В Арктике строится плацдарм
На Ямале прокладывают дороги
Россия продвигается по Арктике все дальше. Хотя некоторые нефте- и газодобытчики отложили освоение шельфовых месторождений углеводородов в этом макрорегионе, ни одна компания не снизила объемы инвестиций в объекты на территории континентальной части российской Арктики — на Ямале.
На северо-востоке полуострова создается крупнейший в регионе индустриально-транспортный узел. Он станет опорой дальнейшего движения РФ вглубь Арктики и главной точкой выхода уральско-сибирских регионов в Мировой океан.
Строящийся там новый арктический порт уже стал самыми большими российскими морскими воротами на Северном морском пути. А в дальнейшем именно Сабетта будет главным плацдармом для дальнейшего комплексного освоения арктических территорий.
Поселок построен на территории Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, запасы которого составляют 926 млрд кубометров газа по международной классификации. Глубина моря в этом месте (после дноуглубительных работ) позволяет подходить к Сабетте и современным грузовым судам, и уникальным танкерам-газовозам грузовместимостью 172 тыс. кубометров, длиной 300 м и шириной 50 м, и атомным ледоколам.
Кроме того, Сабетта располагается практически посередине Северного морского пути — кратчайшего морского маршрута между Европой и Азией вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана. То есть любое судно, вышедшее из порта, может доставить груз хоть в китайский Шанхай, хоть в испанский Виго, хоть в американский Норфолк.
«Проекты, реализуемые на территории Ямала, имеют ключевое значение в развитии арктической зоны России. Они полностью отвечают задачам стратегии развития арктической зоны и обеспечения национальной безопасности», — подчеркнул секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, проводя в начале ноября в Сабетте рабочее совещание, посвященное ходу реализации этого и других индустриально-транспортных проектов на Ямале.
Первый газовоз с ямальским сжиженным природным газом должен отойти от терминала в порту Сабетта уже в 2017 году. В дальнейшем Сабетта станет главным драйвером возрождения Севморпути.
В 2014-м через этот порт было перевалено 2 млн т грузов. Это более половины всей загрузки Севморпути в 2014 году.
А уже через пять лет продукция только двух новых ямальских индустриальных центров — Тамбейского и Новопортовского — увеличит загрузку СМП в шесть раз — до 25 млн т в год (с учетом ежегодной транспортировки 8,5 млн т нефти из Нового Порта). Однако, по мнению Минтранса РФ, Сабетта способна перевозить втрое больше грузов — до 70 млн т в год.
Чтобы новый арктический индустриально-транспортный узел показал свою эффективность в масштабах России и всего мира, необходимо соединить Сабетту с единой сетью железных дорог страны. Для этого необходимо построить 200 км железной дороги между Бованенково и Сабеттой и 700 км железнодорожного пути между станциями Обская и Коротчаево (проект «Северный широтный ход»).
И тогда по этому пути через Сабетту кратчайшим путем пойдут на мировые рынки десятки миллионов тонн российского зерна, металла и жидких углеводородов со всей Сибири и Урала. «Соединение Сабетты с железной дорогой, с Северным широтным ходом, откроет всей стране, всем компаниям ворота Севморпути в Мировой океан. И тогда наша страна, действительно получит возможность сделать мощный экономический рывок», — заверил губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.