Куда ни глянь – везде клан
Решение экономических и криминальных проблем Дагестана начнется только с возвращением русского населения
Руководство республики проявляет определенную озабоченность в связи с оттоком из республики русского населения. Но, к сожалению, никаких практических шагов к тому, чтобы остановить этот процесс, не предпринимает. При этом уже многие заметили, что чем меньше остается русских в данном субъекте РФ, тем громче звучат выстрелы не только в горах, но и в городах.
Автор этих строк родился в Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республике (ДАССР) в 1937 году. Автономной она была по Конституции СССР, а советской и социалистической – по существу. Традиционный ислам, получивший особое развитие во времена имама Шамиля, мирно сосуществовал здесь с советской властью. Опасность возникновения радикального исламизма появилась в 1991-м, сразу после распада СССР.
На базе русских крепостей
Первыми из народов Дагестана в XVII веке в состав России вошли кумыки. Три попытки присоединения к России персидского города Дербента (в 1722, 1775 и 1786 годах) успехом не увенчались. Лишь в 1806-м, выполняя приказ императора Александра I, генерал Григорий Глазенап овладел городом, и с этого дня Дербент вошел в состав Российской империи.
В 1846-м образована Дербентская губерния, которая вошла в состав Дагестанской области в 1860 году, после покорения имама Шамиля.Дагестан же еще семь лет оставался иранской провинцией. После блестящих побед в 1812–1813 годах русской армии во главе с генералом Петром Котляревским над персидскими войсками был подписан Гюлистанский мирный договор, по которому ряд кавказских территорий отошел от Ирана к Российской империи, в их числе и Дагестан. Вскоре здесь появились русские крепости: Внезапная, Бурная, Святой Крест, а также в селениях Ахты, Хунзах, Ботлих и др.
На базе русских крепостей в 1857-м основан город Петровск-Порт, а в 1866-м – Темир-Хан-Шура. Вместе с кумыками, евреями, армянами и азербайджанцами русские стали тем ядром, вокруг которого начало формироваться городское население области.
Сегодня дата вхождения Дербента в состав России забыта. 19 сентября 2015 года отмечалось 2000-летие города. Жители говорят, что это был праздник чиновников республиканского масштаба. И в своих выступлениях ни один из них не вспомнил, благодаря кому и каким образом этот персидский город оказался в составе Дагестана и России.
Образовавшиеся после распада Советского Союза идеологический вакуум и религиозная безграмотность населения стали питательной средой для распространения лжерелигий и псевдоидеологий. Инициаторы развала СССР оказались неспособны предвидеть, что своими действиями они расчищают дорогу такому опасному явлению, которое вскоре проникло не только в мусульманские регионы России, но и в ее центральные города, включая Москву и Петербург.
Через разрушенные границы хлынул поток пропагандистов радикального толкования ислама, успешной деятельности которых способствовали упадок экономики, уничтожение прежней государственной идеологии, рост числа безработных, снижение уровня жизни большинства населения, обострение межнациональных отношений и др.
Возникшие в Дагестане в связи с этим этнополитические процессы отразились прежде всего на русском населении, отток которого из республики с 1991 года резко вырос. Разумеется, основным фактором их исхода явились события в соседней Чечне и слабость местной и федеральной власти, которая не смогла защитить мирное население от беззакония и беспорядков. Наиболее уязвимыми и беззащитными оказались именно русские, не имеющие родственных кланов. Обострившийся религиозный экстремизм также способствовал этому процессу.
Определенную роль в происходящем сыграл тот факт, что русские не были допущены к распределению благ как в 90-е, так и в последующие годы. И это, несмотря на их основную роль в создании и укреплении экономики Дагестана, развитии его культуры, науки и образования.
Представительство русских в правительстве и других административных органах республиканской власти уменьшалось, опережая отток населения, тем самым провоцируя ускорение процесса.
Равнодушие центра
Изменение численности русского населения в Дагестанской области свидетельствует о качестве условий его проживания: 1897-й – 2,8 процента, 1913-й – 6, 1917-й – 12, 1939-й – 19, 1959-й – 22, 1994-й – 7,8, 2000-й – 5,6, 2014-й – 2,8 процента.
Стремительный рост числа русских в начале ХХ века стал результатом их активного участия в строительстве городов, заводов, фабрик, железных и шоссейных дорог, морского порта, вокзалов, электростанций и т. п. Русские учителя, врачи, инженеры, работники искусства способствовали развитию образования, науки и культуры в республике. В это время в многонациональном Дагестане русский становится языком межнационального общения.
Накануне и в ходе Великой Отечественной войны русские составляли основу административного аппарата республики. Из дагестанских 58 Героев Советского Союза и семи полных кавалеров ордена Славы почти половина носят русские фамилии, в том числе все восемь героев-махачкалинцев.
Следует признать, что в последнее двадцатилетие весьма негативную роль в происходящем в республике сыграло равнодушие федерального центра к проблемам республики и, в частности, его русского населения. Этим воспользовались этнические кланы, коррумпированные чиновники, экстремисты, террористы и радикальные исламисты.
Власти необходимо наконец осознать, что Дагестан – уникальная по своему составу республика и отношение к ней должно быть особенное. Если, например, два родственных народа – чеченцы и ингуши – не смогли жить в одной республике, несмотря на общий язык и культуру, то каково в Дагестане 36 народностям находить общий язык. Руководить республикой должен человек, не имеющий здесь родовых и клановых связей. Федеральный центр этого не понимает. Или понимает, но игнорирует.
Несколько обнадеживает позиция Владимира Путина, признавшего, что исход русских с Северного Кавказа означает потерю квалифицированной рабочей силы, а также целых отраслей производства, культуры совместного проживания народов. Также президент РФ озвучил намерение федерального центра обеспечить возврат людей независимо от их национальности.
Однако решение этой задачи крайне сложно. На наш взгляд, начинать надо с создания в Тарумовском и Кизлярском районах таких условий, при которых русские не будут покидать республику. С этой целью в названия этих районов нужно добавить слово «русский» или «казачий», в память об их принадлежности в прошлом к терскому казачеству. Это укрепит в сознании русского населения убежденность в том, что в Республике Дагестан они не чужие.
Далее, в административных и правоохранительных органах, учебных заведениях, других учреждениях надо ввести квоты на места для русского населения, в том числе для увольняемых в запас военнослужащих и членов их семей.
Решить стоящие перед Дагестаном задачи по кардинальному изменению экономической и криминальной ситуации без русского населения не получается.