«На кой ляд» нам этот «ляд»?

Новости регионовРегионы

«Русское Собрание» в Н.Новгороде продолжает топонимическую дискуссию о переименовании площади Лядова …

На состоявшемся недавно заседании «Русского Собрания» в Нижнем Новгороде был заострен вопрос о возвращении исторического названия площади Лядова, которая ранее называлась Монастырской. Вопрос непростой, насчитывая не один год, при этом многие руководители города и области, не говоря уже о православной общественности, «за» переименование. Но «воз и ныне там»…

С разрешения Сергея Скатова, председателя Нижегородского отделения РС, ниже мы публикуем обращение, переданное на днях главе Н.Новгорода И.Н. Карнилину (плод, так сказать, нашей дискуссии). Но давайте разберемся, а кто же такой этот Лядов, в честь которого названа площадь? Что за человек? Чем перед нижегородцами прославился?

В «Большой биографической энциклопедии» (см. интернет-сеть) приводится автобиография М.Н. Лядова. Давайте вместе пролистаем её, дорогой читатель, и проанализируем, достоин ли этот человек быть увековеченным на карте древнего русского города, в его исторической, особенной части?

Читаем: Мартын Николаевич Мандельштам, 1872 – 1947… Странно: Лядов и вдруг… Мандельштам. В автобиографии не указывается, что в его роду были Лядовы, какого вообще роду-племени был фигурант.

Родился в Москве, в семье купца. Отец разорился, когда мальчику было 8-9 лет. В 1881 г. поступил во II Московскую гимназию, учился хорошо до 3-его класса. Из третьего класса был исключён с тройкой по поведению за то, что обругал инспектора. Упоминание об этом событии явно говорит о том, что М.Н. Мандельштам гордился этим фактом своей биографии. Но чем здесь гордиться, когда надо было каяться в непослушании?!

Родители послали ослушника в Митаву (город в Латвии, недалеко от Риги), где жил довольно состоятельный дядя. В Митаве поступил в реальное немецкое училище. Не сдал выпускного экзамена «в виде протеста против насильственного обрусения немецких школ». Ещё один факт биографии, которым гордится М.Н. Мандельштам: протест против «насильственного обрусения». Значит, ему претила русскость, и себя он русским не считал.

С 14-ти лет, несмотря на жизнь у дяди, оплачивал своё содержание уроками и случайной работой. Опять явная обида, уже – на дядю. Отец и мать умирают. Благодаря встрече с братом Григорием, «впервые серьезно задумался над революционной работой»… Все-то Вам не так, Мартын Николаевич! Учеба не идет, работа – не нравится… Значит – в «р-р-еволионэры»?

Брат Григорий вернулся нелегально из заграницы, вернулся марксистом… Далее М.Н. Мандельштам поступает в 114-й Новоторжский полк. Здесь, как он пишет, «впервые близко сошёлся с забитой солдатской массой». Обратите внимание на слова: забитая солдатская масса. Они-то – «забитые», безликая серая «масса», а он, ежели имеет право судить? Не гордыня ли это? Причем, ничем не подкрепленная…

Уволен в запас младшим унтер-офицером. Далее его путь лежит в Императорское Техническое училище в Москве. Но студенческая жизнь не заинтересовала. Конечно, надо ведь, как всегда и везде, трудиться.

Благодаря технику Круковскому и брату Григорию, интересуясь марксизмом, поступил на химический завод за Даниловской заставой. Здесь организовал первый кружок рабочих и провёл первую стачку. Не хотел Мартын Николаевич, упорно не хотел приобрести специальное образование и служить на благо Отечества! Он выбрал путь разрушения, неповиновения, что было заложено в нём ещё в детстве.

Окончательно становится социал-демократом после ареста брата Григория.

В ноябре 1892 года был впервые арестован по делу Круковского, Ванновского, Егубова и др. После краткого тюремного заключения выпущен под надзор полиции. Далее участвует в организации Московского Рабочего Союза, помогает в организации нелегальной типографии в Москве, организует в Вишняках празднование 1 Мая. Арест. Высылается в Якутскую область на пять лет. Это было уже серьёзное предупреждение: мол, не туда, Мартын, стопы направил – не на созидание, а на разрушение! Затем получает ещё два года надзора, которые должен отбывать в Саратове.

Нелегально ездил в Москву и Ленинград (так он пишет), принял участие в организации майской демонстрации. В феврале 1903 г. перед арестом бежал из Саратова за границу. Вошёл в берлинский кружок искровцев. В Женеве сблизился с Лениным, встав на сторону большевиков.

Участвовал в событиях 9 января «в Ленинграде». Участвовал во II и III съездах своей партии. В декабрьские дни 1905 г. входил в состав исполнительного комитета МК по руководству вооружённым восстанием.

К чему же стремился Мартын Николаевич? Какие цели преследовал? Цель ясна и одна – разрушение, неповиновение. И это в тот момент, когда Россия вступила в Русско-японскую войну. На кого и на что он работает? На народ, но какой? На благо Отечества? Да это чистое предательство: в годы войны, когда Родине и так тяжело, добиваться захвата власти!

Принимал участие в Сибирском восстании. То есть заразу и далее распространял.

Получает мандат на Лондонский съезд. «Работает» в Питере, Москве, Финляндии. Несколько раз арестовывается, под судом.

Весной 1909 г. принимал участие в организации партийной школы на Капри. Обучал революционеров, говоря современным языком – террористов.

В 1911 г. вернулся в Россию, поступил на работу в Баку и всецело посвятил себя пропагандистской работе среди бакинских промысловых рабочих. Помогал проведению стачек.

С начала Февральской революции был избран товарищем председателя Бакинского Совета Рабочих Депутатов. Был редактором «Известий» Бакинского Совета. Во время гражданской войны в Баку (в марте 1918 г.) был избран председателем объединенных штабов Красной гвардии промысловых районов, а затем – членом президиума бакинского совнархоза. Участвовал в проведении национализации нефтяной промышленности. Дальше – турецкий плен, тюрьма, ожидание повешения. Вывезен в Грузию. Работал там статистиком, читал лекции. После возвращения Советской власти в Баку выехал в Россию. Назначен в Главтоп, а затем директором правления нефтяной промышленности. Как видим, своего добился: у власти!

И вот, наконец. в мае 1922 г. командируется на партработу в Нижний Новгород (должность третьестепенная). Но пробыл здесь недолго, потому что уже в мае 1923 г. назначен в Москве ректором Коммунистического университета имени Я.М. Свердлова, того самого нашего земляка, который отдал приказ о расстреле Царской Семьи.

В 1929 г. – начальник Главнауки, член коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1930 году – заведующий архивом Октябрьской революции. С 1932 года – на пенсии…. Какие-то брошюры, книжки писал-издавал, партийные, разумеется…

* * *

Итак. перед нами карьера профессионального революционера, идейного экстремиста-террориста, выражаясь современными навязшими в зубах терминами.

Что интересно: у него было несколько прозвищ, среди них – «Русалка», «Мартын», «Григорич», «Семенович», «Саратовец», «Лидин», но остановился – «Лядов». Думается, не случайно, взяв данную «кликуху» даже не в качестве псевдонима, а фамилии. Вот как трактуют слово «ляд» этимологические словари – «нечистый, чёрт», отсюда выражения – «ну тя к ля́ду», «на кой ля́д он мне», как вариант – «ле́ший», отсюда – «леда́чий», «леда́щий», то есть «непутевый, негодный». То есть, возвращаясь к нашей теме, площадь Лядова – это »чёртова площадь»! Площадь, заметим, в центре старинного русского города с многовековой православной историей, которая раньше была Монастырской в честь расположенного здесь древнейшего Кресто-Воздвиженского монастыря…

И хочется вспомнить слова последнего русского Императора Николая II, ныне причисленного к лику Святых: «Только та страна и сильна, которая свято чтит заветы своей старины». Так неужели наша история всё ещё начинается с 1917 года? И почему именем богоборца названа одна из центральных площадей древнего русского города?

И просятся в сердце стихи:

Ползает вонючим гадом

От зари и до зари,

Посылает Лядов к ляду

Церкви и монастыри…

Террористов вождь коварный

Злобу нёс из уст к устам.

Богоборец был вульгарный

Лядов, прежде Мандельштам.

Оскорблял он чувства русских:

В псевдониме – слово «ляд».

И недаром, потому что

Дьявол-ляд такому рад!

Площадь лядовой по жизни

Мандельштама названа.

Он насмешками всё брызгал.

В них – пречёрная слюна.

Православные все жаждут,

В душах пестуя любовь,

Чтобы площадь в граде нашем

Монастырской стала вновь!

Христоборцы, цареборцы –

Да уйдут в кромешный мрак!

Лишь Господь – всей жизни Солнце.

С Богом – ЛАД, а не бардак.

С Ним – троичность поцелуев,

Аромат с Ним, а не чад.

С Ним лады всех наших улиц

Райской музыкой звучат!

(Мария Сухорукова)

Участники Нижегородского отделения «Русского Собрания»:

Мария Сухорукова, член Союза писателей России, действительный член Академии русской словесности и изящных искусств имени Г.Р. Державина, профессор

Ирина Высоцкая, директор Нижегородского благотворительного фонда «Меценат»

* * *

Главе города Нижнего Новгорода И.Н. Карнилину

Уважаемый Иван Николаевич!

29 марта этого года состоялось совместное заседание Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание» и Нижегородской областной общественной топонимической комиссии при региональной организации СП России. На повестке дня стоял вопрос о возвращение площади Лядова Н.Новгорода ее исторического названия. В заседании приняли участие около 20-ти известных нижегородских ученых-историков, писателей, журналистов, художников, музыкантов, общественных деятелей, чье мнение было однозначно «за». От имени и по поручению участников заседания обращаемся к Вам лично с настоятельной просьбой рассмотреть данное предложение и поставить в затянувшемся споре точку!

Дело в том, что обсуждаемый вопрос, решение которого зависит исключительно от городской власти, нижегородская общественность поднимает не впервые.

В 2012 г. в Думу Нижнего Новгорода с предложением о возвращении площади Лядова исторического названия «Монастырская» поступило обращение более 30 почетных граждан, депутатов, ректоров вузов, общественных деятелей и других видных нижегородцев. В 2013 г. с просьбой о переименовании данной площади обратился митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий с приложением подписей свыше 3000 православных верующих. В 2014 г. аналогичные обращения были от инициативных групп ряда православных приходов Н.Новгорода, общественных организаций, среди которых историческое общество «Отчина», Нижегородское областное отделение Союза писателей России, Союз православных граждан, общество «Третий Муром» и др.

В 2015 г. при региональной писательской организации была создана общественная топонимическая комиссия, в которую вошли крупные историки и краеведы. Члены комиссии также обратилась к городским властям, сделав однозначное заключение об исторической ценности топонима «Монастырская» и необходимости его возвращения на карту города.

Мнение общественности было услышано. Так, в 2012 г. администрация Советского района вынесла официальное решение о согласии переименовать пл. Лядова в Монастырскую. Администрация города в лице О.А. Кондрашова публично объявила о решении переименовать площадь, правда, в Крестовоздвиженскую, как вариант нового названия. Проводились слушания в профильных комиссиях горДумы (во главе с депутатами В.А Растеряевым, Д.А. Анисимовым), одобривших инициативу. Но… Вмешались некие закулисные силы, и общественная инициатива уперлась в стену непонимания и противодействия со стороны ряда чиновников «от культуры». В итоге глава Думы Н.Новгорода прошлого созыва Олег Сорокин предложил отложить решение вопроса по переименованию пл. Лядова до общегородского референдума, дескать, вопрос слишком серьезен, чтобы его решали одни депутаты, а сам референдум провести во время выборов в новую городскую Думу в сентябре 2015 г… Референдум, как известно, проведен не был.

При этом аргументы наших «оппонентов» поражают своей предвзятостью и некомпетентностью. Рефреном, например, в их устах звучит нелепый довод о том, что не все нижегородцы «за»… Но скажите, у какого решения властей было и есть единогласное одобрение населения? Проводились ли референдумы-слушания, был ли консенсус по поводу скульптуры «Разорванный», поставленной на всеобщее посмешище в Мещерском озере? Или – о крайней необходимости строительства громадного торгово-развлекательного комплекса именно на пл. Лядова, который, мягко говоря, исказил исторический облик как самой старинной площади, так и всей исторической части древнейшего города? Вряд ли приемлем и довод о якобы тяжких финансовых тратах, кои город понесет в связи с переименованием пл. Лядова – здесь нет нумерации домов, ни одного адреса, следовательно, не требуется ни копейки на замены вывесок, бланков, печатей… Требуется лишь элементарное уважение к героическому прошлому своего народа, родного села, поселка, города, чувство исторической справедливости, которые изо дня в день мы обязаны прививать подрастающим поколениям!

Уважаемый Иван Николаевич! Мы знаем Вас давно как истинного патриота нашего города, как православного человека, не раз и реальными делами встававшего на защиту Русской Православной Церкви. Просим Вас не относиться к нашему ходатайству формально, перепоручая решение все тем же чиновникам!

С момента первого обращения общественности (в 2012 г.) многое изменилось в пользу возвращения площади Лядова исконного имени. «Монастырской» она именовалась до 1919 г., когда впервые была переименована – в Коммунистическую. Возродился Крестовоздвиженский монастырь, в прошлом году отметивший 650-летие своего основания. Завершена реконструкция площади, с планом которой здесь устаовлен замечательный монумент Воздвижения Креста Господня. Таким образом, несмотря на хитросплетения времен, монастырь был и остается, как говорят специалисты, исторической доминантой данного и близкого сердцу каждого нижегородца места!

А мы надеемся на Ваше мудрое решение.

С уважением,

от имени и по поручению участников заседания

В.В. СДОБНЯКОВ, председатель Общественной топонимической комиссии, председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России

С.В. СКАТОВ, председатель Нижегородского отделения «Русского Собрания», зам. директора Фонда памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая