньгах. Пеньковский поставил условие: ему обеспечат гражданство и офицерский чин. «Работодатели» согласились – во время одной из встреч Пеньковский сфотографировался в специально пошитом для него английском и американском мундирах. Встречи проходили в Лондоне и Париже – будучи сотрудником Государственного научно-технического комитета, Пеньковский часто выезжал за границу.

«Пеньковский провёл с сотрудниками британской и американской разведок 140 часов в прокуренных гостиничных номерах, – писал Хоффман. – Он также доставил 111 катушек отснятой фотоплёнки. С помощью крохотной фотокамеры Minox он отснял в Москве больше 5 тыс. страниц секретных документов, почти все они были взяты из библиотек ГРУ. Пеньковский предоставил экземпляры почти всех номеров журнала «Военная мысль», где советские генералы обсуждали концепцию войны в ядерную эпоху. Кроме того, данные Пеньковского опровергли миф о том, что СССР выпускает межконтинентальные баллистические ракеты как сосиски, чем хвастался Хрущёв. Пеньковский был самым результативным агентом за всю историю операций США в Советском Союзе».

Микроплёнки в шоколаде

Главной заслугой Пеньковского за рубежом называют как раз его участие в разрешении Карибского кризиса. Именно он сообщил о доставке на Кубу советских ракет, после чего Кеннеди решил не доводить дело до войны с СССР и оставить Кубу в покое. Кроме того, летом 1961 года Пеньковский передал сведения о том, что Москва не собирается захватывать Западный Берлин. Благодаря этому в США Пеньковский после своей казни получил прозвище «Шпион, который спас мир».

Хотя миротворцем он был весьма условным. В книгах о Пеньковском подчёркивается, что он настырно предлагал ЦРУ и МИ-6 использовать его для проведения террористических актов. «Он хотел разместить в Москве 29 маленьких ядерных зарядов, распределив их случайным образом в разных местах города в чемоданах или мусорных баках. Соединённые Штаты должны были предоставить заряды, проинструктировать, как приваривать их ко дну мусорного бака, и выдать детонатор. С немалым трудом его удалось отговорить от этой затеи», – пишет Хоффман. Другим вкладом Пеньковского в борьбу с СССР называют то, что он якобы раскрыл американцам и англичанам личности то ли 400, то ли 600 советских разведчиков.

И всё это за год шпионажа! Своим кураторам Пеньковский объяснял, что доступ к совершенно секретным данным он получает благодаря хорошему знакомству с главным маршалом артиллерии Варенцовым, у которого он когда-то служил адъютантом. Кроме того, во время поездки в Париж он сопровождал жену и дочь главы ГРУ Серова, после чего вроде как завязал знакомство с ним самим. Впрочем, глава контрразведывательной службы ЦРУ Джеймс Энглтон предполагал, что Пеньковский может что-то скрывать, предлагая проверить его на детекторе лжи, однако в Лэнгли решили, что такая проверка обидит ценного агента.

Доверие к Пеньковскому и правда было немалым. Его связником в Москве помимо Гревилла Винна стала Джанет Чизхолм, жена главы британской резидентуры МИ-6. Вместе со своими тремя детьми и беременная четвёртым Чизхолм выходила гулять на улицы столицы, где её «случайно» встречал Пеньковский. Микроплёнки передавались в коробке шоколада в виде «подарка детям».

Чизхолм, по одной из версий, и «спалила» Пеньковского. Следившая за всеми работниками посольств контрразведка КГБ отметила контакт, после чего полковника взяли в разработку. В потолке его квартиры была просверлена дырка, через которую камера снимала, как Пеньковский фотографирует секретные документы. Другая камера была расположена под окном и выдвигалась по сигналу. 22 октября 1962 года Пеньковский был задержан. Чизхолм просто выслали из СССР, а вот Винну не поздоровилось – его арестовали и судили вместе с Пеньковским. Дали восемь лет, однако вскоре обменяли на задержанного британцами легендарного нелегала Конона Молодого. Пеньковского же простыл и след. 17 мая 1963 года газеты опубликовали сообщение ТАСС о том, что вынесенный предателю приговор приведён в исполнение. Имя Пеньковского надолго стало символом предательства.

Расстрела не было?

Почему же возникли подозрения, что Пеньковский на деле мог быть вовсе не суперпредателем, а супергероем? Об этом, в частности, пишет ветеран КГБ Анатолий Максимов. В конце 60-х Максимов по заданию руководства сам стал двойным агентом, согласившись работать на канадскую разведку и ЦРУ. Вот он и обращает внимание – его подводили к вербовке точно по тому же сценарию, как это случилось с Пеньковским: заинтересовать собой, инспирировать мотивы возможного сотрудничества, показать наличие доступа к информации, выдвинуть условия получения гражданства на Западе. Ну, в самом деле, пишет Максимов, попытка Пеньковского выйти на контакт – это детский сад. Он должен был знать, что за всеми иностранцами тщательно следят – хотел бы остаться незамеченным, выбрал бы другой способ. Так что это была явная показная игра. Удивляет и мотив. Ранняя биография Пеньковского показывает его как умного, храброго и дисциплинированного офицера. А тут он вдруг становится «морально неустойчивым» скрягой и алкоголиком. Когда-то ему, Максимову, тоже приказали изображать охочего до лёгких денег жмота, на что и клюнули канадцы.

Обращает ветеран внимание и на такой факт. Государственный научно-технический комитет был крышей для советских разведчиков, выезжавших заниматься промышленным шпионажем. Поэтому через руки Пеньковского проходили документы на десятки сотрудников научно-технической разведки. Если он выдал их всех ЦРУ, американцы не могли оставить чекистов без внимания. Однако Максимов указывает, что ему известны десятки оформлявшихся у Пеньковского разведчиков, которые затем успешно работали в зарубежных командировках. Он и сам общался с Пеньковским – разве ЦРУ согласилось бы на его вербовку? После того как предатель из ГРУ Попов убежал к американцам и выдал множество своих коллег, их тут же выслали. А после Пеньковского – тишина. Не странно ли?

Вот и те 5 тыс. секретных документов тоже вызывают вопросы. «Более глубокий взгляд на их содержание говорит, что эти сведения были малоэффективны. Они подтверждали уже известные данные – о ракетах на Кубе или о размещении некоторых баллистических ракет в СССР, обнаруженных американским спутником-шпионом», рассуждает Максимов. При этом в ответ Пеньковский настойчиво просит американцев дать ему миниатюрные ядерные заряды. Он что, с ума сошёл? Он шпион, а не одержимый злобой террорист. Может быть, причина в том, что советская промышленность в то время не могла изготавливать такие и требовалось получить образец?

Аналогичная история и с условием получения гражданства. Для чего ему американский паспорт в Советском Союзе? Однако именно такое же требование сам Максимов по заданию начальства поставил канадцам. Благодаря этому по окончании операции удалось скомпрометировать правительство Канады: мол, вербовка советских граждан – это политика официальной власти, а не эксцесс рядового агента. В итоге грянул скандал, и руководство разведки ушло в отставку. Так что желание Пеньковского сфотографироваться в иностранных мундирах из этой же серии. А главное – информация, которую передавал Пеньковский, вообще не могла ему быть доступна никоим образом. Стало быть, имела место дезинформация. Но зачем?

«В противостоянии двух миров в начале 60-х годов моя страна в научно-техническом отношении проигрывала Западу, – выдвигает Максимов свою версию. – Требовалась дерзкая и убедительная акция по дезинформации противника. Пеньковский – двойной агент убаюкивал подозрения Запада в отношении «ракетного отставания» советской стороны на тот период». Как итог – США отказались от плана превентивного удара по СССР. О том, что на самом деле представляют собой советские баллистические ракеты, американцы узнали, когда уже было поздно. Удалась и дезинформация в случае с Берлином. Пеньковский сообщил, что воевать СССР не намерен, но при этом американцы не узнали главного – что западный сектор немецкой столицы будет блокирован и окружён стеной.

Ничего удивительного тут нет – похожие операции советская разведка не раз проводила и прежде. Вспомнить тот же «Монастырь», когда с помощью двойного агента удалось обмануть Гитлера и выиграть Сталинградскую битву.

Ну и ещё один козырь: уже после суда и расстрела Пеньковского его семья не то что не пострадала, больше того – дочь расстрелянного и ославленного на всю страну предателя взяли на работу в КГБ! Можно ли представить такое? В связи с этим порой звучат вопросы: а точно ли расстреляли Пеньковского? Кто-то считает, что его на самом деле «зачистили». Слишком много знал. Наградой же ему за заслуги стало благополучие семьи. Хотя есть и другая версия: казнь случилась только на бумаге, а сам Пеньковский жил ещё долго и счастливо. А что, «расстреляли» же в 1925 году двойного агента Тойво Вяхю, благодаря которому удалось выманить в СССР английского разведчика Сиднея Рейли. Только через 40 лет КГБ признался, что казнь была фиктивной, а сам Вяхя под именем Ивана Пет-рова служил всё это время на Дальнем Востоке. Может, однажды что-то станет известно и про Пеньковского?

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula