Государственно-общественное взаимодействие в сфере образования, обеспечение безопасности. Идеологический аспект

Доклад Игоря Литвененко на Международной конференци «Антитеррористическое партнерство государств, бизнеса и гражданского общества: практика, наука, образование.

Государственно-общественное взаимодействие в сфере образования, обеспечение безопасности. Идеологический аспект.

От редакции сайта: несмотря на то, что с момента выступления И.А.Литвененко прошло несколько лет, тема, озвученная им в докладе (публикуется в сокращении), во многом не потеряла своей актуальности, а обозначенные проблемы требуют скорейшего решения.

Доклад Литвененко Игоря Анатольевича к.э.н., руководителя Общественно-политического проекта «Собрание родителей» на Международной конференции РУДН – МИД России Москва, 18-19 марта 2010 года «Антитеррористическое партнерство государств, бизнеса и гражданского общества: практика, наука, образование». Тема: “Государственно-общественное взаимодействие в сфере образования, обеспечение безопасности. Идеологический аспект”.

Уважаемые участники конференции.

На фоне волны террористических угроз и нападок, с которыми российское общество и государство буквально столкнулись в конце двадцатого и в начале двадцать первого века, политики зарубежных стран все больше предрекают для России потерю устойчивости управления и территориальной целостности. Трагические события сентября 2004 года, захват террористами школы с заложниками детьми и родителями в Беслане, гибель детей и офицеров специального подразделения, не оставили равнодушным ни одного человека, ни одного родителя в нашей стране. Что стало основным побудительным мотивом создания общественно-политического проекта «Собрание родителей» и нашим осознанным ответом деструктивным силам, пытающимся дестабилизировать общество и сделать невозможным созидательное государственно-общественное взаимодействие в российском образовании.

Идеологические цели.

Мы все без исключения являемся участниками образовательного процесса, в широком смысле этого слова. Современная семья, родители и дети испытывают на себе разного рода совокупность информационно-психологических, социально-экономических во всех сферах общественной жизни и как показывает опыт Беслана, диверсионно-террористических угроз. Именно семья, родители и дети находиться на передовой с «действующей» совокупностью негативных воздействий, которые имеют сложную природу, а по своим разрушительным последствиям, направлены на подрыв государство образующего института Семьи. Огромное количество абортов, разводов и демографический кризис являются сводками с передовой в этой войне.

В этой ситуации, самой заинтересованной общественной группой в антитеррористическом партнерстве разного рода и сохранении потенциала жизнеспособности и устойчивости государства, а также в позитивном и созидательном развитии целостной совокупности личность, семья, общество и государство, на наш взгляд является сообщество родителей. Ответственное отношение родителей к своим детям и будущему страны должно сохранять способность к консолидации и созидательному взаимодействию общества и государства по выполнению своего долга перед детьми и страной по образованию будущей России.

Именно против института Семьи и самой возможности созидательного государственно-общественного взаимодействия в школе были направлены террористический акт в Беслане и усилия деструктивных сил работающих на подрыв безопасности России.

Таким образом, Семья является главным фактором качества жизни (жизнеспособности) и устойчивости целостной совокупности – личность, Семья, общество и государство, а также эффективности государственно-общественного взаимодействия, а, следовательно, и антитеррористического партнерства государства и общества.

Современная система образования.

Каким образом стало возможным проведение террористами полномасштабной военной операции в российской школе? Наш ответ, созданная в российском образовании не правовая, коррупционная система управления образованием, отсутствие реально действующей системы государственно-общественного взаимодействия и контроля, а также отсутствие должной системы обеспечения безопасности участников образовательного процесса.

Коррупция в образовании.

Согласно исследованиям, проведенным в сентябре 2008 года центром ВЦИОМ, сфера образования занимает шестое место среди наиболее коррумпированных сфер и институтов общества, коррупцией охвачена практически вся система образования.

В свою очередь это подтверждается опытом реализации общественно-политического проекта «Собрание родителей» в период: 2005 – 2010 год. К типичным и массовым нарушениям действующего законодательства, имеющим признаки коррупции системы образования являются: –образовательное учреждение в нарушение подп. «ж» п.6 ст.13 Закона Российской Федерации «Об образовании» не имеет самостоятельного счета в органах казначейства.

-оплата охранных услуг в нарушение ст.779 Гражданского кодекса РФ производится родительским комитетом, не являющимся заказчиком по договору и не имеющим статуса юридического лица. Тем самым обязанность обеспечения безопасности детей в школе фактически возлагается администрациями школ на родителей, что противоречит ст. ст. 32, и ст. 51 Федерального Закона «Об образовании».

-нарушения действующего законодательства при размещении заказов по обеспечению питанием учащихся. Документация по проведению конкурса и государственные контракты на организацию питания заключаются с нарушением законодательства без участия общеобразовательного учреждения.

-при организации охраны государственных образовательных учреждений за счет бюджета расходы на охрану выделяются не школам, являющимся бюджетополучателями и государственными заказчиками при проведении торгов на закупку охранных услуг, а органам управления образования».

Директора школ.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» директор школы несет ответственность за жизнь и здоровье участников образовательного процесса и за качество образования. Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, в соответствии с Бюджетным Кодексом бюджетополучателем и в соответствии с ФЗ №94 государственным заказчиком. Однако, органами управления образования в нарушение действующих норм Федерального Закона «Об образования», ФЗ «О безопасности», а также, Бюджетного Кодекса, Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федерального Закона от 21.07.2005 №94 -ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» фактически директор и общеобразовательное учреждение отстранено от бюджета.

Создана система «безусловного» по сути тоталитарного подчинения и не правового управления общеобразовательными учреждениями, что лишает возможности директоров школ качественно выполнять свои служебные обязанности по обеспечению безопасности участников образовательного процесса и качества образования.

Не согласных с таким положением дел директоров органы управления образования увольняют по ч.2 ст.278 ТК РФ (по решению учредителя).

Участие родителей.

На фоне тотального в стране «не образования», так охарактеризовал состояние российского образования Ректор высшей школы экономики В.Кузьминов, участие родителей (законных представителей) в управлении общеобразовательным учреждением в нарушение (ст.38; ст.43) Конституции Российской Федерации и (ст.2; ст.52) ФЗ «Об Образовании» и (ст.2) Федерального Закона «Обезопасности» сведено к добровольно-принудительным поборам на «школьные нужды», в том числе за предоставление охранных услуг.

Тем самым, российские Семьи буквально приучаются к игнорированию Конституции и действующего законодательства. Таким образом, обществу дается установка «Каждый за себя», что приводит к формированию отчужденности в семье, детей от родителей и общества от государства.

Разрушение государственно-общественного взаимодействия в школе, лишает общество и органы государственной власти способности к консолидации и созидательному взаимодействию целостной совокупности – личность, Семья, общество и государство в критической ситуации.

В нарушение ст.2, ст.52 ФЗ «Об образовании» отсутствует правовой механизм, обеспечивающий реальное участие родителей в управлении общеобразовательным учреждением, что в контексте вышеуказанных нарушений действующего законодательства в сфере образования может быть объяснено только осознанным противодействием «надменной касты чиновников». Создание такого правового механизма и его функционирование полностью находиться в руках тех же разного уровня чиновников от образования, которые крайне не заинтересованы в открытии системы образования.

Выводы Счетной палата Российской Федерации, представленные в сводной аналитической записке «Об использовании средств федерального бюджета, направленных на обеспечение реализации национального проекта «Образование»» (бюллетень №9(129)/2008 год), в разделе 3.2.7. «Государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющие комплексные проекты модернизации образования», подтверждают формальный характер существующих органов самоуправления школой (Совет общеобразовательного учреждения) и необходимость принятия нормативно правовых актов по участию родителей в управлении образовательными учреждениями и процессе модернизации образования и прочее.

Новая модель.

Legatum Prosperity Index учитывает совокупность и взаимосвязь экономического развития стран, уровень инноваций и образования, а также безопасности граждан. Самыми благополучными странами являются Финляндия, Швейцария, Дания и т.д., Россия занимает только 69 место. В этой связи, очевидно, что международное сотрудничество в сфере демократизации системы управления образованием и противодействия коррупции, а такжеантитеррористическое партнерство будут адекватными мерами государства и общества на современные вызовы.

В свою очередь, наш проектный опыт мы отразили в своих предложениях в новую редакцию проекта общей части модельного Образовательного Кодекса для государств-участников СНГ, которые были приняты постоянной комиссией по науке и образованию (5.04.2006г. Протокол№2) и Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ. Считаем, что партнерство государств стран СНГ и гражданского общества направленное на создание демократической системы государственно – общественного управления образованием как в отдельных странах, так и в формате Содружества будет способствовать эффективному взаимодействию в деле обеспечения безопасности участников образовательного процесса и противодействия различного рода проявлениям терроризма.

Исходя из вышесказанного, очевидно и крайне важно повышение роли государства и общества в обеспечении безопасности и качества образования в целом. Главенство, особая важность сферы образования в государственном строительстве и обеспечения национальной безопасности очевидна. Мы убеждены, что инициатива Президента России Д.А.Медведева «Наша новая школа» крайне своевременна и должна стать решающим фактором сплочения государства и общества, а также международного сотрудничества в этих направлениях.

Используемые материалы:

1.Собрание родителей: общественно-политический проект: концептуальное исследование.: информ.-аналит.материалы. – М.: Об-во сохр. лит. наследия; Проектный центр «Докса», 2005 г. –92с. ил.- ISBN 5-902216-25-7.;

2.Грундвиг Н.Ф.С.; «О человеке в мире». -М.:2008 г.-140с., пер. с датского;

3. Ове Корсгард; «Борьба за просвещение», образование взрослых в Дании. Опыт пяти столетий, перевод с датского 2000г.;

4. Научная конференция «Государственная образовательная политика: история и современность», Сборник материалов. М.: ИИЕТ РАН им. Вавилова,2007г.-92с.-ISBN 978-5-98866-019-4.;

5. Месснер Е.Э. «Всемирная мятежевойна». -Жуковский; М.: Кучково поле,2004 г.-512с.- ISBN 5-86090-106-2.;

6. Бюллетень Счетной палата Российской Федерации (бюллетень №9(129)/2008 год), сводная аналитическая записка «Об использовании средств федерального бюджета, направленных на обеспечение реализации национального проекта «Образование»».

7. Письмо на имя Президента РФ от 05 февраля 2007 года №А26-06-25865;

8. Письмо в Общественную Палату РФ на имя Секретаря Палаты РФ от 13.04.2007 года вх. №09997-п;

9. Письмо на имя Президента РФ исх. от 08 ноября 2007года №САН –1353 (вх. А17-943 от 29 ноября 2007 года);

10. Письмо начальнику Референтуры Президента РФ вх. А26-06-163934 от 27.05.2008 года;

11. Ответ прокуратуры г. Москвы в Комиссию по законодательному обеспечению противодействия коррупции Государственной Думы ФС РФ (Председатель Комиссии Волков А.Н.) от 26.11.2009г. №21-220-2009/106643;

12. Ответ прокурора города Москвы от 20.01.2010года № 21-220-2009/4041;

13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, принятой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 года №537;

Будьте в курсе!

Подпишитесь на информационную рассылку.
Периодичность 1 раз в неделю.
Об особо важных событиях проинформируем дополнительно.