В долговой ловушке

СобытияЭкономика

Львиную долю финансовой помощи из центра регионы вынуждены отдавать коммерческим банкам

На одном из совещаний министр образования и науки РФ Ольга Васильева доложила премьеру, что 2700 школ России не оборудованы необходимыми видами благоустройства (теплыми туалетами, канализацией, центральным отоплением), около пяти тысяч школ нуждаются в капитальном ремонте. Да и средняя зарплата учителей вопреки оптимистическим прогнозам отнюдь невысока – 33 тыс. рублей. Сообщение министра очень удивило Дмитрия Медведева, и он поручил внимательно перепроверить данные. И они подтвердились….

В том, что сказала Васильева, нет ничего удивительного. Многие регионы сегодня испытывают особую нужду в деньгах: не хватает средств даже на неотложные нужды. Главную причину этого аналитики видят в том, что большинство субъектов федерации живут с разбалансированными бюджетами и колоссальными долгами.


Кредитная воронка

Из года в год муниципальные власти пытаются договориться со Сбербанком и ВТБ о продлении сроков кредитов. И они обычно идут им навстречу. Но наступает момент, когда терпение у банков с государственным участием заканчивается, и тогда приходится обращаться за помощью в коммерческие структуры, соглашаться на кабальные условия.

Государство, конечно, помогает тем, кому совсем невмоготу. Но на большую помощь рассчитывать не приходится. Выделенных центром средств обычно хватает лишь на покрытие процентов по коммерческим займам, а сами долги погашать нечем.

Кредитная воронка засасывает бюджетные деньги. Долговые обязательства регионов превысили два триллиона рублей и сравнялись с дефицитом федерального бюджета.

По данному поводу не так давно высказалась Счетная палата, указав на то, что такая тенденция «оказывает негативное влияние на устойчивое развитие экономики и социальную стабильность государства».

Государственные контролеры отмечают, что так быть не должно, и приводят в пример Ярославскую область, которая в январе 2015 года из средств бюджетного кредита досрочно погасила задолженность по банковским кредитам по ставке 7,88 процентов годовых, а спустя четыре дня привлекла новые банковские кредиты уже под 13,6 процентов годовых. Подобная ситуация наблюдалась и в Челябинской области, и в других. А что делать? Не оставлять же врачей и учителей без зарплаты.

После проверки регионам сократили дешевые бюджетные кредиты и увеличили дотации под гарантии о принятии мер по оздоровлению региональной финансовой системы. На помощь регионам наскребли 300 млрд, но это не спасло ситуацию. Ведь объем долга одним только коммерческим банкам совсем недавно зашкаливал за триллион.

Федеральные власти предложили пополнять казну из дополнительных источников, разрешив, в частности, зачислять часть средств от увеличения акцизов на топливо в региональные дорожные фонды и оставлять себе прирост поступлений от налога на прибыль. В какой-то мере это помогло не сорваться в пропасть, но муниципалитеты по-прежнему бедствуют и вынуждены занимать у банков под кабальные проценты.

Особенно просели территории, которые рассчитывали на автопром, вагоностроение, текстильную отрасль, активно зазывали к себе инвесторов и писали под них перспективные инновационные проекты.

В их числе Калужская область, у которой второй год подряд на 20–30 процентов падает производство автомобилей, люди лишаются работы.


Государство поможет?

Во многих субъектах федерации возникло напряжение с исполнением заданных правительством пяти направлений развития: в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, розничной торговле и в секторе услуг. Как отмечается в докладе Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), лишь в восьми регионах (Белгородской, Псковской и Тюменской областях, Краснодарском и Приморском краях, в Мордовии, Дагестане и Ингушетии) зафиксирован рост на всех пяти фронтах. И в то же время более половины регионов столкнулись со спадом строительства.

Относительно благополучными остаются добывающие производства, а также предприятия, обеспечивающие города электроэнергией, газом и паром.

Так что говорить о качественном подъеме промышленного производства и связанном с ним социальном благополучии пока рано. Да и, вообще, о каком развитии можно вести речь, когда в 50 регионах долг превышает половину собственных доходов, а в восьми – и того выше.

Такой уровень долга президент России на заседании Госсовета в Ульяновске назвал «абсолютно критическим». Ситуация такова, что примерно треть (!) собственных доходов регионов идет на погашение кредитов.

Общий объем задолженности по-прежнему велик (на 1 января 2017 года он зашкаливал за 2,3 трлн рублей).

Главную проблему аналитики усматривают в дестабилизации региональных бюджетов. На борьбу с ней с 1 января 2018 года направляется масштабная программа реструктуризации региональных кредитов, рассчитанная как минимум на семь лет.

При этом глава государства не исключил, что для отдельных регионов эта программа может быть еще более льготной, растянутой на 12 лет. Речь идет не об отстающих, а о территориях, которые в 2018–2019 годах способны обеспечить рост налоговой базы и неналоговых поступлений в бюджеты темпами не ниже инфляции. Им и будет предоставлена дополнительная помощь из госказны.

Калужская область в 2018–2019 годах сможет высвободить дополнительно 15,7 млрд рублей, Смоленская – 12 млрд рублей, Краснодарский край – 10,7 млрд рублей. Фактически это дополнительная помощь регионам со стороны федерального бюджета.


На широкую ногу

Подаренные регионам миллиарды, конечно, не помешают. Но главную проблему перекошенности бюджетов не решат. Пришло время всерьез задуматься над тем, почему в одних регионах не хватает денег на выплату мизерных пособий на ребенка (50 рублей в месяц), в других – не жалеют миллиарды на благоустройство.

Так, например, Москва только на благоустройство парков тратит 50 млрд рублей – это в семь раз больше, чем годовой бюджет Омска и в полтора раза больше бюджета всей Смоленской области. Поэтому в Омске всем городом радуются, что удалось заасфальтировать пару ям на разбитых дорогах, а в Москве перекладывают бетонную плитку, положенную три года назад, на гранитную.

Большой столичный город, конечно, надо благоустраивать. Но возникает вопрос: почему это благоустройство обходится так дорого?

Ответ простой: что может позволить себе Москва, – не потянет ни один другой регион. На каждого жителя Москвы сегодня приходится 150 тысяч рублей бюджета, в то время как в среднем по городам – в пределах 25 тысяч. В Самаре – и вовсе 12 тысяч, в Волгограде – 16, в Воронеже – 15 тысяч.

Принято считать, что Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа сидят на больших деньгах, там сосредоточены все ресурсы нефти и газа. Да, регионы эти далеко не бедствуют, но основные ресурсы нефти и газа в виде ренты изымаются и централизуются на федеральном уровне – все доходы собираются в Москве.

Источники московского благополучия – на виду у всех. Определяющий среди них – столичный статус. Отсюда и большой сбор от налога на прибыль. Кто его платит? Те же нефтегазовые компании, банки (их офисы в Москве). По данным Росстата, 23 процента всех предприятий и организаций зарегистрированы в столице, на них приходится почти треть всего оборота организаций по России. Если брать оборот компаний с иностранным участием, то цифра будет еще выше – 46 процентов.

По некоторым данным в Москве сконцентрировано 75 процентов представительств иностранных фирм. При этом крупнейшие налогоплательщики зарабатывают свои доходы отнюдь не только в столице.

Хорошо питают столичный бюджет и доходы физических лиц. Заработки в Москве самые высокие, причем очень велик уровень «белых» зарплат (здесь сидит огромное число чиновников, силовиков, крупных компаний). Жители Московской области, работающие в столице (более 1 млн человек) – тоже отдают налоги Москве.

Словом, Москва превращается в отдельное государство со своим внушительным бюджетом.

Проблема в том, что при таких диспропорциях всерьез говорить о территориальном планировании в масштабах страны невозможно. Всех этих благ российские регионы лишены. Вот они и «поджимают» социалку, сокращают число учреждений, рабочих мест.


Децентрализация как панацея

Три десятка регионов уже сократили в номинале, даже без учета инфляции, свои расходы на образование, полтора десятка – на здравоохранение, десяток – на соцзащиту. Это приведет к тому, что рост продолжительности жизни затормозится или остановится. Ведь отчасти он был обусловлен тем, что в регионах появились высокотехнологичные центры, в больницах – лекарства, а «скорая помощь» стала доезжать до пациентов. Но в условиях бюджетных проблем квоты на бесплатное лечение будут сокращаться, хорошие лекарства, приходившие по импорту, будут замещаться плохими.

Неравномерное развитие создает риски социальной нестабильности на территориях. Они живут на дотации, межбюджетные трансферты. «Действующий механизм централизации финансовых ресурсов с последующим их перераспределением в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов не способствует снижению зависимости бюджетов большинства регионов от федерального центра и формирует условия для неэффективного использования этих денег», – все это выводы Счетной палаты.

Иными словами, как советует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, надо не бояться создавать децентрализованную экономику. Уменьшать вертикаль власти и бизнеса, госкорпораций и крупнейших нефтегазовых госкомпаний – другого рецепта нет. Нам нужно участие губернаторов в принятии решений об освоении новых месторождений.

Все это, собственно, и оговорено в Основах государственной политики регионального развития до 2025 года, подписанной президентом в начале этого года.

Теперь госпрограммы и инвестпрограммы госкомпаний нужно будет обязательно увязывать с федеральными документами стратегического планирования, а проштрафившиеся губернаторы должны нести финансовую ответственность.

Однако реализация документа отложена до лучших времен. Во всяком случае, до принятия Стратегии социально-экономического развития до 2035 года, которую готовят в Центре стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина, дело не продвинется.

Источник