Необходимо срочно отказаться от болонской системы

НаукаСобытия

Некоторые предложения профессора Георгия Фурсея по оздоровлению сферы науки и образования …

Кризис в науке и образовании (НиО) и соответственно выход из этого кризиса связан с тремя главными аспектами:
1) Концептуальным, обусловленным грубейшим искажением естественно-научного алгоритма развития этих сфер.
2) Сущностного, обусловленного искажением целей, задач и предмета НиО.
3) С организационными и управленческими ошибками, накопившимся в процессе так называемых «реформ» в НиО.
Концептуальные проблемы.
1) Приоритет НиО должен быть провозглашен как определяющий фактор национальной безопасности и устойчивого развития страны.
2) Должен быть восстановлен авторитет естественно-научного образования и фундаментальной науки, как основы вхождения в новый научно-технологический уклад (в новый этап развития цивилизации).
3) Необходимо утвердить и провозгласить нравственный аспект образования и научных исследований, как важнейший элемент национальной безопасности страны для служения знаний во благо страны и человека (это касается нового знания, которое может повредить человечеству, экологии и использование различных явлений и процессов опасных для существования жизни и планеты в целом).
4) Необходим переход к ноосферному образованию, связывающему человека, его сознание, его деятельность с задачами космоса.
Что необходимо сделать организационно для улучшения ситуации.
1) Образование и фундаментальная наука должны стать одним из важнейших дел государства. Это не частная, не чисто индивидуальная, семейная и т.п. задача. Это государствейнейшие дела и соответственно главная сфера ответственности государства.
2) В этом плане образование и фундаментальная наука должны в первую очередь поддерживаться государством и реализоваться, и развиваться за счет государственного финансирования, т.е. за счет средств налогоплательщика. Этому должно способствовать также средства крупного бизнеса, поступающих в бюджет государства за счет специального целевого налогообложения.
3) Таким образом образование в стране должно быть бесплатным для граждан. Начальное и среднее должно быть всеобщим и обязательным. Высшее – должно быть сугубо конкурсным и также государственным (т.е. бесплатным).
4) Россия должна вернуться к трехступенчатой форме образования. Первая ступень – общее среднее и специальное среднетехническое образование (техникумы). Вторая – подготовка высококлассных мастеров, то что ранее называлось ПТУ. И наконец, третья – высшее образование.
5) Необходимо срочно отказаться от болонской системы. Она разрушительна и вредна для нашей страны, поскольку через бакалавриат, например, готовят «недоношенных» специалистов, а магистратура неэффективна и не позволяет готовить достаточное число нужных специалистов, инженеров, ученых, технологов и т.п. Кроме этого болонская система способствует оттоку подготовленных кадров за рубеж, что является непозволительной роскошью для России.
6) Для того чтобы выпускники ВУЗов, молодые специалисты, получившие образование за счет государства, служили в тех областях и регионах, в которых они совершенно необходимы, следует восстановить принцип РАСПРЕДЕЛЕНИЯ молодых специалистов по регионам и областям.
Необходима также государственная забота, сопровождения и помощи молодым специалистам в предоставлении работы по специальности и государственной поддержки их на первых этапах самостоятельной деятельность (решение жилищной проблемы, подъемных средств, льготного кредита и т.п.) хотя бы в той мере, в которой это осуществлялась в СССР.
7) Государство должно возродить и всесторонне поддерживать научные школы.
8) Необходимо восстановить главный управляющий наукой институт – Государственный Комитет по Науке и Технике (ГКНТ).
9) Необходимо восстановить наукограды, которые является центрами науки и образования и которые практически имеют структуру, кадры и разработанные технологии для функционирования и развития науки и образования.
10) Необходимо срочно восстановить отраслевые институты ГОИ, ГИПХ и т.п.
11) Необходимо срочно возродить авторитет академий, создать союз академий, который обладает колоссальным научным потенциалом.
12) Необходимо восстановить системное государственное финансирование образования и фундаментальной науки, установив четкую оплату труда в соответствии с квалификацией и научными званиями. Дополнительная прибавка к заработной платны за счет грантов и других дополнительных источников не должна превышать 1/2 государственной зарплаты.
13) Необходимо немедленно устранить диспропорцию между начальниками и управленцами от науки и образования и непосредственными участниками образовательного и научного процесса – учеными и преподавателями. Зарплата начальствующих управленцев не должна превышать зарплату ведущих специалистов, ученых в научно-исследовательских институтах и профессоров в университетах, практически выполняющих научную и образовательную работу, более чем в 2-3 раза.
14) Необходимо всячески на государственном уровне поддержать интеграцию академической науки и высшей школы, посредством созданий базовых кафедр и системы дополнительной оплаты труда непосредственных работников (высококлассных специалистов и преподавателей, работающих в этой сфере).
15) Необходимо создать банк экспертов из членов РАН, а также – из членов общественных академий для того чтобы обеспечить независимую экспертизу должного уровня.
Меры необходимые по существу оздоровления науки и образования.
1) Образование должно быть предметным, т.е. необходимо учить конкретным, наиболее важным, фундаментальным предметам, лежащим в основе полноценного образования: физике, математике, химии, биологии, географии, русскому языку, литературе, астрономии и т.п.
2) Необходимо, чтобы выпускные экзамены проводились по всем этим предметам.
3) Экзамены по основным предметам должны осуществляться также при поступлении в ВУЗ. В технические ВУЗы совершенно необходимы экзамены по физике, по математике, информатике, химии, биологии, русскому языку и т.п. В гуманитарные вузы – по русскому языку, иностранному, литературе, истории, географии и т.п.
4) Необходимо срочно возродить систему контрольных экзаменов при переходе из класса в класс. Только такие переходные экзамены позволяют закрепить знания, полученные в течении года.
5) Разумная загрузка учащихся и предотвращение и их необоснованной перегрузки естественным образом обеспечивается, если стимулировать учащихся творческому подходу к обучению. В первую очередь необходимо учить молодых людей учиться. При современной развитой информационной сфере это может быть реализовано гораздо эффективнее, чем ранее.
6) Одним из страшных явлений в образовании является подушное финансирование в ВУЗах, которые практически исключают отсев неуспевающих студентов, т.к. это немедленно приводит к сокращению штата преподавателей.
7) Необходимо восстановить специальные школы (физ-мат школы, биологические, иностранных языков и т.д.). Эти школы позволяют вести эффективную работу с талантливыми детьми.
8) Восстановить систему внешкольного обучения.
9) Необходимо восстановить систему просвещения.
10) Все начинается со школы, а в школе нет достойных учебников на всех уровнях. Что касается естественно–научного направления, то самое простое было бы вернуться к советским учебникам, задачникам и пособиям, дополнив их современными достижениями. Сейчас это особенно несложно сделать, имея ввиду возможности издания этих учебников в электронном виде.
11) Необходимо немедленно дебюрократизировать сферы науки и образования. Это не требует дополнительных средств, а наоборот высвобождает их, поскольку в этом случае можно было бы из этой сферы устранить паразитирующих чиновников и разного рода формальные методологические нагромождения.
Георгий Николаевич Фурсей, вице-президент РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ, д.ф.-м.н, профессор, академик РАЕН

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula