«Мы не намерены снижать усилия по поводу создания атмосферы Русского мира!»

АктуальноРусский мир

В Москве начал свою работу Всемирный конгресс соотечественников

Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия будет защищать интересы соотечественников за рубежом. Напоминаем, что в Москве начал свою работу Всемирный конгресс соотечественников. Вопрос: ««Привлечем же соотечественника?»

Валерий Рязанский, председатель комитета Совета федерации по социальной политике, депутат Госдумы III-V созывов:

«Были планы по возвращению до 300 тысяч человек в год»

– Наверное, всем понятно, что такое соотечественник. Это человек, который говорит по-русски и который в силу каких-то обстоятельств оказался за границами своего Отечества.

При этом он сохраняет возможность говорить по-русски, думать по-русски, знакомиться с тем, что происходит в России, и время от времени участвовать в мероприятиях, которые организует его родное Отечество.

Я неоднократно был свидетелем того, как работают за рубежом с нашими соотечественниками.

В частности, в Сербии живут наши огромные диаспоры, работают там и по-прежнему считают себя очень близкими к своей исторической Родине.

Чем их можно привлечь и чем они должны заниматься здесь? Ну, во-первых, надо начать с семьи. Надо, чтобы в тамошних семьях не искоренялась тяга продолжать жить интересами родного Отечества и чтобы они продолжали говорить на русском языке.

Нужно, чтобы в тех странах, где у нас есть формы дружеского, политического и экономического влияния, ни в коем случае не закрывались русские школы, чтобы оставался уровень культурного и образовательного обмена.

Очень важно, чтобы в странах, где проживает большое количество наших соотечественников, продолжали функционировать центры науки и культуры, ведь, как правило, на их базе и строится основная работа.

Очень важной компонентой является и то, чтобы мы предоставляли как можно больше возможностей для образовательного процесса и обмена студентами и учили как можно больше молодых людей.

Я думаю, что не лишне будет говорить и о книгах, изданных на русском языке, о выставках, конгрессах, которые проходят в тех странах, где существуют наши центры культуры и науки.

То есть это очень многогранная работа, которую ведет и вело Федеральное агентство по делам соотечественников.

Знаете, опять же на примере взаимоотношений с Сербией я могу сказать, что мы с помощью наших соотечественников, с помощью самих сербов, которые очень по-доброму относятся к нам, к русским, ко всему тому, что происходит в России, помогли воссоздать и фактически заново выстроить многие элементы Русского некрополя в Белграде.

Фактически это был полуразрушенный некрополь. Еще немного – и, к сожалению, уже могли быть приняты решения о повторном захоронении, а значит, мы потеряли бы человеческие истории того времени, истории людей, которые в силу особых обстоятельств из-за Гражданской войны оказались за рубежом.

А ведь это тысячи и тысячи людей. Так что состоялось приложение усилий для огромного количества наших соотечественников!

Поэтому надо способствовать тому, чтобы Россотрудничество расширяло спектр своих возможностей по гуманитарному, образовательному и культурному сотрудничеству. Русский мир, конечно, должен расширяться!

Из-за не слишком активной позиции, занятой в 90-е годы, мы многое подрастеряли и действительно стали разделенной нацией, несправедливо разделенной нацией.

Поэтому всё это нужно интенсивно восстанавливать, не боясь усилий на этот счет, тем более что у самих наших соотечественников есть огромная тяга к такой работе.

Я был свидетелем многих таких мероприятий, которые проводятся в домах науки и творчества и в Сербии, и в Казахстане, и в Белоруссии.

Там существует огромная тяга к взаимодействию, к встречам, к творчеству наших русских писателей и поэтов, особенно – Пушкина, Достоевского, Льва Толстого.

Да, у нас сейчас работает программа по возвращению соотечественников, правда, не в тех объемах, в которых это было запланировано.

У нас же были планы по возвращению до 300 тысяч человек в год, но пока не удается выдерживать такие темпы. Что ж, на это есть несколько причин. И главная причина – это, безусловно, работа и занятость, ну, и остальные проблемы там, на местах.

Что ж, если есть некая неблагоустроенность для собственно живущих на этой территории, то трудно бывает создать какие-то особые условия для соотечественников.

Надо заметить, что это очень непростая наука, хотя в последнее время вырос поток людей, которые возвращаются и становятся активными людьми уже на своих территориях.

Надо просто не жалеть таких составляющих, как земля, возможность постройки дома, трудоустройство и т.п. и всячески помогать в этом.

Кстати, возвращаются в основном те люди, кто, как говорится, ближе к земле. И, слава богу, что таких людей становится больше!

У нас Дальний Восток и Сибирь очень нуждаются в такого рода активном населении, а в столицах его и так хватает…

Но надо обязательно давать возвращающимся на Родину определенные преимущества и преференции.

В царское время это делали, скажем, давая офицерам и землю, и соответствующие кредиты на постройку жилья и т.д. Все это нужно делать и сейчас.

Что касается возвращения пророссийски настроенных жителей Украины, то нужно спокойно пережить этот период времени без нагнетания страстей и без того, чтобы подливать масла в огонь.

Надо просто следовать тем принципам, которые были изложены в Минске.

Логика всех этих подходов и заключается в том, что мы должны уважать право Украины на то, как они будут устраивать свою собственную жизнь.

При этом всё должно быть в рамках международного контроля, международных правил и общепринятого международного законодательства.

Со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы не занимать здесь позицию какого-то давления. Путь мирного урегулирования всегда будет сопровождаться процессом неких договоренностей.

Так что на первом месте – мир и молчание пушек, и только потом всё можно спокойно обсуждать и обо всем говорить.

Наша позиция понятна: мы, русские, – разделенный народ, и снижать свои усилия по поводу создания атмосферы Русского мира мы не намерены.

Николай Ковалев, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, действительный член (академик) Российской академии естественных наук, бывший директор ФСБ РФ (1996-1998 гг.):

«Можно даже и не говорить по-русски, но любить Россию»

– Наши соотечественники – это те люди, кто говорит и думает по-русски. Но даже не это самое главное, потому что можно даже и не говорить по-русски, но любить Россию и, как говорится, душой и сердцем принимать ее.

Привлечь же людей из-за рубежа можно тем, что создать им здесь приемлемые условия для проживания, работы, учебы…

Но самое главное, чтобы эти люди почувствовали доброжелательное отношение как со стороны властей, так и от наших граждан, их соседей.

Иван Рыбкин, председатель Госдумы (1993-1995 гг.), секретарь Совбеза России (1996-1998 гг.), зампред правительства РФ (1998 г.):

«Её потянуло сюда…»

– Мой брат в советское время еще по комсомольской путевке уехал в Таджикистан строить Нурекскую ГЭС, а потом вернулся с семьей на Ставрополье.

Сестра вернулась из Каунаса, хотя почти всю жизнь прожила там и знает литовский. Её потянуло сюда к больному отцу, которому был нужен уход, и к своим братьям.

Сначала она в поселилась Калуге, а потом, когда еще цены не были такими, в кредит купила квартиру в Москве. Мы с дядей ей помогли, ну, и у нее были какие-то деньги от продажи квартиры в Литве.

Мои брат и сестра – высококлассные инженеры-строители.

С другой стороны, многочисленные группы моих родственников живут кто в Таллине, кто в Риге, а кто в Алма-Ате. Адаптировались – и не собираются возвращаться.

Те «подъемные», которые государство сейчас дает переселенцам, – это, можно сказать, капля в море!

Для того, чтобы обустроиться здесь, конечно, нужны совсем другие деньги и поддержка. Разве что люди будут переезжать в сельскую местность, где цены на жилье не такие…

Источник