Русский Мир: реальность или эвфемизм?

В Санкт-Петербурге прошло заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива» на тему «От “Русской Доктрины” к Доктрине Русского Мира»

Вчера в Санкт-Петербурге прошло заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива». Клуб представляет собой совместный проект «Русской народной линии», Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания» и Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (СЗИУ РАНХиГС).

С докладом «От “Русской Доктрины” к Доктрине Русского Мира» выступил директор Института динамического консерватизма, доктор философских наук, заместитель председателя Изборского клуба Виталий Владимирович Аверьянов.

По мнению докладчика, за последние десятилетия в России произошли парадигмальные изменения в интеллектуальном сообществе. В нашей стране, уверяет философ, необходимо сформировать смыслократию – слой людей, производящих смыслы. В качестве примера подобных «долгоиграющих» общественных институций Виталий Владимирович привел западное масонство и исламский суфизм. В России не состоялась институционализация смыслократии. Мы находимся на заре формирования этого слоя. Докладчик полагает, что Изборский клуб можно признать одной из попыток институционализации смыслократии.

Говоря о «Русской Доктрине», докладчик вспомнил, что во время появления она была неоднозначно принята обществом. В 2007 году в ее продвижении принимал участие митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доктрина воспринималась политическим сообществом и партийными структурами как вызов. «Русская Доктрина» представляет собой целостный продукт, своего рода живой организм, попытку преодолеть раздробленность. Виталий Аверьянов считает степень влияния «Русской Доктрины» незначительной, хотя по косвенным признакам можно судить об ее инфильтрации в политическую практику. «Русская Доктрина» создавалась как резервная идеология для России и была рассчитана «на вырост». Это своего рода квазигосударственная идеология.

Помимо «Русской Доктрины» было составлено ее краткое изложение «Преображение России» и некий катехизис в форме вопросов и ответов «Мы верим в Россию». На XII Всемирном Русском Народном Соборе прошло обсуждение документа «Молодое поколение России». Идеи «Русской Доктрины» получили развитие в докладах Изборского клуба, созданного в 2012 году. Круг тем, затронутых в докладах широк, – преодоление раскола «красных» и «белых», империя, православный социализм, переход к новому технологическому укладу, вопросы производственной безопасности и др. Наибольшие дискуссии вызвала проблема синтеза советского и досоветского опыта. И хотя Советский Союз не возродить, но некоторые советские достижения желательно было бы возвратить. Например, в советское время в сфере СМИ, массовой культуры и образования действовал созидательный вектор, направленный на повышение антропологического уровня человека, проповедовалась идея строительства ради будущих поколений, инновации преподносились как локомотив общества.

«Доктрина Русского Мира» более «заточенный» документ. Русский Мир, по глубокому убеждению разработчиков Доктрины, это некая фундаментальная тенденция, а вовсе не пропагандистский ход. Именно этой позиции придерживается Святейший Патриарх Кирилл. «Доктрина Русского Мира» предусматривает два вида патриотизма – государственный и народный, цивилизационный, патриотизм Русского Мира, не сводимый к государственному патриотизму. Русский Мир – низовое, стихийное, народное движение, опережающее и подстегивающее государственное движение. В нашей истории масса примеров того, когда народное опережало государственное, например: Воссоединение Украины с Россией, первопроходцы Сибири, добровольческое движение в ходе русско-турецких войн, подъем народного духа на Донбассе в 2014 году. Согласно «Доктрине Русского Мира», у Русского Мира есть своя идеология, а Конституция РФ, запрещающая государственную идеологию, ей не помеха.

Виталий Аверьянов сообщил о случаях предвидения, точных прогнозов, которые делались разработчиками «Русской Доктрины» и авторами докладов Изборского клуба. В частности, была предсказана ситуация в Сирии и создание Национальной гвардии. А военный доклад Изборского клуба, полагает В.Аверьянов, лично читал министр обороны России Сергей Шойгу. Поэтому то, чем занимается Изборский клуб, не является чисто экспертной, кабинетной деятельностью. Идеи Сергея Глазьева, члена Клуба, напрямую влияют на процесс евразийской интеграции.

В центре «Русской Доктрины» лежит динамическая консервативная идеология, постулирующая способность традиций, цивилизации и культуры к обновлению без утраты собственной идентичности. Доктрина есть попытка построить идеологию, основываясь на собственном тысячелетнем опыте. «Русская Доктрина» была написана на «волне немотивированного оптимизма», который имел место в 2005 году. В ее составлении приняло участие 70 человек. Доктрина воспринималась ими как реализация их мечты, хотя бы на бумаге.

Доклад Виталия Владимировича Аверьянова вызвал множество вопросов. Участники просили докладчика прояснить значение понятия «смыслократия», определить соотношение Русского Мира, Третьего Рима, Славянского, Православного и Евразийского миров. Некоторых смутило, что Виталий Владимирович, говоря о смыслократии, в качестве примера привет масонство и суфизм.

Затем участники дискуссии выступили с короткими репликами.

Главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Георгиевич Дверницкий признался, что «Доктрина Русского Мира» не позволила ему почувствовать, что такое Русский Мир. Доктрина – лишь бумага, которая не оказывает влияния на реальную жизнь. В ней не хватает образов, а, кроме того, она оторвана от Священного Писания.

Член правления Брянского землячества в СПб «Пересвет» Александр Павлович Цыбульский высказался об экономической составляющей «Русской Доктрины».

Член Собора православной интеллигенции доктор экономических наук, профессор Валерий Николаевич Андреев выступил с жесткой критикой идеи закона «О российской нации». Ученый уверен, что без русских Россия существовать не может. СССР развалился, считает он, из-за того, что русский народ был лишен субъектности. В настоящее время вопрос субъектности русского народа ключевой. Попытка же конструирования очередной искусственной нации – российской нации – «вредный, самоубийственный бред», заключил эксперт.

Профессор кафедры истории и политологии Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук Александр Иванович Кугай обратил внимание на трудности определения членов Русского Мира. Русский Мир сердцем и умом принадлежит к российскому государству, русской культуре, общим завоеваниям, победам и трагедиям. Что же касается понятия «российская нация», то оно, убежден профессор, обнимает все народы, проживающие в России. Нация создается округ этносов.

Эксперт РАН, экономист, публицист Николай Леонидович Крячков высказался о перспективах ростовщичества в рамках Русского Мира. По мнению некоторых экономистов, идеалом для этого мира является беспроцентная экономика.

Реплика сопредседателя Собора православной интеллигенции, доктора философских наук, профессора Алексея Николаевича Швечикова касалась методологических оснований и парадигмы будущего российского общества. Для того чтобы разговоры претворялись в дело, необходимо определить куда, зачем и как мы идем. Только так можно создать новое российское общество.

По мнению депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 3-4-5 созывов Андрея Николаевича Черных, в России ощущается нехватка серьезной концепции. С учетом того, что мир перешел в состоянии многополярности, концепции России неизбежно придется конкурировать с концепциями других миров (полюсов). Противостояние (конфликт цивилизаций, столкновение) неотвратимо.

Один из разработчиков «Русской Доктрины» Константин Анатольевич Черемных считает, что Великобритания будет пытаться стравить два полюса – Россию и США.

Доктор философских наук Олег Валерьевич Самылов призвал задуматься над тем, какие институты распространяют метастазы в нашем обществе, в результате чего наблюдается деградация образования и науки.

Православный публицист священник Сергий Чечаничев вспомнил прошедшее 7 декабря 2005 года заседание Санкт-Петербургского Патриотического Форума, на котором состоялась презентация «Русской Доктрины». По мнению отца Сергия, идеи «Русской Доктрины» материализуются, входят в русскую жизнь, в итоге наблюдается уход от либерализма. В России ныне пропагандируется патриотизм и державность. Хранителем и держателем ценностей, которые суть заповеди Божии, является Русская Православная Церковь. Если русское общество не войдет в Церковь, Русский Мир не состоится. Русский Мир можно объединить только на духовной основе. Важно, чтобы наш народ вернулся к вере в Бога – в противном случае, зачем Богу такой народ. Ныне же в России мало носителей православной веры, еще меньше тех, кто регулярно участвует в Таинствах.

Размышления политолога, доктора философских наук, профессора Сергея Викторовича Лебедева были посвящены соотношению Русского и Славянского миров.

Координатор движения «ЗА» Александр Федорович Чернавский высказался о проблеме народосбережения в «Русской Доктрине».

Известный монархист священник Роман Зеленский назвал «Русскую Доктрину» попыткой с философской точки зрения осмыслить Русский Мир. В основе Русского Мира лежит божественная идея Царства, создания на земле образа Царствия Божиего. Русский Мир и Третий Рим по сути одно и то же. Необходимо «Русскую Доктрину» соединить с богословием.

Главный редактор «Русской народной линии», председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов считает «Русскую Доктрину» попыткой концептуального осмысления России. Изборский клуб ранее соединял два крыла нелиберального спектра – левый и правый. Сейчас клуб перешел на новую ступень развития, перейдя на содержательную русскую патриотическую точку зрения. А.Степанов признался, что идея смыслократии ему непонятна и не близка. Смыслократами можно считать не масонов, а русских консервативных мыслителей, которые осмыслили путь России. Опираясь на их труды, нынешнее поколение может осмыслить будущее России. Понятие «Русский Мир» есть эвфемизм понятий Российская империя, правильно понятый русский народ. Никакого Русского Мира в реальности не существует. Неслучайно этот термин был внедрен в общественное сознание людьми чуждого духа, в частности членами кружка Петра Щедровицкого. Что же касается соотношения российской нации и русского народа, то надо понимать, что русские – это суперэтническая общность. Говоря о законопроекте «О российской нации» и других попытках законодательного воплощения идей, эксперт заявил, что формализация может создать ненужные сложности. Какая собственно разница, как называется глава Российского государства – Президентом, Императором и т.д., – главное, что Россия постепенно возвращается на исконные рельсы развития.

Директор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор экономических наук, кандидат исторических наук профессор Владимир Александрович Шамахов считает, что Изборский клуб проделал колоссальную, полезную работу, которая проявляется как в концептуальной, так и в практической плоскости. Он выразил готовность сотрудничать с Клубом. «Русская Доктрина», убежден он, могла бы лечь в основу формирования национальной идеологии России. Он сообщил, что в возглавляемом им Институте была открыта научно-исследовательская Кафедра россиеведения. Кафедра займется разработкой идеологии, доктрины на основе тысячелетнего опыта России. Владимир Александрович пригласил всех желающих принять участие в этом деле.

В заключение Виталий Владимирович Аверьянов ответил на вопросы и критические замечания, прозвучавшие по ходу дискуссии. Заседание клуба «Консервативная перспектива» завершилось чаепитием и оживленным обсуждением поднятых проблем.

В заседании также приняли участие: доктор психологических наук профессор Валентин Евгеньевич Семенов, член «Партии Великое Отечество» Юрий Владимирович Журавлев, эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов, заместитель главного редактора «Русской народной линии», секретарь Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания» Александр Валентинович Тимофеев, блогер Дмитрий Викторович Гусс, секретарь Президиума Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской митрополии Михаил Арсеньевич Кустов, судья в отставке Алефтина Сергеевна Тимошенко, координаторы Петербургского отделения движения «Народный Собор» Андрей Борисович Цыганов и Евгений Андрущенко, преподаватели, аспиранты и студенты Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России.

Источник