Демографическая яма под высшим образованием

ОбразованиеСобытия

Школьный зигзаг: выпускников 2018 года катастрофически мало, а начальная школа оказалась не готова к бурному притоку школьников …

Демографическая проблема повзрослела.

В 1990-е годы ситуация описывалась формулой «рожают всё меньше». Суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на 1 женщину в фертильном возрасте) снизился с 1,892 в 1990-м до 1,157 в 1999-м. С 2000 года коэффициент начал расти, правда, не слишком уверенно. Лучшее значение было в 2015 году (1,777), в 2017-м похуже – 1,621. Дно демографической ямы, таким образом, пришлось на 1999 год. Тогда родилось всего 1214 тысяч детей (для сравнения 2015-м году – 1944 тыс.). Но дети растут, и вот теперь то поколение выросло.

Процесс взросления прошёлся статистическим бульдозером через школу и теперь дошёл до вузов. Правительство России опубликовало Доклад о реализации государственной политики в сфере образования за 2017 год. В нём есть показательные цифры. За последние 17 лет (с 2000 по 2017/2018 учебный год) численность школьников сократилась более чем на 21,7%. Меньше школьников – меньше абитуриентов. Прогнозная численность студентов вузов в 2018/2019 учебном году может составить около 4,3 млн. человек, снизившись более чем на 40% по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (тогда было 7,4 млн. человек).

Последние десять лет сокращающееся количество учеников было вызовом для системы школьного образования, которой как-то приходилось к этому адаптироваться. Теперь ту же проблему решают вузы. Государство поддерживает доступность высшего образования приблизительно на одном и том же уровне (2014-2017 гг. – 57%), т.е. каждый второй выпускник может попасть на бюджетное обучение. Но самих мест становится меньше. Вузы, находящиеся на подушевом финансировании, должны каким-то образом реагировать на снижение доходной базы. Какие-то вузы закрываются, какие-то сокращают преподавательский состав. За 2017 г. количество педагогических работников в вузах сократилось с 261 тыс. до 245,1 тыс. человек.

Вузам необходимо как-то менять свою политику, и они могут сделать это с пользой. Например, избавиться от балласта, от всего отжившего, сосредоточиться на том, что действительно важно. Среди задач, отмеченных в докладе правительства – модернизация содержания педагогического образования и подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса.

Удалось ли школьному образованию обернуть для страны выгодой сокращение количества учеников? Сложно сказать. С одной стороны, были предприняты усилия по внедрению в школы компьютерных технологий (меньше число учащихся проще обеспечить компьютерами). Но пока они остаются, скорее, модной забавой, нежели неотъемлемой частью учебного процесса. Обновился состав учителей. Но утверждать, что в результате улучшилось качество обучения, пожалуй, нельзя.

С другой стороны, прошла кампания по оптимизации учебных заведений и сокращению расходов. Выгоду на местах получили, однако теперь приходится решать противоположную задачу. Ведь рожать стали больше, количество детей прибавилось, и их надо где-то учить. У нас до сих пор есть школы, в которых дети учатся в две смены (а то даже и в три). Чтобы всех перевести в одну смену к 2025 году необходимо 6,5 млн. новых учебных мест. Пока же темпы ввода новых мест для школьников более чем скромные – в 2017 году добавилось всего около 57 тыс. мест. Открылось 83 школы, но что это в масштабах страны! Общее число учеников в России за год увеличилось почти на 525 тыс. человек. Прибавка идёт за счёт начальной школы. И если мест для первоклассников не хватает, им приходится учиться во вторую смену. Общее число учащихся во вторую смену, несмотря на всю борьбу с подобной практикой, в 2017 году даже выросло (на 40 тысяч). Так что можно констатировать, что к росту рождаемости школа оказалась не готова.

Будут ли учтены полученные уроки теперь, когда дело дошло до высшего образования?

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Источник