КНР добивается своих целей с помощью «долговых ловушек» — The Strategist

Государствам, которые еще не попали в долговую ловушку Пекина, стоит проявлять бдительность

Если есть что-то, в чем лидеры КНР являются абсолютными экспертами, так это применение экономических инструментов для продвижения стратегических интересов своей страны. Так, с помощью своей инициативы «Один пояс и один путь» стоимостью в $1 трлн Китай осуществляет инфраструктурные проекты в стратегических важных странах, часто предоставляя огромные кредиты их правительствам. В результате эти государства оказываются в долговой ловушке, подверженные влиянию со стороны Пекина, пишет Брахма Челлани в статье для The Strategist.

Несомненно, отмечает автор, в предоставлении кредитов на инфраструктурные цели нет ничего плохого, однако проекты, в которые вкладывается Китай, часто направлены не на поддержание местной экономики, а получение КНР доступа к природным ресурсам, рынкам для недорогих и низкокачественных китайских товаров. Во многих случаях Китай даже отправляет собственных строителей для минимизации числа создаваемых там рабочих мест.

Некоторые из этих, даже полностью завершенных, проектов оказались убыточными. Так, международный аэропорт Mattala Rajapaksa в Шри-Ланке, открытый в 2013 году поблизости от города Хамбантота, не оказался востребованным запланированным числом пассажиров. Неэффективным оказался и порт в пакистанском городе Гвадар. Однако для Китая эти проекты были реализованы так, как надо. Подводные лодки КНР дважды останавливались в портах Шри-Ланки, тогда как два боевых корабля Китая недавно были направлены на обеспечение безопасности порта в Гвардаре.

В каком-то смысле, подчеркивает автор, для Китая даже лучше, что эти проекты не столь прибыльны, поскольку чем сильнее долговое бремя перед КНР малых стран, тем сильнее рычаг влияния Пекина. Китай уже воспользовался им, чтобы вынудить Камбоджу, Лаос, Мьянму и Таиланд заблокировать создание единой позиции стран АСЕАН против Китая по вопросу его территориальных претензий в Южно-Китайском море.

Источник