Казус полковника Захарченко

ПравоСобытия

В данное преступление вовлечено множество людей, которые обладают должностными полномочиями и могут принимать ключевые решения


Протоиерей Александр Шестак о резонансном деле и эффективных мерах по борьбе с коррупцией …

Как сообщалось, на швейцарских счетах офшорных фирм, связанных с семьей замначальника управления «Т» ГУЭБиПК МВД Дмитрия Захарченко, обнаружено 300 млн. евро. Таким образом, речь идет уже не только о похищенных средствах «Нота-банка», частью которых называлась изъятая ранее у Захарченко сумма в 8 млрд. рублей. В Антикоррупционном комитете не исключают, что теперь обвинение может быть переквалифицировано.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» полковник полиции в отставке, кандидат юридических наук, заведующий сектором МВД в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Александр Шестак:
Работник этой системы не мог в одиночку обогатиться, ибо невозможно утаить подобные деяния от своих сослуживцев. Иное дело, когда человек единожды принял взятку, самостоятельно расследуя дело. Но если он постоянно берет взятки, то об этом становится известно его коллегам. И покрывательство так называемого товарища приводит к печальным последствиям. В данное преступление вовлечены ни один и ни два человека, а множество людей, которые обладают должностными полномочиями и могут принимать ключевые решения. Возможно, что он не является первой скрипкой в этом криминальном оркестре, а всего лишь несет послушание, данное ему более влиятельными фигурами.
Кто воспитывал Захарченко? Какое должно быть его нравственное и духовное состояние, чтобы таким образом поступать? Одно дело, когда человек крадет, потому что ему не хватает денег на хлеб, или берет взятку, чтобы семья не умерла с голоду. Но когда ворочают такими суммами! Этих денег хватит на много-много лет не только на себя, но и на детей, внуков и прочих сродников, вообще, на несколько поколений вперед. Поэтому, обворовывая других, он обворовывает, прежде всего, себя. Эти деньги он не возьмет с собой в гроб. А как ему отвечать на суде пред Богом? Я полагаю, что он крещеный человек, но об этом, видимо, он не задумывался. И поймет лишь тогда, когда встанет вопрос об ответственности и других вещах, которые часто всплывают перед человеком, находящимся на грани жизни и смерти.
Для всех нас ситуация с Захарченко должна стать уроком! Оказывается, надо контролировать и обеспечивать столь ответственные должности духовно и нравственно проверенными людьми, которые, прежде чем что-то совершить, спрашивают свою совесть: правильно ли я поступаю?
Мы часто измеряем наказание тюремными сроками, а ведь у нас нет конфискации имущества, хотя надо бы вернуться к этому наказанию. Нужно конфисковать имущество не только Захарченко, но и его сродников. В этом случае можно посадить на 10 лет, что вполне достаточно. Но раз нет конфискации, то он отсидит всего лишь 10 лет, а денег у него на 200 лет вперед.
Кроме того, должна быть гласность. Кто такой Захарченко? Откуда он родом, кто его подельники, родственники? Почему его жена не спросила: зачем ты мне покупаешь дорогие вещи, ты не думаешь об ответственности? Родственники должны отвечать за деяния преступника, который ворует или берет взятки, а они видят, но молчат!
Нужна гласность, чтобы все граждане знали его фамилию, запомнили в лицо и чтобы он в дальнейшем близко не смог приблизится к государственным должностям. Для всех, кто совершает подобные должностные преступления, самое главное наказание — конфискация имущества, гласность и осуждение ведомства, откуда появился преступник. Он представлял Управление по борьбе с коррупцией, но почему оно становится рассадником этих преступлений? Надо выяснить, кто его назначал на эту должность. Почему не разглядели человека? Должна быть изменена вся система назначений, которая приводит к таким последствиям. Система внутреннего контроля в этом Управлении отсутствовала, что очень показательно для принятия важных управленческих решений в деле наведения порядка в этой сфере.
Мы всякий раз боремся за разговор с людьми о Православии, совести, внутреннем духовном содержании, стремимся проводить занятия по «Основам православной культуры», отвечать на вопрос, что является смыслом жизни? Но мы не имеем возможности поговорить на эти темы с сотрудниками, которые занимают столь ответственные посты. Если бы были предварительные встречи, то можно было бы избежать подобных преступлений. Как только человек понимает, что живет не ради денег и генеральских погон, а для подготовки встречи своей души с Богом, то будет слушать голос своей совести и правильно поступать.
Я считаю, что не следует вводить смертную казнь даже за столь резонансные преступления. Нет, достаточно гласности. Я против смертной казни, потому что еще много-много лет назад царь Камбис повелел содрать кожу с судьи, который брал взятки и обтянуть его кожей кресло, в котором должен был сидеть следующий судья. Но даже столь варварское наказание не предотвращало преступлений. Смертная казнь не решит проблему. Нужны гласность и конфискация имущества, чтобы человеку было невыгодно совершать преступления, ибо лишится всего, что заработал.
К сожалению, в России нет такого отношения к государственным служащим и сотрудникам полиции, как, например, в Израиле. У израильтян и мысли нет, чтобы предложить взятку сотруднику полиции. Государственный служащий должен быть охраняем и получать соответствующую зарплату. У судей высокая зарплата для того, чтобы они не брали взятки. Мы должны выстроить целую программу по формированию уважения к государственному деятелю. Конечно, мгновенно трудно сформировать подобное отношение, но это необходимо.
В связи с преступлением Захарченко необходимо расформировать все подразделение по борьбе с коррупцией. Все ответственны за своего товарища. Почему просмотрели? Рядом с тобой вор, а ты попускаешь?
Многие сотрудники повязаны взятками, поэтому не говорят об этом вслух. Латентность взяточничества и коррупция весьма высока. Из 90% всех фактов взяточничества в сферу органов внутренних дел или прокуратуры попадает только 5-10 %. В этих преступлениях заинтересован как взяткодатель, так и взяткополучатель. В этом и сущность распространенности данного преступления. Люди друг друга покрывают, а как только появляется человек, который не берет взятки, то преступление раскрывается! Нужно растить честных людей, на которых можно строить государственную и гражданскую безопасность.

Источник