«Чудная цивилизация»

По залам Музея сословий России

Музей находится на территории Картинной галереи знаменитого художника-живописца, педагога И. С. Глазунова. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Академик РАХ, Народный художник СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» свои произведения живописи и графики (более 700 работ, экспонирующихся на Волхонке, 13) передал в дар Москве. Но мало кто знал, что в течение всей своей жизни, начиная со студенческих лет, он собирал коллекцию, отразившую красоту быта и культуры сословной России. И буквально за месяц до своей кончины (9 июля 2017 г.) он открыл музей, куда вошло все это собрание. Илья Сергеевич – автор идеи, архитектурного проекта, интерьеров и экспозиции музея.

Публицист и философ М.О. Меньшиков писал: «Сословия – это разграничения по труду. Сословия были трудовыми профессиями, корпорациями весьма реального, необходимого труда. Дворянство было органом обороны народной, органом управления. Оно действительно воевало. Рождаясь для войны, оно часто умирало на войне. Духовенство действительно управляло духом народным; доказательство – глубокая религиозность того времени и уважение к священству. Купечество торговало и ничем другим не увлекалось, ремесленники занимались ремеслами, земледельцы земледелием… Этот порядок вещей дал возможность расцвести чудной цивилизации».
Мир этой «чудной цивилизации» оживает на трех этажах Музея сословий России. Зритель последовательно знакомится с особенностями культуры, уклада жизни и мировоззрением духовенства, крестьянства и купечества.

Первый этаж посвящен культуре дворянской России XVIII – начала XX вв. Экспонаты, представленные здесь, воспроизводят уклад жизни дворянства в классических интерьерах усадебных анфилад, обставленных старинной мебелью, произведениями живописи и художественной бронзы, гравюрами, образцами общеевропейской моды того времени.

Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством палат царя Алексея Михайловича, дает представление об искусстве Руси православной. Здесь перед зрителем предстают произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, кресты, складни. В.М. Васнецов – как автор не только уникального гарнитура с изображением Ивана Грозного, принимающего ключи от Новгорода, но и иконописец, написавший икону «Богородица с Младенцем на троне». Она тоже представлена в музее, как и десятки спасённых Глазуновым образов, намоленных, уникальных, древних.

12 икон, символизирующие 12 праздников – от Рождества Пресвятой Богородицы до её Успения – созданы были мастерами Московской оружейной палаты. Необычный цвет объясняется техникой – до 20 слоёв краски с тончайшими лессировками.

О промыслах, обычаях и повседневности крестьянской России отраженных в убранстве избы, расписных санях и дугах, сундуках и ларцах, самоварах, прялках и народных костюмах разных губерний России можно узнать на третьем этаже музея.

Следует отметить, что каждое сословие России от священства, аристократии до купечества и русского крестьянства имело свое понятие о красоте быта. В Древней Руси князья и простой народ носили схожие по крою костюмы, отличавшиеся лишь богатством ткани и отделкой. Как известно, Петр I ношение русского народного костюма запретил, заменив его среднеевропейской модой XVIII века. Красота русского народного костюма, равно как и красота предметов быта, отступила в нашу провинцию и сохранилась до начала XX века лишь в крестьянском сословии. Каждая губерния российская имела свой народный костюм. В экспозиции представлены более 20 губерний – Архангельская, Вологодская, Курская, Воронежская…

Каждый предмет в новой экспозиции Картинной галереи Ильи Глазунова отражает нашу историю и хранит связь времен с их вековыми народными традициями. Значение Музея сословий России как носителя глубинной идеологии патриотизма, любви к Родине, трудно переоценить…

Источник