Науки не может быть без духовности

Новости движенияО движении

Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет …

Сегодня, 19 марта, исполняется 85 лет известному ученому, вице-президенту Российской академии естественных наук, доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР, заслуженному деятелю науки РФ Георгию Николаевичу Фурсею.

Общероссийское общественное движение “Народный Собор” поздравляет Георгия Николаевича – Почётного координатора и члена Центрального Совета нашего Движения с юбилеем, желает ему многая и благая лета, дальнейших успехов в его многогранной деятельности во благо нашего Отечества.

Накануне годовщины с юбиляром побеседовала корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова:

Многоуважаемый Георгий Николаевич, позвольте от имени редакции «Русской народной линии» поздравить Вас с юбилеем и пожелать помощи Божией в Ваших делах. Вот уже 60 лет Ваша жизнь связана с наукой.

Что бы Вы могли ответить человеку, который считает, что наука и вера противоречат друг другу и лишь атеизм является символом подлинной научности?

Я убежден, что науки без духовности и веры в Высшее нет. Такие ученые как Эйнштейн, Бор, Дарвин и многие другие были верующими людьми. Состояние веры, когда ты пытаешься общаться с высшим, является абсолютно естественным для ученого. У меня есть такая, возможно, крамольная с точки зрения некоторых традиционных ученых, мысль, что вера – это великое знание.

Каковы основные постулаты? Человек – это высшее существо, и оно содержит в себе наполнение, которое дал ему Творец, поэтому первое, что необходимо человеку делать – это развивать себя, свое внутреннее видение мира. Логическое знание, считающееся сугубо научным, таковым не является. С открытием квантовой механики стало ясно, что все гораздо сложнее, что чисто логическое знание ограничено.

Я считаю, что логика – это довольно низкий уровень познания, хотя он привел к большим успехам. Есть знание интуитивное. Вера в значительной степени отражает наше чувственное ощущение присутствия Высшего начала.

Интуиция проявлена в мире творчества и науки чрезвычайно ярко. Все озарения, большинство великих открытий были получены не логически, а интуитивным постижением гармонии мироздания. Еще в большей степени это можно отнести к людям искусства. К сожалению, как открывается этот канал, изучено мало. Есть знание, связанное с нашими ощущениями, образами. Картинка открытия, т.е. постижения мира, приходит в виде образов и даже цифр.

Молитва является своего рода великим приближением к Творцу, общением с Высшим. Когда мне удается находиться в молитвенном состоянии, я скажу, что это очень светлое, сильное ощущение. Науки не может быть без духовности. Наука – духовная область человеческого существования.

Вы ученый и педагог, как Вы думаете, что заставляет часть наших пытливых современников, искренне ищущих знаний, направлять свой исследовательский энтузиазм на доказательство несуществования Бога?

Я физик, много учился и учил людей, большинство из них считают, что высшее начало есть. Логически доказать отсутствие существования Господа невозможно. Его присутствие доказывается ежесекундно, и для меня это совершенно очевидно. Допустим, вы начинаете рассуждать, как возник мир. Ага, возможно, «большой взрыв». А что такое «большой взрыв»? Что послужило его запуском? Что такое «электрон»? Что такое «частица»? Вопрос за вопросом, все более углубляясь в тайны микромира и макромира – космоса.

Ученые обнаружили, что в мире неопознанной является около 70% всей энергии, которая должны была бы быть проявлена и назвали ее «темной» энергией, потому что сущность ее не ясна. Чем глубиннее мы проникаем в тайны природы, тем более загадок встает, за которыми маячит «Некто», создавший то, до чего мы добрались. Ведь «из ничего» не возникает «что-то», и гораздо логичнее представить, что есть Единая Сущность, я не знаю, как назвать Ее упрощенно – «информационное поле», такое масштабное, что осознать Его мы не можем, настолько оно превосходит наше восприятие.

Религия утверждает, что Господь сотворил нас, и заложил много от того, чем располагал Сам. И мы стремимся, преодолевая свои недостатки, к этому Высшему. Творчество – одна из главных побудительных причин, которые движут человеком. Творчество – это соработничество Творцу.

Я думаю, что, если бы столкнулся с логиком, отрицающим существование Бога, то довольно легко показал бы ему, что он ничего доказать не может.

Атеизм – это своего рода религия. Я сталкивался с людьми, которые боятся знания, боятся бесконечности и беспредельности. Для них неприемлема сама мысль, что бесконечность существует. Они чувствуют свою малость, ничтожность и пугаются этого, в то время, как человек мал и велик одновременно. Но для осознания этого надо принять существование великого и безначального Творца. Я о человеке хорошо думаю, я знаю, что Бог наделил Свое создание великими способностями, которые мы еще не раскрыли, при том нравственном потенциале, которым мы сегодня обладаем. Для того, чтобы продвигаться, надо совершенствовать себя.

Меня пугает цифровизация. Логическое мышление достигло колоссальных успехов в технологии, но они довольно мелки, если рассматривать с высоких, вселенских позиций. Мне кажется, человек должен погрузиться в себя и, прежде всего, совершенствовать свой духовный мир, потому что он может все. Мне представляется, что человек может перемещаться в пространстве, общаться на расстоянии, ощущать галактики и т.д. Когда ты начинаешь говорить об этом с атеистом, тебя воспринимают неадекватно и заявляют, что твоя точка зрения «ненаучна».

Кстати, в РАН появилась комиссия по лженауке – своего рода инквизиция. Если ты не мыслишь на примитивном языке логики, то ты «лжеученый». Людей, погруженных в исследования, мыслящих нестандартно, обвиняют в «лженауке». Пример – Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре. Его из института уволили, а ему не надо ничего, он погружен в работу и сумел сделать то, что за сотню лет не сделал ни один крупный математик.

Отрицание Бога – это несерьезно. Это грех. У человека есть сверхзадача, которую ощущает каждый человек – задача развития, творчества и соработничества Творцу в созидании мира. Бог – Святая Троица – нераздельна и неслиянна. Эти качества заложены и в человеке. Каждый человек – индивид, уникальное создание со своим творческим потенциалом. Есть социум – человеческий род. Если ощущение нераздельности со всеми людьми и неслиянности с ними находится в балансе, то тогда жизнь человека гармонична. В нашем обществе эти качества разбалансированы. О чем я пишу в своих статьях – призываю к тому, что мы должны соборно объединиться вокруг сохранения планеты.

Почему Вы решили стать ученым и как Вы стали верующим ученым?

Жизнь у меня была сложная. Я рано остался без родителей. Отец мой был художником. Его убили в лагерях как «врага народа» за то, что в 1930-е годы, в период дружбы СССР и Германии, он сказал кому-то, что Гитлер – негодяй, а Бах и Моцарт – великие музыканты. Мама, филолог и историк, погибла в войну. Я жил с бабушкой. Перенес Блокаду, голод, бомбардировки. После войны голод продолжался, мы с бабушкой жили в нищете. У меня было ощущение, что из этого угнетенного состояния можно выйти, если будешь больше знать и хорошо учиться. Желание учиться было всепоглощающим. Откуда сироте взять денег на одежду и питание, чтобы учиться в общеобразовательной школе, в институте? Учителя видели мое желание и как-то все устраивалось.

В 7-м классе я полюбил физику, стал увлекаться фантастикой. До сих пор люблю и фантастику, и сказки. У меня две любимых сказки: «Руслан и Людмила», «Конек-горбунок». Первая настолько произвела на меня впечатление, что, когда я юношей встретил девушку по имени Людмила, это повлияло на то, что она стала моей женой. После прочтения «Гиперболоида инженера Гарина», пораженный тем, какую силу дают знания, я стал учиться еще азартнее. Всюду, где я учился, я должен был делать это на «отлично», так как получить направление со стипендией в следующее по рангу учебное заведение я мог только с высшими отметками.

Верующим я стал благодаря моей бабушке, Анастасии Ивановне. Она всегда молилась и научила некоторым молитвам меня. Ее корни из Крестовоздвиженского братства труда, которое было организовано Николаем Николаевичем Неплюевым – одним из богатейших людей России. Братство было основано на христианских нравственных ценностях и научных принципах. Мой дед был одним из ведущих членов этого братства, первым помощником руководителя. Я считаю, бабушкино воспитание зародило в моей душе ощущение радости. Я безумно грешный человек, но в острые, печальные, иногда ужасные моменты моей жизни ощущение радости этого мира поддерживает меня.

Биографическая справка:

Георгий Николаевич Фурсей родился 19 марта 1933 г. в г. Архангельске. Окончил физический факультет ЛГУ в 1958 г., доктор физико-математических наук (1973), профессор; с 1975 г. – профессор, заведующий кафедрой физики Санкт-Петербургского государственного университета. Преподавал также в Ленинградском государственном университете, в ряде зарубежных учебных заведений; председатель Санкт-Петербургского отделения Российской академии естественных наук (РАЕН), академик РАЕН.

Основные направления научной деятельности: эмиссионная электроника, физика поверхности металлов, полупроводников, проводящей жидкости в сильных электрических полях, физика вакуумных разрядов.

Организатор и директор Центра электрофизических проблем поверхности, вице-президент Санкт-Петербургского физического общества; член Президиума Российского физического общества; член Президиума Евразийского физического общества; член Международного постоянно действующего комитета международных конференций по вакуумной микроэлектронике; председатель секции физики, член Совета Санкт-Петербургского Дома ученых; член Совета РАН по проблеме «Физика низкотемпературной плазмы»; лауреат Государственной премии СССР (1978); награжден медалью РАЕН им. П.Л.Капицы.

Г.Н.Фурсей на протяжении многих лет проводит активную общественную работу. Он является президентом Международной лиги защиты культуры, принимает участие в деятельности многих других общественных организаций.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula