Моя история о легендарной «Анке-пулеметчице»

ОбществоСобытия

Воспоминания Людмилы Кешевой о Марии Андреевне Поповой, прототипе героини фильма «Чапаев» …

У каждого человека через его судьбу проходит большое количество людей, но лишь немногие из них остаются в нашей памяти, а уж те, кто стал судьбоносным – единицы. Мне очень повезло, в моей жизни встретился именно такой человек. Знакомство с ней изменило многое в моей жизни. Она научила меня выделять жизненные приоритеты. Читать хорошие, нужные книги и уметь слушать уникальных людей. Став моей наставницей и покровительницей, она пыталась как можно больше дать мне необходимых знаний, которые должны были мне потом пригодиться по жизни. Первым делом, она поселила меня в отдельную комнату в своей квартире в Москве, которую ей выделил лично Сталин на улице Тверская, дом 6, где собирались интересные люди нашей страны. Благодаря ей я попала в творческую, научную и военную атмосферу в конце 70-х годов. Ровно два года мы жили с ней бок о бок до самой ее смерти 25 ноября 1981 года.

Эта была легендарная женщина. Многие в нашей стране помнят ее как прототип Анки-пулеметчицы в фильме «Чапаев». И только очень небольшая группа людей знала, что она была одной из немногих советских разведчиков, которой удалось лично общаться с высшими партийными боссами НСДАП Германии – Адольфом Гитлером, Генрихом Гиммлером, Мартином Борманом и Вернером фон Бломбергом. Накануне праздника дня Победы мне бы хотелось поделиться своими воспоминаниями об этой удивительной женщине, которая внесла свой немалый вклад в историю нашей страны. Рассказать то, что можно, ведь многое из ее жизни пока еще до сих пор остается засекреченным.

Попова Мария Андреевна родилась 15 ноября 1896 году в бедной крестьянской семье. В 1917 году живя в городе Самаре вступила в региональное отделение РСДРП(б), которую возглавлял В. Куйбышев. Именно знакомство с ним и определило ее дальнейшую судьбу в партии большевиков. В рядах 25-ой стрелковой чапаевской дивизии она сражалась на Восточном и Западном фронтах. Так случилось, что под Уфой на реке Дема она была послана на помощь пулеметному расчету, охранявшему переправу. Сначала подносила патроны, но, когда убили пулеметчика, Мария Андреевна заменила его и переправу отстояла. Василий Чапаев объявил ей за это благодарность и сняв свои часы подарил Поповой. Так она стала пулеметчицей и санитаркой в Чапаевской дивизии, а в последствии была прообразом Анки-пулеметчицы в легендарном фильме «Чапаев».

Кстати, мало кто знает, что автором песни «Гулял по Уралу Чапаев-герой» была М.А.Попова. Написала она ее по заданию командира эскадрона И. Кутякова (который после гибели Чапаева командовал дивизией). Вот как вспоминала об этом сама Мария Андреевна: «Подошел он ко мне и говорит: «Мы знаем, что ты у нас не только мастер строчить из пулемета, но стихи, частушки сочиняешь. Напиши песню про нас». Впервые эта песня прозвучала со сцены в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии в 1928 году. Руководитель ансамбля А.В. Александров побывал у Марии Андреевны дома, записал слова и мелодию песни, потом обработал ее для своего ансамбля. Рассказав при этом на прощание пару анекдотов о знаменитой троице в народе: Чапаеве, Петьке и Анке – пулеметчице. Между прочим, Мария Андреевна любила эти анекдоты и никогда не обижалась, а смеялась от души. Считала, раз говорит народ, значит- помнит. Вот ее любимый анекдот: «Наступление. Чапаев ищет Анку. Петька докладывает, что Анка, мол, с радикулитом лежит на печке. Чапаев в ответ: «Тьфу, дура, что русского не могла найти?».

Услышала она его от своего боевого друга Маршала Советского Союза Климента Ефремовича Ворошилова. Именно он спас ее от Большого террора в стране. Расскажу подробней этот случай. Ворошилов после смерти Михаила Фрунзе стал опекать его двоих детей: сына Тимура и дочь Татьяну. Случилась так, что Ворошилов принес детям торт. Девочка попыталась открыть коробку ножом, он выскочил и проколол ей глаз. Травма была очень серьезная, и Татьяна могла лишиться глаза, нужна была срочная операция, которую могли сделать только в Германии. Ворошилов обратился к Марии Андреевне, которая приехала на несколько дней в отпуск из Швеции. Она не задумываясь сразу согласилась помочь, так как сама дружила с Фрунзе. Мария Андреевна вывезла Татьяну с собой, вписав ее в паспорт как свою дочь. Иначе было нельзя – тридцатые годы, фашизм поднимал голову, а тут дочь Фрунзе. Возвращаясь в Союз, на границе она попала в поле зрения НКВД – откуда мол, двое детей? Может, это шпионы? Ворошилов смог оттянуть неминуемый арест на пять часов, чтобы дать Поповой успеть вновь выехать из страны.

После гражданской войны Мария Андреевна окончила юридический факультет МГУ. Стране нужны были проверенные партийные кадры для работы за рубежом. Будучи сотрудницей РККА СССР (Главного разведывательного управления, органа внешней разведки Министерства обороны СССР), в 1931 году она была направлена в Германию, в берлинскую резидентуру под управлением немца Оскара Стигга. Впоследствии Мария Андреевна рассказывала, что лично увидев и услышав речь Адольфа Гитлера в 1933 году на торжественном мероприятии, она чуть не лишилась чувств от страха за свою страну и народ. Не упасть в обморок ей помог рядом сидевший, высокопоставленный офицер СД (служба безопасности рейхсфюрера СС), дав понюхать флакон. При этом радостно сообщив ей, что уже не раз был свидетелем, как женщины падают в обморок от выступления фюрера. Вцепившись в подлокотники кресла, она с ужасом наблюдала за происходящим в зале и мысленно решала, как себя вести при коллективном нацистском приветствии Гитлеру. Встретившись взглядом с Генрихом Гиммлером, который сидел напротив нее в президиуме, решение пришло автоматически. Берлинская резидентура посылала в Москву достоверные информации о Третьем рейхе и била тревогу. К большому сожалению, Кремль не уделил им должного внимания. Последствия всему этому мы уже знаем… Помню, как Мария Андреевна сетовала на Дучу (Муссолини, главу итальянской Национальной фашистской партии). Как он, социалист, друг Владимира Ленина вдруг стал фашистом?! На что ее дочь Зина тут же парировала, что большевики расстреляли всю царскую семью и создали красный террор в стране. Мария Андреевна на это отвечала так: «Я не одобряю расстрел Романовых. Сама чудом избежала двух арестов. Многих моих друзей и знакомых расстреляли. Да, были ошибки и возможно сознательные диверсии определенной группы в партии. Мы ведь многое не знаем, почему и зачем все это делалось? Кому это было нужно? И какова цель? Было много плохого, но и много хорошего. Смогла бы я крестьянка, в царской России получить образование и достигнуть того, что имею сейчас? Мы единственной были страной в мире и до нас ни у кого не было такого опыта. Быть первыми всегда тяжело. От этого много ошибок и просчетов. Поверь мне, капитализм не самый лучший строй в мире. Я работала в капстранах и знаю, о чем говорю». Зина – либералка, хлопала дверью и я, обняв Марию Андреевну, успокаивала ее.

Она долгое время работала в Министерстве Иностранных Дел. Была председателем «Интуриста» по скандинавским странам. Тесно дружила с послом СССР в Швеции Коллонтай, они были с ней близкими подругами до самой смерти Александры Михайловны. Мария Андреевна бережно хранила их переписку. Интересно, что они обе в конце жизни пришли к единому заключению, что самое важное в жизни для человека – это его семья! У них был свой талисман: шляпа-удача. Она принадлежала Марии Андреевны. Коллонтай заметила, что когда Попова в ней, то все дела решаются удачно. Один раз идя на встречу с важными людьми, Мария Андреевна не одела ее. На вопрос Коллонтай: «Где шляпа Маша?», она ответила, что по цвету шляпа не подходит к ее наряду. Тогда Александра Михайловна быстро побежала в свою гардеробную и принесла ей свой шарф, под цвет шляпы. Она его ей подарила. Впоследствии шляпа-удача была подарена Марией Андреевной мне, а шарф Зине. Приезжая потом в гости к Зине, она открывая мне входную дверь сразу говорила вместо приветствия: «Меняемся?». Я ей всегда отвечала: «Нет. Даже не мечтай». Ее муж, артист Игорь Васильев, который играл майора абвера в фильме «Вариант «Омега»» вместе с Олегом Далем, называл нашу эту словесную перепалку «конспиративным паролем».

Надо сказать, что благодаря Марии Андреевны появился театр «Современник». Галина Волчек, главный режиссер этого театра, до сих пор с теплотой и благодарностью об этом вспоминает. Проблема была в том, что каждый раз для репетиций нужно было искать место. У молодого театра не было помещения. Так случилось, что в какой-то момент «Современник» приютила Мария Андреевна Попова и выделила им самую просторную комнату для их репетиций. Она после репетиций, еще их и кормила кремлевским пайком. Кстати, поддерживала и Владимира Высоцкого. Сначала он ей не понравился, но когда Высоцкий взял гитару и стал петь, то Мария Андреевна растаяла и всегда для него потом придерживала «вкусняшки». А он ей за это рассказывал разные анекдоты, в том числе и про нее саму Анку-пулеметчицу.

Она много в жизни пережила, но оставалась добрым, романтичным и мудрым человеком. Мы очень любили с ней по вечерам уединяться в ее комнате и разговаривать по душам о чисто своем, женском. Как бабушка с внучкой. Ведь своих внуков у нее не было. Она пыталась мне передать всю свою любовь, заботу, то, что в свое время не могла дать своей единственной дочери Зине. Ведь тогда она занималась государственными делами и не могла позволить себе этого. Я до конца жизни буду благодарна своей судьбе за такой подарок в ее лице.

В заключение хочу рассказать о Параде Победы. Ночью, в три часа, когда военная техника готовилась к Параду. Мы с ней открывали окно и, удобно пристроившись на подоконнике, чтобы не упасть с четвертого этажа, смотрели на Тверскую (тогда улица Горько), где стояла вся боевая мощь СССР. В это время глаза ее горели от счастья и на лице появлялась улыбка. Она мне говорила: «Вот если бы это все увидел Махно, то просто сдох бы от зависти». А на мой вопрос: «А Гитлер?». Она молча отворачивалась. Сейчас я понимаю, что эта была самая больная ее тема в жизни. Ведь она одна из первых поняла, что ждет ее страну с Гитлером. Во время Великой Отечественной войны она была лектором Главного политуправления Советской Армии. Выезжала на разные фронты и поднимала дух солдат после показа фильма «Чапаев». Рассказывала им в том числе и анекдоты, а потом смеялась вместе с ними. Была контужена. Ее труд и вклад высоко оценили маршалы Жуков, Рокоссовский, Конев и Будённый.

Людмила Кешева, куратор по ЮФО и СКФО Правозащитного движения «Пчелки»

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula