Государственная Дума: в школах и больницах—пить

ПравоСобытия

Алкогольное лобби протащило через Думу закон открывающий лазейки для торговцев спиртным на территории детских учреждений

С марта следующего года в России вступают в силу поправки в закон “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…”, который фактически отменяет существующий сейчас тотальный запрет на продажу алкоголя на территории школ, детских садов и учреждений здравоохранения. Новая редакция закона позволяет делать это в помещениях, которые не используются школой для организации образовательного процесса—например, в школьном кафе. Правда, закон позволяет вводить новые ограничения и запреты на уровне субъекта федерации. Именно поэтому в Петербурге общественники готовят обращение к губернатору и Законодательному Собранию с просьбой разъяснить свою позицию и предложением закрепить на региональном уровне полный и недвусмысленный запрет на такую торговлю

Основная лазейка для торговцев спиртным легализована в подпункте 1 пункта 2 новой статьи 16 закона. Если сравнить старую и новую редакцию этого пункта, получается вот что:

Было: «Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях»;

Стало: «Розничная продажа алкогольной продукции не допускаются:
1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении и пользовании:
образовательных организаций; …
юридических лиц …, осуществляющих медицинскую деятельность …,
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности».

Поскольку «Здание» и «помещение» – это разные объекты недвижимости, на практике закон может толковаться так: Некое «помещение» образовательного учреждения «непосредственно не используется для образования» (для лекций/семинаров), например, кафе, а значит, можно там торговать алкоголем. Очевидно, что лоббисты не просто так выделили «помещение», да еще и «непосредственное осуществление деятельности». Кстати, из закона точно не следует, что если какое-то помещение обычного здания используется для образования, в других помещениях нельзя торговать алкоголем.

Подп. 10 п. 2 ст. 16 еще запрещает торговлю на «прилегающих территориях» к «зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящихся во владении и пользовании…». И там опять есть забавный абзац: «Запрет … распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности» (образовательная, медицинская).

На практике это вызовет споры. Если, напр, в образовательном учреждении есть помещение для кафе, можно ли около этого учреждения со стороны входа в кафе торговать алкоголем и на улице?

Примечательно что новая редакция закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции)
была принята Думой, одобрена Советом Федерации и подписана Президентом одновременно с «законом о запрете воспитания». Причем по той же самой технологии – без обсуждения с общественностью, на стадии 2-го чтения.

Согласно данным сайта раскрытия информации Думы,
данный законопроект был принят в 1-м чтении – 27 апреля 2012 года, а сами скандальные поправки утвердил профильный комитет Госдумы РФ по экономической политике (85 страниц, автор всех изменений – председатель Комитета А. Аксаков) – 24 июня 2016 года. В тот же день, 24 июля, законопроект был рассмотрен и принят Думой сразу во 2-м и 3-м чтении (время рассмотрения 11 час. 42 мин. – 11 час. 45 мин.)

Возможно ли рассмотреть, обсудить, понять (!) и утвердить документ объемом 85 страниц за несколько минут? За 3 минуты?! А если еще учесть что на этом заседании Дума приняла еще больше 60 законов! Судя по стенограмме заседания Госдумы, депутаты не видят в такой «производительности» ничего особенного: «Коломейцев Н. В.: Не могли бы пояснить, как из одной страницы, которая была роздана, появилась восемьдесят одна и кто их прочитал? Аксаков А. Г.:
Данный законопроект активно рассматривался в течение длительного времени, и на заседаниях комитета он рассматривался три раза, в результате появился текст, который, на мой взгляд, может решить многие проблемы, в том числе связанные с распространением де-факто алкогольной продукции через аптечную сеть» .

На самом деле, в таких условиях, данный законопроект, также как и поправки в ст. 116 УК, которые ввели уголовную ответственность за причинение боли близким ( «закон о запрете воспитания») мог быть принят только при консолидированном голосовании фракции «партии власти», что и имело место. За принятие законопроекта проголосовали 234 «единоросса» и три «примкнувших» депутата из других фракций. Остальные депутаты от СР, ЛДПР и КПРФ почти в полном составе голосовали «против» или не голосовали вовсе. Принятие скандальных поправок стало очередной иллюстрацией игнорирования мнения «рядовых» депутатов, издевательством над здравым смыслом и общественностью. Итоги голосования по данному законопроекту, как впрочем, и по остальным, определила узкая группа лиц, взявших на себя ответственность за судьбы страны.

3 июля, опять же, одновременно с ювенальными поправками в УК, закон о возможности продаже водки в школе был подписан Президентом. Правда, его вступление в силу намечено (в отличии от закона о запрете воспитания, который вступил в силу 15 июля), только с 31 марта 2017 года. У родительских организаций есть время для того чтобы требовать от новой Думы отмены этого закона.

Впрочем, есть и еще одна хорошая новость: алкогольное лобби невнимательно прочитало текст закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…». А он предусматривает что на уровне субъекта федерации могут быть установлены любые запреты по торговле алкоголем. А, значит, родительские и патриотические организации могут требовать от региональных властей введения такого запрета. Именно так будет происходить в Петербурге—где существует Общественный уполномоченный по защите семьи. По сведениям РИА «Катюша», аппарат ОУЗС уже готовит соответствующие запросы в Смольный –с просьбой прояснить позицию городского правительства, а после выборов направит обращения к депутатам Законодательного Собрания с просьбой законодательно закрепить запрет на торговлю питием в школах чтобы лишить торговцев зельем соблазна искать в ВУЗах/школах «помещений», в которых «непосредственно» не учат.

РИА Катюша

Источник