Владимир Тихонов: КАК ДОГНАТЬ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

Преобразования на опережение – единственный шанс на превращение нашей страны в передовую державу.

Чтобы догнать далеко идущий впереди «Мерседес», необходимо создать машину более мощную, чем он. Догнать развитые страны и вывести нашу страну на передовые рубежи мирового развития возможно только в одном случае – если создадим рыночную экономику и в целом общественную систему более эффективные, чем в развитых странах. Преобразования на опережение – единственный шанс на превращение нашей страны в передовую державу.

У России имеются прекрасные возможности для создания самой эффективной экономики.

Необходимо:

  1. Повысить роль народа в развитии страны через разгосударствление экономики

Для этого:

1. Основные производственные фонды действующих государственных предприятий, включая предприятия ОПК, передать в полное хозяйственное ведение трудовым коллективам.

Национализировать бывшие государственные предприятия и передать их основные производственные фонды так же в полное хозяйственное ведение трудовым коллективам.

Оборотные фонды в обоих случаях должны быть выкуплены коллективами в рассрочку.

Все эти предприятия были созданы трудом народа и были общенародной собственностью, что было закреплено в Конституции СССР. Пришедшие к власти на смену коммунистам демократы незаконно объявили общенародную собственность государственной и большую её часть разными мошенническими путями передали практически бесплатно в частные руки, то есть приватизировали. В результате этой приватизации большая часть общенародной собственности оказалась в руках действующей и бывшей, в том числе хозяйственной, многочисленной номенклатуры (снизу доверху), её родственников и приближенных. В общественном сознании эта приватизация обоснованно считается преступной, номенклатурно-олигархической полностью и, естественно, народ поддержит данную национализацию и передачу в хозяйственное ведение трудовым коллективам.

Даже всемирно известный скандальный американский миллиардер Джордж Сорос назвал эту приватизацию и созданную либералами общественную систему «капитализмом бандитов». Криминальная приватизация – криминальная экономика. На гнилом фундаменте невозможно построить добротный дом.

Трудовые коллективы должны осуществлять свою деятельность на рыночных основах и полностью отвечать за результаты своей деятельности. Члены трудового коллектива собственники, а не наемные работники. Зарплаты в трудовом коллективе не должно быть, зарплата – институт для наемных работников. В трудовом коллективе должны доминировать внутрипрозводственные товарно-денежные отношения на всех структурных уровнях. Для этого необходимо будет разработать внутрипроизводственные цены по всем видам работ и услуг и соответствующий учет. За производственными структурами всех уровней (индивидуальные работники, бригады, производственные участки, цеха, производства и т.п.) закрепляются (передаются в хозяйственное ведение или сдаются в аренду) основные производственные фонды, в процессе производства продаются оборотные фонды (сырье, комплектующие, энергия и т.д.) и покупается произведенная продукция или услуги. Никакой зарплаты: доход – расход (включая амортизацию оборудования) = результат. Сэкономил сырье, энергию, увеличил эффективность оборудования – твое. Перерасходовал сырье, материалы, снизил эффективность оборудования – тоже твое. Всё твое: и экономия, и перерасход. Во всем заинтересован и за все экономически отвечаешь. Ты – хозяин, собственник. Снизу доверху, многократная заинтересованность и ответственность за результаты труда. Управленческий персонал предприятия должен получать оплату своего труда в зависимости от результатов деятельности в целом предприятия.

Работа в целом предприятия на рыночных условиях и изложенные выше внутрипроизводственные товарно-денежные отношения есть новый, более высокий уровень развития рыночной экономики, соответствующий требованиям времени.

Опасения неэффективности трудовых коллективов в качестве субъектов рыночной экономики несостоятельны. Зарубежная практика и практика народных предприятий в нашей стране подтверждают их значительно более высокую эффективность по сравнению с частными предприятиями, использующими труд экономически безответственных наемных работников.

2. Большое значение в развитии страны должен занимать частный капитал, основанный на таланте, инициативе и труде его создателей. Созданные частным капиталом предприятия национализации не подлежат, что будет закреплено в новой Конституции страны. Однако сегодня его деятельность и развитие сковывается олигархическим монополизмом и существующими неблагоприятными условиями: административными барьерами, удушающим кредитованием, всеобщей коррупцией, незащищенностью прав собственности, судебным произволом, «крышеванием» организованной преступностью и правоохранительными органами, отсутствием личной безопасности. В предлагаемой новой рыночной экономике все эти отрицательные явления в нашей жизни будут устранены или минимизированы.

3.Для развития страны нам необходимо наиболее полно использовать весь инициативный и творческий потенциал всего нашего народа. Незаменимую роль в этом процессе должны сыграть и кооперативы: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, промысловые, сбытовые, потребительские, кредитные и другие.

Например, сегодня в России имеется большой потенциал единоличных подсобных сельских хозяйств в обеспечении продовольствием страны, но он совершенно не используется. Соответствующие кооперативы могли бы покупать у неорганизованного населения его разнообразную продукцию, снабжать сельских производителей необходимыми материалами для производства и реализовывать продукцию через свои магазины.

В Европе более 100 тысяч кооперативов во всех сферах деятельности и они играют огромную роль в жизни общества. Кооперативное движение развито в Индии и ряде других стран. В России до прихода к власти большевиков кооперативное движение также мощно развивалось. Народное государство должно максимально использовать потенциал кооперативного движения, оказать организационную помощь и создать все необходимые условия для их эффективной деятельности: материальные, кредитные, налоговые и т.п.

4. Необходимо существенно увеличить роль малого частного бизнеса. Во всех странах мира малый бизнес играет огромную роль. Он раскрепощает частную инициативу, четко реагирует на рыночные сигналы, способствует обеспечению занятости населения, поддерживает конкурентную среду, утилизирует ресурсы, не используемые или недостаточно используемые в крупном и среднем производстве. Мелкие инновационные фирмы являются важнейшим источником появления новых технологий, обновления структуры общественного производства, одним из генераторов рыночной конкуренции. Успешное развитие малого бизнеса очень важно для повышения эффективности и гибкости экономической структуры и увеличения наших национальных конкурентных преимуществ.

В России малый бизнес присутствует в основном только в торговле и в сфере услуг, в сфере производства его практически нет в результате несостоятельности осуществляемой экономической политики.

Обычно в качестве мер поддержки малого бизнеса предлагается набор кредитных, налоговых льгот, субсидий и прочих мер, нацеленных на поддержание его жизнеспособности. Эти меры необходимы, но их недостаточно. Политику по развитию малого бизнеса необходимо привязать к целям и приоритетам структурной перестройки экономики России, что обеспечит малому бизнесу занятие им соответствующих ниш в производственной структуре и структуре спроса. Поддержка малого бизнеса при этом возможна, как минимум, по двум направлениям.

  1. Через интеграцию малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, способных выступить в роли стабилизаторов производства и генераторов экономического роста. Такими структурами могли бы стать корпорации и финансово-промышленные группы. Положительным моментом такого варианта промышленной организации являются гарантированные рынки сбыта для мелкого бизнеса.
  2. Самостоятельное завоевание рыночных ниш. Этот путь особенно остро нуждается в государственной поддержке – она должна быть сфокусирована на тех малых предприятиях и фирмах, которые обладают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности роста, прежде всего – в приоритетных направлениях структурной политики.

Для всех субъектов рыночной экономики необходимо будет создать благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности:

– существенно снизить налоговую нагрузку на бизнес за счет увеличения дифференцированного налогообложения физических лиц;

– установить минимальными ставки кредитования на уровне развитых стран за счет разумной кредитной политики Центрального банка и ликвидации постоянной инфляции;

– за счет превращения государства в главного закупщика сырьевых ресурсов и электроэнергии будет устранена основная причина инфляции, установлены приемлемые для потребителей устойчивые цены на электроэнергию, железнодорожные перевозки, бензин, дизтопливо и автомасла;

– административные барьеры будут максимально устранены в результате предлагаемой новой системы формирования власти и изучения соответствующего опыта в развитых и других странах, успешно открывших дорогу частному бизнесу;

– всеобщая коррупция будет устранена за счет ликвидации олигархического слоя снизу доверху в результате национализации бывших и действующих государственных предприятий, назначаемости и подконтрольности исполнительной власти представительной власти, общественным организациям и свободным СМИ;

– судебный произвол, беззащитность собственности будут устранены реорганизацией судебной системы: несменяемость судей будет заменена на их выборность народом на определенный срок после широкого общественного обсуждения и в СМИ предлагаемых кандидатур; будет устранена финансовая и материальная зависимость судебной системы от исполнительной власти в результате принятия специального законодательства, обеспечивающего её полную независимость;

– личная безопасность будет значительно увеличена за счет оздоровления всей жизни общества, ликвидации безответственности власти и правоохранительной системы снизу доверху, значительного повышения роли общества в жизни страны: политических партий и других общественных структур, негосударственных СМИ и т.п.

  1. Повысить роль науки в развитии России.

В технологическом развитии Россия намного отстает от развитых стран. Кроме добычи сырьевых ресурсов и первичной переработки сырья, мы по большинству видов товаров ничего современного, конкурентоспособного производить не способны. Большинство военного оружия и техники производим в основном за счет заделов предыдущего советского периода. Большинство закупаемого промышленного и сельскохозяйственного оборудования и техники – зарубежные. Стыдно говорить, но даже нашу кормилицу – нефть и газ – мы добываем в основном с использованием иностранных технологий. Практически вся современная электронная бытовая техника (телевизоры, компьютеры, телефоны и т.п.) – зарубежная, легковые автомобили в большинстве – зарубежные, одежда, обувь, половина продукции – зарубежные, даже картошку и ту закупаем. И т.д., и т.п. Сегодня из каждого потраченного российским покупателем рубля на отечественные товары приходится только 25 копеек. Всё остальное – импорт. Импорт, который был возможен за счет высоких мировых цен на сырьевые ресурсы. Сегодня этот способ жизни на халяву закрыт.

Основой развития являются знания, наука. Ведущая роль науки в технологическом развитии хорошо известна, кроме, видимо, нашей власти. Из общей суммы всех средств в мире, выделяемых на развитие науки, на Россию приходится всего 2%, на США – 32%. В развитых странах доля ВВП на затраты на науку составляет 2,5-3%, у нас 0,3-0,6%. Большая часть отраслевой науки, призванной реализовывать результаты фундаментальных исследований, уничтожена в результате либеральной приватизации. Процесс понижения роли науки в развитии страны продолжается и сегодня: разрушается Российская Академия Наук (РАН), наука передается в ведение чиновников. Очевидно, что наше отставание от развитых стран, прежде всего в научно-технологическом развитии, будет нарастать, а не сокращаться.

Учитывая нарастающую отсталость России в развитии, жизненно необходимо кардинально повысить роль науки в развитии страны, в том числе:

– создать Министерство науки и технологического развития для формирования и проведения государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности страны;

– восстановить РАН в прежнем формате;

– повысить государственные расходы на науку и научно-исследовательские работы в объеме, соответствующем требованиям времени и в значительно большем размере, чем подобные расходы в развитых странах;

– обеспечить научным работникам самую высокую в стране заработную плату;

– обеспечить эффективную деятельность РАН, действующих и вновь создаваемых научно-исследовательских институтов и различных научных центров; научно-исследовательская деятельность должны осуществляться на конкурсной основе с использованием соответствующих экспертных процедур отбора проектов; в тех видах научно-исследовательской деятельности, где объективно невозможно непосредственно материализовать её результаты, сохранить государственное финансирование высокого уровня;

– создать инфраструктуры, обеспечивающие коммерциализацию результатов НИОКР;

– освободить от налогообложения доходы, направляемые на цели развития науки и производства;

– субсидировать в необходимом объеме затраты на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на неё в России и за рубежом.

  1. Увеличить роль государства в развитии страны

По мере развития человеческого общества изменяются все его институты. Достигнутый уровень современного развития требует увеличения роли государства в развитии человеческого общества, а не уменьшения, как полагает либеральная идеология.

Увеличение роли государства диктуется:

– необходимостью преодоления стихийности в развитии человеческого общества, усложнением связей и взаимозависимостей в человеческом обществе и в человеческой цивилизации в целом (процессы глобализации), что требует «видимой руки» рынка, то есть увеличения роли науки и государства в развитии страны;

– доминированием общественной собственности на средства труда (представителем которой является государство), без чего невозможен переход на новый уровень рыночных отношений;

– необходимостью постоянного совершенствования структуры экономики и создания новых производств, что становится в основном заботой государства, так как трудовые коллективы, став хозяевами на действующих производствах, становятся самыми эффективными собственниками, кровно заинтересованными в развитии собственного производства, но не заинтересованными в создании новых производств, где будут свои трудовые коллективы;

– жизненной необходимостью преодоления нашего отставания; более чем 20-летняя практика показала, что наш частный капитал не способен решать эту задачу, и наше отставание от развитых стран увеличивается.

Без увеличения роли государства создать в России эффективную экономику невозможно. Время стихийности в развитии человеческого общества, «невидимой руки рынка» уходит в прошлое.

Увеличение роли государства не есть усиление бюрократизации жизни – эти функции по мере развития, наоборот, будут уменьшаться. Роль государства должна возрастать в создании условий для развития человеческого общества, в создании равных возможностей для развития бизнеса и каждого человека, каждой территории, каждого региона. Увеличение роли и функций развития, а не командования и принуждения.

Общенародная собственность на средства труда в качестве доминирующей формы собственности открывает широчайшие возможности увеличения роли государства в жизни страны. Появляется возможность оптимального сочетания плановых и рыночных рычагов: директивный план, индикативный (информационно-направляющий), рыночное регулирование.

Для осуществления планирования развития и контроля за их выполнением необходимо создать в составе правительства Государственный Комитет по планированию развития страны.

Планирование выпуска продукции для всех субъектов рыночной экономики должно осуществляться только индикативное (информационно-направляющее). Предприятия, все субъекты рыночной экономики самостоятельно планируют все показатели своей деятельности и развития, в том числе объемы выпуска своей продукции, ориентируясь на существующий и ожидаемый спрос и государственные заказы.

Директивно должно планироваться:

– развитие общественных средств труда; планирование должно осуществляться на основе научного анализа достигнутого мирового научно-технического уровня, тенденций его развития и имеющихся ресурсов страны. Цели планирования – структурная перестройка, модернизация и новая индустриализация экономики на основе формирующегося нового технологического уклада. В соответствии с утвержденной целевой программой развития общественных средств труда на конкурсной основе размещаются государственные заказы на строительство новых производств и модернизацию действующих. Для частного сектора планирование создания новых производств и модернизации действующих должно быть только индикативное;

– строительство государственного жилья для его сдачи в аренду нуждающемуся населению;

– развитие социальной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры, духовно-нравственной сферы, физкультуры и спорта.

Важнейшей задачей государства будет осуществление реструктуризации экономики. Конкуренция субъектов рыночной экономики всех форм собственности – необходимое условие эффективной организации народного хозяйства. Конкуренция – двигатель развития и прогресса, форма проявления природного закона единства и борьбы противоположностей. Без соперничества нет развития.

Частный капитал живет только своими интересами, а не интересами страны. Это вполне закономерно, это суть, природа частного капитала. Тем более иностранный капитал не заинтересован в решении наших проблем. Поэтому 25 лет в советскую антирыночную структуру никаких существенных изменений не внесено, поэтому в нашей экономике практически нет конкуренции и, соответственно, развития.

Структурная перестройка, диверсификации экономики – это задача преимущественно только государства. Но наша власть руководствуется либеральной идеологией – меньше государства в экономике и жизни общества. Пока к власти не придут силы, понимающие требования времени, Россия будет и дальше «особым путем» загнивать и плестись на задворках истории.

  1. Корпоратизация экономики – требование времени

Фундаментом развития современного производства является научно-технический прогресс. В развитых странах для его наиболее эффективного использования возникли огромные корпорации (фирмы) типа Дженерал Моторс, Тайота, ИБМ, Боинг и т.д., куда входят НИИ, КБ, заводы, транспорт, торговые организации и т.п. В крупных корпорациях работают сотни тысяч работников, в них входят десятки заводов и других производственных структур. В корпорациях используется внутрихозяйственный расчет и трансфертные цены. В отдельных сферах экономики существует по несколько крупных многоотраслевых корпораций, которые договариваются между собой о ценах, объемах, качестве и сроках поставки продукции, что позволяет корпорациям использовать научно-технические достижения и планировать производство на несколько лет вперед.

В нашей стране после ликвидации советской системы управления экономикой распались технологические цепочки создания наукоемкой конечной продукции. НИИ, КБ, заводы оказались самостоятельными субъектами рынка, что обрекло многие из них на банкротство, а заводы – на безнадежное техническое и технологическое отставание.

Для преодоления нашей отсталости, увеличения конкурентоспособности российских товаров, концентрации капитальных вложений и научно-технического потенциала, широкого внедрения научно-технических достижений в производство, экономии на трансакционных издержках нам в России, на основе опыта развитых стран, необходимо создать несколько сотен/тысяч корпораций, которые должны включать в себя научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, заводы, транспортные, торговые и сервисные предприятия, то есть интегрировать производство конечной продукции по всей технологической цепочке. Инвестиционный процесс корпораций должен осуществляться через систему государственных, государственно-коммерческих и коммерческих банков и банков корпораций. Корпорации должны формироваться на отраслевой и межотраслевой основе из предприятий и организаций всех форм собственности. Сотни тысяч малых и средних предприятий будут находиться в сфере влияний крупных корпораций, имея с ними договорные отношения.

Исходя из опыта развитых стран, корпорации должны производить 70-80% всей продукции в стране. Планирование своей деятельности осуществляется на основе платежеспособного спроса потребителей и конкурсных государственных заказов. Вертикально-интегрированные производственные корпорации автоматически не влекут угрозы монополизации, поскольку зарубежная практика показывает, что для возникновения необходимой конкуренции достаточно всего 3-4 корпораций, способных производить данный товар.

Согласование интересов общества и товаропроизводителей (корпораций и др.) производится на основе государственного прогнозирования развития народного хозяйства на длительную перспективу (10 и более лет), формирования концепции экономического и социального развития, а также комплексной программы научно-технического прогресса. На их основе создаются федеральные и региональные целевые программы в производственной и непроизводственной сферах, проекты научно-технических программ и систему конкурсных заказов корпорациям. Для составления планов корпораций с учетом общественных интересов государство составляет проект системы разнообразных экономических инструментов: финансово-экономических (налоги, рентные платежи, проценты за кредит, валютный курс рубля и т.п.), технико-экономических (предельные нормы загрязнения природы, стандарты и т.п.) и социальных (нижний уровень оплаты труда, длительность рабочего дня, требования к технике безопасности и т.п.).

Мы должны четко усвоить, что все наши действия, все наши решения, отношения собственности, организационные формы осуществления деятельности, то есть весь комплекс общественных отношений, всё их многообразие должны отвечать требованиям времени. Несоответствие требованиям времени – консерватизм, затхлость, загнивание, отсталость в развитии. Сегодня наступила эра господства интеллектуального труда, что предопределяет ведущую роль науки и творчества в развитии человеческого общества. Реализация этого требования времени возможна только через изменение организационных структур осуществления нашей деятельности. Осуществление деятельности на основе только предприятий устарело, предприятие – организационная структура прошлого, 17 – 19-х веков. Чтобы обеспечить успешное развитие, нам необходимо корпоратизировать экономику, создать сотни и, возможно, тысячи корпораций, включая сельское хозяйство (агропромышленные комбинаты). Только через них открывается широкая дорога для научно-технического прогресса, для успешного развития на современном этапе. Корпорации – не дань моде, а дань времени. Формы должны соответствовать новому содержанию, новому уровню развития.

Понимание природных закономерностей, диалектики развития, требований времени – единственный путь успеха.

О множестве вторичных компонентов успеха будет изложено в последующих статьях.

Ноябрь 2016 г.

Тихонов Владимир Агеевич