Явление Грозного царя

КультураСобытия

заслуженному художнику России, автору памятника в Орле Царю Иоанну Грозному Олегу Ивановичу Молчанову исполняется 50 лет

Святыни, символы и знаки порой таятся. Но, когда приходит время, – властно входят в нашу жизнь. И возвещают о скорых переменах. (Время пришло, пора). Кто знал, например, о существовании мироточивой иконы царя Иоанна Грозного? Кому известно, что на месте чуда, совершенного уже в наше время по молитве к Государю, в Москве была воздвигнута крест-часовня? *(Освящена митрофорным протоиереем Алексием Аверьяновым). Немногие. И вдруг на глазах всего честного народа Царь Иоанн, восседающий на коне, несется по дорогам Руси! Величественный памятник, поставленный на трейлер, летит из Москвы в Орел и становится на постаменте! Уверенно, незыблемо стоящий всеми ногами на земле конь и по контрасту – стремительное движение царственной руки. Она указует мечом. Государь выбрал место для города!

« – 450 лет тому назад это было — основание Орла. Не будь такой круглой даты, вряд ли удалось бы установить памятник», – говорит его автор Олег Молчанов.

Порой кажется, это цифры (даты и особенно юбилеи) управляют людьми. Но и здесь нужно видеть Промысел Божий. Кстати, как он проявился, как был осознан в ситуации с установкой ?

« – Я неоднократно проводил выставки своих картин в Орле, и однажды мы заговорили с бывшим его мэром Сергеем Афанасьевичем Ступиным о предстоящем юбилее города. О скульптурном увековечении памяти его основателя. Прозвучала фамилия Церетели. Я знаю, что в 90-е годы идею памятника Иоанну Грозному вынашивал Вячеслав Клыков, но что-то не сложилось. Наверно, тогда еще время не пришло… Как-то в мае 2015 года мы сидели с директором Международного Фонда славянской письменности и культуры Александром Бочаровым, и опять разговор зашел о юбилее Орла. Вдруг он сказал мне: а, может быть, ты памятник сделаешь?»

Удивительное предложение живописцу, пейзажисту…

« – В общем-то, ничего удивительного здесь нет. Скульптурой занимались многие известные живописцы – и Кустодиев, и Врубель и швед Цорн… Важно другое. Сейчас, как я чувствую, — для искусства наступает время не уютных камерных залов, а активного действия, охвата больших аудиторий. Такую возможность предоставляют телевидение, архитектура, монументальное искусство. Плоды этого творчества — постоянно на глазах огромного количества людей. Так Господь управил и в моей жизни: уже несколько лет я веду авторскую программу на телеканале «Союз», спроектировал и построил Царскую часовню в Костроме и вот — первая скульптура»…

На своей родине, в Костроме, ты построил часовню на видном месте – у моста через широкую в этом месте реку Костромку. На въезде в Ипатьевскую слободу, в ста метрах от знаменитой обители. Назвал часовню Царская Голгофа.

« – Раньше в этой приметной местности располагался пивной киоск со всеми вытекающими отсюда последствиями. Казалось бы, радоваться надо такой замене. Но ни городские, ни епархиальные власти почему-то особенно не обрадовались. Уж не буду вспоминать свои мытарства. Больше удручала реакция «простого народа». На поклонном кресте, установленном на месте будущей часовни, три раза крали кружку для пожертвований (впрочем, всегда почти пустую). Несколько раз срывали имперский флаг. В конце-концов пришлось повесить его 8-метровый флагшток. Прохожие спрашивали трудившихся здесь армянских рабочих: это что, ваш армянский флаг? Вот тоже характерный момент: Царскую часовню строили не русские, а армяне, а одним из первых (и немногочисленных) жертвователей стал опять-таки не русский человек, а татарин, мусульманин Дамир»…

Зато открытие «Царской Голгофы» стало настоящим праздником. Из храма Иоанна Богослова, что в Ипатьевской слободе, после воскресной литургии в часовню пришли крестным ходом. Отец Андрей Логвинов (а 19 мая – это его день рождения) отслужил водосвятный молебен. Детский хор «Иоанн Дамаскин» из Питера грянул «Боже царя храни!»

« – Ровно сто лет назад, в год, когда праздновалось 300-летие Дома Романовых, именно в день своего рождения Государь был в Костроме, в том числе и в Ипатьевской обители».

Помнишь момент, когда многие закричали: смотрите, смотрите! В майском безоблачном небе над часовней возникла радуга! Она простояла до самого вечера. Было и еще одно маленькое чудо. Рядом вдруг остановился паломнический автобус (его пассажиры увидели скопление народа и решили подъехать). Одна из паломниц, настоятельница Иерусалимского монастыря Марии Магдалины, пожертвовала частицу мощей великой княгини Елисаветы Феодоровны и кусочек от ее гроба. (Кстати, сейчас с Божией помощью в часовне собран удивительно богатый мощевик).

Выступая на открытии часовни, Молчанов сказал просто: «Благодарю тех, кто молится, кто помогал, и кто не мешал».

« – С Божией помощью удалось построить часовню, посвященную Семье последнего русского Царя, а теперь вот — воздвигнуть памятник Царю первому».

Но жанр монументальной скульптуры требует ведь и «монументальных» сумм…

“ – Нам сразу дали понять: в Орловской области средств нет. Хотите — делайте сами. Обещали помочь многие – Изборский клуб, Минкульт, Фонд культуры. Но – увы… И тогда я начал за свои деньги. Надо уметь быть решительным и автономным — почти никаких структур, на которые можно было бы положиться, в стране не осталось.

Сначала была идея многофигурной композиции, которая символизировала бы триаду — Веру, Царя и Отечество. Благословляющий схимник, Царь и опричник-боярин. Но в итоге пришлось остановиться на менее сложном варианте.

Сроки поджимали – потребовались помощники. Они худо-бедно работали, пока я ежедневно платил им из собственного кармана. Когда деньги кончились, помощников не стало. Как их корежило — отдельная история… Однажды даже из-за конфликта с ними меня, автора памятника, не пропускали на заводской проходной. И это при том, что времени – в обрез!

Вообще, людям духовно не подготовленным за такое дело лучше не браться. Однажды прихожу – рука, держащая меч, приварена неправильно. Меч должен указывать на место основания города, а он торчит кверху. В другой раз самому пришлось разрезать подобную неправильность болгаркой. На почве таких «недоразумений» у меня с рабочими едва до рукопашных схваток не доходило. Без преувеличения.

Я понял тогда: с наемниками надо быть предельно жестким.

Копоть, масло горит, мат-перемат, химикаты — вот московский завод, на котором рождался памятник. Агрессивная среда! И каждый день, собравшись с духом, ныряешь в нее. С утра и до 23.00 — пока не закроют проходную. Дышишь аммиаком, глотаешь медную стружку, когда шлифуется скульптура… Я сделал себе Божий угол — с иконами, лампадой и воскурением ладана. Сначала директор все говорил про пожароопасность лампады (хотя кругом — сварка, отливка и прочее), потом он уже сам приходил прикладываться к иконам.

Отвечаю на вопрос, который задают многие. О цвете монумента. Сейчас принято наносить на бронзу специальное покрытие, и все новые памятники похожи на шоколадные. А нетонированная бронза окисляется, становится зеленой. Мы сразу сделали такую патину, как будто монументу уже лет двести. Кстати, столько времени этот памятник и должен был бы стоять на Руси»…

Да, места первому Русскому Царю не нашлось даже на монументе, посвященном Тысячелетию России. Хотя, оказывается, памятник Грозному Царю, хоть и ненадолго, но появлялся уже в XVIIIвеке.

«Ложь, что в России раньше не ставились памятники Иоанну Васильевичу Грозному, – писал профессор И. Фроянов в письме орловскому губернатору В. Потомскому. – Мода на памятники пришла в Россию лишь в XIX веке, но еще в XVIII веке император Петр Великий воздвиг первый памятник Царю Иоанну Васильевичу Грозному в день своего торжественного въезда в Москву после Полтавской битвы… Первый памятник находился при той самой Триумфальной арке, в которую торжественно въезжал Петр I в Москву после битвы под Полтавой.

Укрепитесь, Вадим Владимирович, порадуйте истинных патриотов России и поставьте памятник не откладывая, в ближайшие дни празднования 450-летия славного города Орла».

« – В один «прекрасный момент», – продолжает Молчанов, – деньги мои кончились. Ничего, сидел на гречке. А Господь послал благодетелей. Причем, вовремя. Так, что работа не остановилась. Правда, вместе со средствами появились и непрошенные «консультанты». Например, отлили правую руку Государя, которая воздымает Крест, а лестовки на ней нет. Лествица — это не просто образ молитвенного восхождения ко Кресту. Это – историческая правда. Кстати, у патриарха Гермогена работы Салавата Щербакова тоже лестовки нет. Я звоню ему, удивляюсь, а он отвечает: у меня серьезный консультант был… Патриарх без четок! Благочестивый Государь – без четок. Как такое возможно? Смысл «консультаций» понятен: лестовки неугодны потому, что сейчас ими пользуются почти исключительно старообрядцы. Вот и в нашем случае кто-то важный сказал: не надо этой детали… Кто платит, тот и заказывает музыку. Ничего, сделали лестовку заново.

Вообще мне пришлось разбираться и в деталях старинной одежды, упряжи, в устройстве седла. Каждая «мелочь» в этом памятнике исторически достоверна. Вот, например, меч в руке Царя. Он является по сути копией меча Каролингов (датируется XII веком), который археологи нашли в Сибири несколько десятилетий назад. Существует красивая гипотеза о том, что оружие это было подарено Грозным Царем Ермаку Тимофеевичу… Или вот царские сапожки. Знаете, почему русская обувь той эпохи – с загнутыми вверх носами? Для красоты? Нет, дело вот в чем. До патриарха Никона службы сопровождались многими земными поклонами (метаниями), которые теперь остались только при чтении канона Андрея Критского. Загнутые носы нужны потому, что так удобнее делать поклоны».

Но все-же люди в первую очередь смотрят не на седло и даже не на меч, а на лик Государя. Некоторые говорят: не похож!

« – Дело в том, что достоверного портрета Грозного Царя не существует. Люди живут стереотипами. А кем и почему они созданы? Художником Репиным? Все помнят его картину про якобы бывшее убийство Царем своего сына. Рука стала сохнуть у художника после этой клеветнической работы…

Кстати, здесь стоит процитировать письмо орловскому губернатору еще одного видного историка, профессора Сорбонны А. Рачинского: «Неправда, что он был тираном, при его 53-летнем правлении было казнено в десятки раз меньше людей, чем при любом правителе европейских держав и в его время, и в последующие века. Все вымышленные предателем и изменником Андреем Курбским сведения о якобы имевшем место отношении Царя Иоанна Васильевича Грозного к смерти своего сына, Царевича Иоанна Иоанновича, скорбной кончине митрополита Филиппа и некоторых других деятелей, которые тщатся сегодня поднять на щит либеральные средства массовой информации, не имеют под собой никакого исторического основания. Это выдумки, запущенные клеветниками России и иностранными агентами-шпионами. Как было доказано исторической наукой еще несколько сот лет назад, это одна и первых масштабных информационных войн, развернутых в отношении России…» *(Московские ведомости, выпуск 16. С. 92). Это касается, конечно, и придуманной внешности Государя».

Но позвольте, скажут нам, существует же реконструкция Герасимова, сделанная по черепу Иоанна Васильевича?!

« – Дело в том, что мягкие ткани лица реконструировать невозможно. Здесь – дело фантазии. Почему Герасимов наделил лик Царя недобрыми, хищными чертами? В угоду Хрущеву, который ненавидел Сталина. Это было сделано в пику тому, что при Сталине царь Иоанн IV осмысливался, как строгий, но мудрый и справедливый правитель.

Так что я решил не усугублять стереотипы. По описаниям современников мы знаем, что Царь был благообразен. Я сделал собирательный портрет красивого, мужественного русского человека».

К сожалению, Олег Иванович, на многочисленных фотографиях памятника, лик разобрать не так-то легко. Он постоянно как бы затенен.

« – Получился контражур — солнце всегда за спиной памятника, и когда бы его ни фотографировали — он получается черным на фоне неба. Думаю, памятник мы повернем. Царь, указав на место основания города, станет спиной к детинцу, лицом к подходящему с юга врагу».

В том, что Царь обратится лицом к солнцу, видится и такая символика: Солнце Правды навсегда осветит его лик, затененный клеветой.

« – Надо сказать, что и сами адреса для установки памятника менялись. Был вариант – на месте нынешней стелы, которая в народе называется вафлей. Она была поставлена к 400-летию города еще молодым Зюгановым, тогдашним комсомольским секретарем областного масштаба. Кажется, кто-то решил не обижать Геннадия Андреевича… Потом рассматривали точку рядом с кинотеатром «Победа» (это бывший храм Георгия Победоносца). Кстати, рядом с ним — место погоста, где похоронены воины, создававшие эту крепость. Была идея установить памятник рядом с местным театром для детей и юношества. Тут всплыла некая протестная общественность (в каждом городе есть такая группа жёванных лиц с двойным гражданством). Эти господа возмутились: не надо ставить памятник столь «спорной личности» там, где бывает множество детей. Им же что-то объяснять про Царя придётся. Говорить, что он был детоубийцей… Памятники Ленину, который, помимо всего прочего, подписал декрет о разрешении абортов, стоят — и мало кого это беспокоит.

Обращу внимание вот на какой символический момент. 100 лет назад рядом со стенами Успенского монастыря в Костроме был заложен памятник, посвященный 300-летию династии Романовых. Скульптор Адамсон вылепил фигуры всех Царей, включая Николая II и Наследника цесаревича Алексия. Однако отлить монумент не успели – в Русской истории начались известные потрясения. Потом на Царский постамент взгромоздили фигуру Ленина. Она и сейчас узурпирует чужой пьедестал. Уверен, что не навечно. «Битва памятников» будет продолжена до нашей победы».

Насколько я знаю, формально место у театра отвергли потому, что там, дескать, – архитектурная охранная зона. Но в итоге сам Господь указал точку, лучше которой не придумаешь: на набережной, рядом с Богоявленским собором, у слияния рек Оки и Орлика. Именно здесь в 1566 году и был основан Орел.

« – Теперь, правда, какой-то местный правозащитник подал заявление в суд, дескать, и здесь нельзя было ставить. Опять – охранная зона. Вообще всю русскую землю кое-кто хотел бы превратить в сплошную охранную зону – чтобы охранить ее от русской истории и русского будущего.

Ничего, если дойдет до суда, то, по молитвам Царю, наша правота будет доказана. Не случайно в старину Грозному Государю молились именно о судебных делах. Народ сердцем чуял: суд его – милостивый. Он почти всегда смягчал вынесенные приговоры.

Кстати, на собираемых им Соборах не только были осуждены еретики, но и впервые прославлены десятки русских святых. Это – чуткость, отклик на Божье прославление. С чем такое качество связано в личности Царя? Не с тем, что, как говорят на Афоне, святого видит только святой?!»

Но вот наступил долгожданный день. Множество людей собралось на Богоявленской площади. Иконы, штандарты в руках членов Союза хоругвеносцев. Символично, что открытие монумента совпало с Праздником Покрова. Те, кто думает, что идея памятника Грозному Царю была с самого начала защищена какими-то высокими человеческими инстанциями, ошибается. Все решалось на более высоком уровне. Благодатный Покров Матери Божией защитил. Не будь его — ничего бы не получилось. Сила злобного противодействия и истерического накала была такой, что некоторым уже показалось: опять мы проиграли и памятнику не быть… А у меня теперь родилось другое чувство: «тема» Грозного Царя, как великого государственного деятеля — распечатана. И опять-таки — не кабинетным решением. Что-то неуклонно и позитивно изменяется в духовной атмосфере. Грядет освежающая гроза. Словно та, что прогремела над Москвой в момент рождения Иоанна Васильевича…

Воздвижение памятника — это победное явление Русского Царя. Монумент, установленный на родной для него земле, освящал схиархимандрит Илий (Ноздрин). Старец назвал Царя строителем нашего Отечества, принявшим много клеветы. Простые и впечатляющие слова сказал на открытии и ты, Олег Иванович: «Почему Волга — русская река? Не Царю ли мы обязаны этим?»

« – Интересно, что на открытие прибыла делегация ученых из Монголии. Если у нас многие ещё нудят: неоднозначная личность, спорная фигура, то монголы почитают нашего Царя. Называют его Иван-ханом. Он ведь сын Елены Глинской, в жилах которой по отцовской линии — кровь Чингизидов. Не потому ли народы Казанского, Астраханского, Сибирского ханств принимали его как законного владетеля этой земли. И освоение ее проходило во много раз быстрее, чем, например, освоение белыми американцами Дикого Запада.

«Русь воевала не за новые земли, не за колонизацию Казани и Астрахани, – писал профессор И. Фроянов, – Русь устраняла тех пришлых князей, которые стремились построить жизнь этих царств на основе грабежа Российской Земли. Именно поэтому большинство казанских, астраханских и сибирских знатных людей перешло на службу к Православному Царю и успешно столетиями служило ему, войдя в состав российской знати. И многие великие русские деятели происходили именно из этих родов, составивших славу России».

Кто-то хорошо сказал, что Иоанн Грозный собирал земли и неустанно готовил Святую Русь ко Второму Пришествию Христа. Вот — государственная идея!

«А какова нынешняя идеология? Заработайте денег и поезжайте на турецкий пляж… Подлинная национальная идея для многих – загадка. Меж тем программа была предложена и воплощалась еще царем Иоанном Васильевичем. Формула короткая: Москва – Третий Рим. За его спасительной оградой люди, желающие личного спасения; народы, желающие не быть уничтоженными, – всегда находили защиту. Бог даст, так будет и впредь: наша страна соберет под свою опеку православные и не только православные народы. Многие ещё придут под крыло нашего державного орла. Как и во времена Грозного Царя, который собрал земли, превышающие площадь всей Западной Европы.

Да, собирал он порой железной рукой. И как бы там не рыдали о судьбе погубленных демократий Новгорода и Пскова, речь шла о буквальном вырывании исконных русских земель из пасти чудовищного Ганзейского союза, который нашел в этих «демократиях» свою «пятую колонну»».

Более полутора сотен городов и крепостей заложил Государь. Бог даст, все они воздадут должное своему державному основателю. Сейчас Молчанов вынашивает идею памятников в Архангельске, Полоцке (где сохранился вал Ивана Грозного). А вот эскиз монумента, посвященного битве при Молодех. Пока он выглядит так: вокруг бюста Государя – фигуры безвестных стрельцов и памятных нам героев сражения князей Воротынского и Хворостинина. Битва эта эпохальная и замолчанная. Понятно – почему? Двадцать тысяч «плохих» опричников стали на пути к Москве более чем стотысячного войска крымчаков и турок. В составе этой орды был крупный корпус янычар – «спецназ» того времени. Вся эта сила была уничтожена и развеяна, хотя и большинство опричников полегло, отдало души за други своя. Произошла эта судьбоносная битва в 1572 году на территории нынешнего Чеховского района, в 60 километрах от Москвы.

« – А вот, – достаёт Молчанов листы бумаги, – ещё посмотри. Эскиз памятника Царю на Лубянской площади. Он привязан к тому месту, где стоял отлитый из бронзы «железный Феликс». Здесь опять-таки — историческая правда. На Лубянке ведь был Разбойный приказ, можно сказать, что Иван Васильевич — организатор отечественных спецслужб. Вместо Дзержинского, возвращения которого кое-кто с нетерпением ожидает, — Грозный Царь! «Битва памятников» продолжается.

Перед смертью Грозный Государь принял великую схиму с именем ветхозаветного пророка Ионы. Того самого, что был проглочен китом и воззвал ко Господу из недр шеола, то есть из ада. Поглощение китом есть образ власти диавола, попущенной Богом для испытания человека. И человек, не возроптал! Сдается мне, что и сейчас царственный схимник Иона взывает из недр шеола. О чем? О помощи? Но он не нуждается в нашей защите. Из бездны клеветы и очернительства он взывает к нашей духовной чуткости. Это не он, а мы нуждаемся. Если народ засвидетельствует то, кем является для нас Грозный Государь, то Господь пошлет нам своего помазанника, нового Грозного и Благочестивого Царя.

Источник

Berita Teknologi Cyber Security https://teknonebula.info/ Tekno Nebula