Как обустроить наше образование

Открытое письмо президенту В.В. Путину …

Уважаемый Владимир Владимирович!

Большая часть населения гордится теми достижениями, которые произошли в России в самые последние годы; тем, что страна обретает свой истинный суверенитет; тем, что в лоно России вернулась исконно принадлежащая территория Крыма; тем, что в Ваших выступлениях и в выступлениях нашего Патриарха звучат решительные слова в защиту главных человеческих ценностей. Мы горды тем, что возродилась наша армия и то, что она продемонстрировала выдающиеся возможности в Сирии. Нас радует возрождение космической отрасли и многое другое.

Прекрасно, что в последнее время появились такие фундаментальные документы, как “Основы государственной культурной политики” (Указ Президента РФ № 808 от 24 декабря 2014 г.) и “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации” (Указ Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г.). Важно, что в этих документах, особо подчеркивается значение возрождения и развития нашей отечественной культуры, образования и науки, сохранение наших основных национальных ценностей – нравственных ценностей и патриотизма.

В то же время, отечественное образование находится в катастрофическом состоянии и это положение продолжает усугубляться. Озабоченность таким положением выражается в целом ряде статей, публичных выступлений, телевизионных дискуссий, во множестве обращений и высказываний в интернете, об этом говорят наш Патриарх (его Святейшество Кирилл), известные политологи, лидеры ряда парламентских партий, педагоги, выдающиеся деятели культуры, науки и образования, лидеры известных общественных движений и организаций. Опросы общественного мнения показывают, что подавляющая часть населения, родителей учеников и студентов, в том числе профессионалов, учителей, педагогов высшей школы, ученых и деятелей культуры негативно оценивают состояние отечественного образования. В одном из таких опросов, представленном 25 марта 2016г. на 1 канале телевидения в программе «Время покажет», были продемонстрированы ужасающие результаты, согласно которым 97,3% опрошенных выразили мнение, что наше образование совершенно неудовлетворительно (и только 2,7% охарактеризовали его положительно).

К сожалению, следует констатировать, что практическая реакция чиновников на эту озабоченность фактически отсутствует. И это не случайно.

Катастрофа в сфере образования накапливалась годами и связана с разрушительным характером реформ, проводившихся в нашей стране министерством образования на протяжении последних 15 лет. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что путь этих реформ оказался тупиковым по целому ряду определяющих позиций.

Более того, происходящее связано не просто с недопониманием отдельных руководителей от образования и ошибками, допущенными в ходе реформ, а носит объективный характер, обусловленный парадигмой, навязанной России мировой закулисой. К сожалению, такая порочная концепция реформы образования находит активную поддержку у «либеральной» части нашего истеблишмента и настоятельно и жестко проводится ею в жизнь. Вопреки распространенной уловке обвинять критиков в приверженности «laquo;теории заговора», такое положение дел можно констатировать с полной уверенностью на основе информации, ставшей доступной в последнее время.

Мы обращаемся к Вам в этот критический момент, поскольку дальнейшее развитие событий в области образования, в контексте реализуемой ныне концепции, разрушает научный, образовательный и культурный потенциал нашей страны, практически лишает ее будущего и кардинально разрушает систему национальной безопасности. Если отбросить лицемерную политкорректность и назвать вещи своими именами, то следует признать, что в сфере российского образования развернута и ширится настоящая гражданская война.

Сам термин «образование» означает образование человека, формирование его как личности, способной находить самостоятельное решение в сложных ситуациях, готового к продуктивному труду, умеющему постоянно учиться (что является основной спецификой информационного общества), а не подготовка кадров для общества потребления (как об этом цинично заявил один из бывших министров образования), способных лишь «угадывать квадратики» на Поле Чудес в рамках колониальной политики Запада. Современная политика в сфере образования не просто контрпродуктивна, но как показывают современные исследования, генетически чужда российскому народу, что ведет к его деградации. А это позволяет говорить о ней, как элементе войны Запада с Россией.

Для того, чтобы выйти из того состояния, в котором мы оказались сегодня необходимо сущностно изменить подход к системе образования. Для этого существует простой, ясный и апробированный путь, который был реализован в Советское время. Этот подход базировался на разработках и опыте великих ученых и педагогов прошлого, таких как Ломоносов, Каменский, Корчак, Сухомлинский, Макаренко и многих других, а также идеях выдающихся гениальных мыслителей прошлого. Эта система доказала блестящую эффективность нашего образования в Советское время. Мы имели лучшее в мире образование и это было широко признано, в том числе нашими идеологическими противниками и прямыми врагами (Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР, 13 мая 1959 г., Мэндерс). Таким образом, основной тезис, как обустроить наше образование, может быть сформулировано очень просто: «назад в будущее» плюс несомненные достижения современной цивилизации – информационные технологии, компьютер и интернет.

Основной задачей выхода из кризиса образования является немедленное устранение фатальных ошибочных подходов, заложенных реализуемой реформой образования.

Школьное образование

1) Необходимо восстановить нормальную систему формирования будущего гражданина страны.

Задача №1 восстановить полноценную систему воспитания, основывающегося на фундаментальных нравственных принципах. Это в значительной степени может быть достигнуто, если вернуться в начальной и средней школе к изучению выдающихся произведений литературы, созданных гениальными российскими писателями и поэтами. В этих произведениях талантливейшим образом раскрыты основные человеческие ценности и нравственные законы. Безусловно, в концентрированной форме нравственные основы содержатся во всех традиционных религиях. В связи с этим изучение такого предмета, как история религий, могло бы послужить очень эффективным методом введения нравственных законов в сознание подрастающего поколения.

2) Необходимо с самого раннего возраста, с начальной школы, ставить задачу о смысле жизни и предназначении человека.

3) Необходимо введение основных принципов взаимодействия и гармонизация личности и социума, основанных на морально-этических законах.

4) Сегодня в нашей стране разработаны качественно новые методы, делающие акцент на целостности знания и мышления, т.е. напрямую адресующиеся специфике человека эпохи глобализации, и позволяющие вывести его из подчиненности ценностям общества потребления.

В настоящее время основные принципы формирования личности через образование искажены. Реализуемая в настоящее время реформа образования, основанная на эгоизме и потребительских инстинктах, абсолютно разрушительна для формирования будущего.

Что необходимо сделать в школьном образовании, причем немедленно:

1) Определить образование не как сферу услуг, а как основную задачу формирования будущего.

Эта задача, которая не может быть решена на чисто потребительском уровне, не может быть коммерциализирована, и не может быть решена в полном объеме на частной основе.

Это глубокая научная и нравственная задача – государственная задача всего социума.

2) Необходимо немедленно упразднить метод оценки знаний на основании ЕГЭ. Принцип ЕГЭ разрушает основной смысл образовании – воспитание творческой личности. Творчество является важнейшим предназначением существования и развития человеческой личности.

Необходимо учить развивающегося человека находить нетривиальные решения и одна из важнейших задач учить учиться.

3) Для того, чтобы образование вновь стало полноценным, необходимо оценку знаний осуществлять на основе живого прямого взаимодействия Учителя и Ученика. Недопустимо и невозможно чтобы потенциал человеческой личности определял робот – компьютер. Такое механистическое восприятие качества человеческой личности абсолютно не соответствует ее потенциальным творческим возможностям.

4) Необходимо возродить естественную систему обучения и контроля знаний по всем предметам посредством осуществлений регулярных экзаменов при переходе из класса в класс (начиная с 4 класса) и заключительных экзаменов на аттестат зрелости.

Сюда должны быть включены экзамены:

1) по русскому языку (устно и письменно)

2) по литературе (сочинение)

3) по истории

4) по математике (устно и письменно)

5) по физике (устно и письменно с обязательным решением задач)

6) по астрономии и космологии

7) по химии

8) по основам биологии

9) по географии

10) по иностранному языку

Практически в соответствии с этим списком были определены предметы и экзамены по ним с первых шагов советской власти («Об экзаменах на аттестат зрелости и выпускных экзаменах за курс начальной и семилетней школы» утверждено Народным Комиссаром Просвещения РСФСР 9 октября 1944г.). Только таким образом можно обеспечить всестороннюю подготовку формирующегося молодого человека к творческой созидательной деятельности.

Образование в школе, среднее образование (10-11 классов) должно быть обязательным для всех граждан страны. Среднее образование должно быть бесплатным, т.е. осуществляться за счет налогоплательщика и специальных вложений крупного и среднего бизнеса в фонд государственного образования.

Для будущего страны совершенно необходимо сохранить специальные школы для одаренных детей.

Образование является государственнийшим делом и должно контролироваться и регламентироваться государством. В Советском союзе была очень рациональная и эффективная система образовании, включавшая 3 ступени:

1) Высшее -ВУЗы, ныне университеты, готовившие кадры высший квалификации.

2) специальное образование. Подготовка высоко квалифицированных специалистов в области техники, сельского хозяйства, медицины и т.д. – то, что раньше назывались техникумами, а сейчас рационально было бы назвать колледжами.

3) подготовка мастеров, профессионалов высокого уровня, специального класса – творчески одаренных умельцев и изобретателей, то, что раньше называлось ПТУ, а более правильно и престижно было бы назвать «Школа мастеров».

Необходимо срочно отказаться от болонской системы, как от абсолютно порочной и искусственной. В условиях нашей страны эта система лишь стимулирует отток лучших кадров за рубеж.

Набор абитуриентов в ВУЗы должен осуществляться на основании конкурса, обеспечиваемого высоким уровнем экспертных оценок – так, как это делалось и делается на протяжении веков в творческих специальностях (При отборе в балетные школы, художников, спортсменов и т.д.)

Высшее образование, так же как и среднее должно быть преимущественно государственным и бесплатным. Уровень образования для всех без исключения должен быть «элитарным», т.е. творческим.

Получившие бесплатное образование, обязаны в течении ряда лет (3 года) отработать по распределению на тех участках деятельности, которые являются актуальными для страны в данный момент.

От системы распределения должны быть освобождены выпускники ВУЗов, продемонстрировавшие высший уровень усвоения знаний, т.е. закончившие высшее образование с отличием.

Все ВУЗы должны иметь военные кафедры с тем, чтобы все учащиеся на всех уровнях получали высокую военную подготовку.

Необходимо полностью исключить принцип подушного финансирования в высших учебных заведениях. Штатный состав преподавателей и финансирование ВУЗов в целом не должны целиком определяться количеством учащихся, оставшихся после отчисления неуспевающих. Необходимо обеспечить строгое соблюдение принципа соответствия учащегося к требуемому минимуму знаний, которым он дожжен располагать согласно программе обучения.

«Народ, страна должна получать за свои деньги качественный продукт». В противном случае нас ожидает 100% деградация, так как плохо образованные люди, получив незаслуженный сертификат о высшем образовании, начнут занимать ключевые позиции в управлении, в науке и других творческих областях.

Учащиеся студенты, не справляющиеся с усвоением знания и соответствующими требованиями должны отчисляться из ВУЗа и проходить обязательную военную службу и только затем иметь право получать дальнейшее образование.

В то же время недопустимо прерывать процесс обучения для прохождения обязательной службы в армии (Это возможно только по завершению цикла обучения, а также для двоечников).

Бюрократизация образования сейчас достигла фантастического уровня. В настоящее время она такова, что у учителя, профессора, преподавателя практически не остается времени реализовать сам процесс обучения.

На ряду с этим моментом следует упомянуть нищенскую оплату труда преподавателей, вынуждающую их совмещать несколько мест работы.

Такой разрушительной ситуации не существует нигде в мире. Напротив, передовые системы образования требуют от преподавателей помимо собственно процесса образования непременно участвовать в профессиональной деятельности, чтобы совершенствоваться как специалистам. Наши преподаватели об этом не могут даже помыслить – на это у них не остается ни времени, ни сил.

Исключительно вредным действием современной концепции образования является упразднение и объединение целого ряда Вузов, имеющих глубокую историю своего создания и имеющих четкую задачу и предназначение. Это явление стало практически массовым, и при минимальных экономических выгодах, наносит колоссальный вред подготовке профильных специалистов. Эти порочные действия бюрократии широко обсуждаются в стране, не принимаются большинством населения (студентов, учителей школ и профессоров ВУЗов и т.д.). Критерии эффективности того или иного ВУЗа, разработанные чиновниками, в большинстве случаев являются искусственными и не отражающими существа дела. Это объединение практически приводит к уничтожению важных для страны специальных ВУЗов. Для того чтобы не разрушить систему профильного образования эту порочную практику необходимо прекратить.

Для того чтобы полностью не разрушить стимулы получения высшей квалификации, воплощающиеся при защите кандидатских и докторских диссертаций, необходимо укрепить институт аспирантуры и докторантуры и поднять статус научных степеней и званий.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы глубоко ценим результаты Вашей деятельности по многим направлениям! Но в данном случае бездействие в сфере образования грозит свести все достигнутое на нет. Ждать более нельзя – жизнь неумолимо идет вперед, и вырастают новые поколения, искалеченные министерством образования. Время категорически требует принятия самых решительных действий!

Для исправления сложившейся ситуации, просим Вас разрешить ее принятием Указов, не перекладывая в очередной «долгий ящик» законотворчества Государственной Думы.

Житель блокадного Ленинграда

Президент Лиги Защиты Культуры

Заслуженный деятель науки РФ

Почетный работник высшего и среднего проф. образования РФ

Лауреат государственной премии СССР

Вице-президент РАЕН

д.ф.-м.н., проф. Георгий Николаевич Фурсей

Изложенный текст письма поддерживают:

Академик РАО, доктор психологических наук, почётный доктор Софийского Университета имени Климента Охридского, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ, проф. Ш.А. Амонашвили

Депутат Государственной Думы, акад. РАО, доктор философских наук проф. О.Н. Смолин

Акад. РАН, акад. РАЕН, член Лондонского Королевского Линнеевского Общества, акад. Академии с/х наук Словакии,
акад. Аграрной академии Чехии, акад. Академии естественных наук Монголии,
Заслуженный деятель науки России, профессор генетики, Председатель Общественного движения «В защиту вавиловского наследия» В.А. Драгавцев

Доктор филологических наук (1995), профессор МПГУ, президент Российской ассоциации изучения проблем англистики (1999), лауреат премии имени Лосева (МПГУ), вице-президент Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики» (с 2011), президент Общероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики» Е.Н. Черноземова.

Чрезвычайный и полномочный посол, заслуженный работник дипломатической службы РФ А.П. Лосюков

Доктор психологических наук, заслуженный деятель науки России, проф. В.Е. Семенов.

Вице- президент международной Лиги Защиты Культуры В.С. Савчук.

И многие другие деятели культуры, науки и образования.

Источник